Лабарум

редактировать
Лабарум Константина I, воссозданный по изображению на фоллисе, отчеканенном c. 337. Три точки представляют собой «медальоны», на которых, как говорят, изображены портреты Константина и его сыновей.

labarum (греч. : λάβαρον) был vexillum (военный стандарт), на котором отображался символ «Chi-Rho » , христограмма, образованная из первых двух греческих букв слова «Христос » (греч. : ΧΡΙΣΤΟΣ, или Χριστός) - Чи (χ) и Ро (ρ). Впервые его употребил римский император Константин Великий.

Древние источники проводят недвусмысленное различие между двумя терминами «лабарум» и «хи-ро», хотя более позднее употребление иногда касается два как синонимы. Название labarum применялось как к оригинальному стандарту, используемому Константином Великим, так и ко многим стандартам, созданным в его подражание в мире позднего античности и впоследствии.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Видение Константина
  • 3 Описание лабарума Евсевием
  • 4 Иконографическая карьера при Константине
  • 5 Более позднее использование
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография

Этимология

Помимо происхождения от латинского labarum, этимология этого слова неясна. Оксфордский словарь английского языка не предлагает дальнейшего заимствования из латыни. Некоторые производят его от латинского / labāre / «шататься, колебаться» (в смысле «развевать» флаг на ветру) или laureum [vexillum] («лавровый штандарт»). Предполагается также заимствование латинского языка из кельтского языка или баскского. Существует традиционный баскский символ лаубуру ; хотя это имя засвидетельствовано только с 19 века, этот мотив встречается на гравюрах, датируемых еще 2 веком нашей эры.

Видение Константина

A фоллис Константина (ок. 337), показывающее изображение лабарума, пронзающего змею, на реверсе; надпись гласит: SPES PVBLICA

Вечером 27 октября 312 г., когда его армия готовилась к битве у Мильвийского моста, император Константин I заявил, что видение, которое привело его к мысли, что он сражался под защитой христианского бога.

Лактанция, гласит, что в ночь перед битвой Константину было велено во сне «очертить небесное знамение. щиты его солдат ". Повинуясь этой команде, «он отметил на их щитах букву X, проведенную через нее перпендикулярной линией и повернувшись таким образом вверху, являясь шифром Христа». Имея такую ​​маркировку на своих щитах, войска Константина приготовились к битве.

От Евсевия сохранились два рассказа о битве. Первый, более короткий, из Церковной истории не оставляет сомнений в том, что Бог помог Константину, но не упоминает ни одного видения. В своей более поздней «Жизни Константина» Евсевий подробно описывает видение и подчеркивает, что он слышал эту историю от самого императора. Согласно этой версии, Константин со своей армией куда-то шел (Евсевий не уточняет фактического места события, но оно явно не в лагере в Риме), когда он взглянул на солнце и увидел над ним световой крест., а вместе с ним и греческие слова Ἐν Τούτῳ Νίκα. Традиционно употребляемый латинский перевод греческого языка: in hoc signo vinces - буквально «этим знаком победишь». Однако прямой перевод греческого текста Евсевия на английский дает фразу «Этим побеждай!»

Сначала он не был уверен в значении явления, но на следующую ночь ему приснился сон в котором Христос объяснил ему, что он должен использовать знак против своих врагов. Затем Евсевий продолжает описывать лабарум, военный стандарт, используемый Константином в его более поздних войнах против Лициния, показывая знак Хи-Ро.

Эти два описания были объединены в популярном представлении в Константин видит знак Чи-Ро накануне битвы. Оба автора согласны с тем, что этот знак нелегко понять как обозначающий Христа, что соответствует тому факту, что до Константина нет определенных доказательств использования букв чи и ро в качестве христианского знака. Его первое появление находится на серебряной монете Константиниана ок. 317, что доказывает, что Константин действительно использовал этот знак в то время. Он широко использовал Чи-Ро и лабарум позже в конфликте с Лицинием.

Видение было интерпретировано в солнечном контексте (например, как явление солнечного гало ), которое было изменено в соответствии с христианскими верованиями позднего Константина.

Альтернативное объяснение пересекающегося небесного символа было предложено Джорджем Латурой, который утверждает, что видимый бог Платона в Тимее на самом деле является пересечением Млечного Пути и Зодиакального Света, редкого видения, важного для языческих верований, которые заново изобрели христианские епископы. как христианский символ.

Описание Евсевием лабарума

лабарума Константина с чи Ро, увитым из старинной серебряной медали

«Описание штандарта Крест, который римляне теперь называют Лабарум ». «Теперь это было сделано следующим образом. Длинное копье, покрытое золотом, образовывало фигуру креста посредством наложенной на него поперечной перемычки. На вершине целого был закреплен венок из золота и драгоценных камней; и внутри него - символ имени Спасителя, две буквы, обозначающие имя Христа посредством его начальных букв, буква P пересекается X в центре: и эти буквы император имел обыкновение носить на своем шлеме. в более поздний период.На перекладине копья была подвешена ткань, королевская вещь, покрытая обильной вышивкой из самых блестящих драгоценных камней, и которая, будучи также богато переплетена с золотом, представляла неописуемую красоту. Это знамя имело квадратную форму, а вертикальный жезл, нижняя часть которого была большой длины, изображала благочестивого императора и его детей на его верхней части, под трофеем креста и непосредственно над вышитым знаменем. "

«Император постоянно использовал этот знак спасения в качестве защиты от любой враждебной и враждебной силы и приказал, чтобы другие подобные ему несли во главе всех его армий».

Иконографическая карьера при Константине

Монета Ветранио, солдат держит два лабара. Примечательно, что они отличаются от лабарума Константина тем, что Чи-Ро изображается на ткани, а не над ней, и тем, что их посохи украшены фалерами, как это было раньше в римских воинских стандартах. император Гонорий, держащий вариант лабарума - латинская фраза на ткани означает «Во имя Христа [переводится греческими буквами XPI] будь всегда победителем».

Лабарум не появляется на любой из нескольких штандартов, изображенных на Арке Константина, воздвигнутой всего через три года после битвы. Если можно верить подтвержденному клятвой рассказу Евсевия о видении Константина и той роли, которую оно сыграло в его победе и обращении, то великая возможность для той политической пропаганды, для которой была построена Арка, была упущена. Многие историки утверждали, что в первые годы после битвы Император еще не решил открыто публично поддержать христианство, будь то из-за недостатка личной веры или из-за страха религиозных трений. Надпись на арке действительно говорит, что Император спас res publica INSTINCTV DIVINITATIS MENTIS MAGNITVDINE («величием разума и инстинктом [или импульсом] божественности»). Продолжая иконографию своих предшественников, на монетах Константина того времени была начертана солярная символика, интерпретируемая как символ Sol Invictus (Непокоренное Солнце), Гелиоса, Аполлона, или Митра, но в 325 г. и после этого чеканка перестает быть явно языческой, и Sol Invictus исчезает. И хотя Евсевий Historia Ecclesiae далее сообщает, что у Константина была статуя самого себя, «держащая знак Спасителя [крест] в правой руке», установленную после его победоносного въезда в Рим, других сообщений нет. подтвердить такой памятник.

Историки до сих пор спорят о том, был ли Константин первым христианским императором, поддержавшим мирный переход к христианству во время своего правления, или нерешительным язычником до среднего возраста, а также то, насколько сильно он оказал влияние на его политико-религиозные решения со стороны его мать христианка Св. Елена.

Что касается самого лабарума, существует мало свидетельств того, что он использовался до 317 года. В ходе второй войны Константина против Лициния в 324 году последний развил суеверный страх перед знаменем Константина. Во время атаки войск Константина в битве при Адрианополе страже лабарумского штандарта было приказано переместить его в любую часть поля, где его солдаты, казалось, не выдерживали. Появление этого талисмана придало смелости войскам Константина и встревожило войска Лициния. В последней битве войны, битве при Хризополисе, Лициний, хотя и широко демонстрировал изображения языческого пантеона Рима на своей боевой линии, запретил своим войскам активно атаковать лабарум или даже смотреть на него.

Константин чувствовал, что и Лициний, и Арий были агентами сатаны, и связал их со змеем, описанным в Книге Откровений (12: 9 ). Константин изобразил Лициния в виде змеи на своих монетах.

Евсевий заявил, что в дополнение к единственному лабаруму Константина, другие аналогичные образцы (лабара) были выпущены для римской армии. Это подтверждается двумя лабарами, изображенными в руках солдата на монете Ветранио (иллюстрировано), датируемой 350 годом.

Более позднее употребление

Современная церковная лабара (Южная Германия). Император Константин IX Мономах (центральная панель византийской эмалированной короны) с миниатюрным лабарумом

Более поздняя византийская рукопись указывает на то, что украшенный драгоценными камнями эталон лабарума, предположительно принадлежавший Константину, сохранялся для веков, как объект большого почитания в императорской сокровищнице в Константинополе. Лабарум с небольшими вариациями в форме широко использовался христианскими римскими императорами, которые следовали за Константином.

Миниатюрная версия лабарума стала частью императорских регалий византийских правителей, которые часто изображались несущими его в правой руке.

Термин «лабарум» обычно применяется к любому церковному знамену, например, к знаменам, которые несут во время религиозных процессий.

«Святой Лаваро» - это набор древних национальных греческих флагов, благословленных Греческой Православной Церковью. Под этими знаменами греки объединились во время греческой революции (1821 г.), освободительной войны против Османской империи.

Лабарум также дал свое название (Лабаро ) для пригород Рима, примыкающий к Prima Porta, одному из мест, где по традиции помещается «Видение Константина».

См. Также

  • icon Портал христианства
Викискладе есть материалы, связанные с Чи Ро.

Примечания

Библиография

  • Грабар, Христианская иконография: исследование истоков (Princeton University Press) 1968: 165ff
  • Майкл Грант (1993), Император Константин, Лондон. ISBN 0-7538-0528-6
  • R. Grosse, "Labarum", Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft vol. 12, pt 1 (Stuttgart) 1924: 240-42.
  • H. Грегуар, "L'étymologie de 'Labarum'" Byzantion 4(1929:477-82).
  • J. Харрис (2012) Императорский Рим с 284 по 363 год нашей эры, гл. 5: Победа Константина, 311–37 гг. Н.э., Издательство Эдинбургского университета.
  • Каждан, Александр, изд. (1991), Оксфордский словарь Византии, Oxford University Press, стр. 1167, ISBN 978-0-19-504652-6
  • А. Липинский, "Labarum" Lexikon der christlichen Ikonographie 3(Rome:1970)
  • Lieu, SNC and Montserrat, D. (Ed.s) (1996), From Constantine to Julian, London. ISBN 0-415-09336-8
  • Odahl, CM, (2004) Константин и христианская империя, Routledge 2004. ISBN 0-415-17485-6
  • Смит, JH, (1971) Константин Великий, Гамильтон, ISBN 0-684-12391-6
  • Стивенсон, П., (2009) Константин: Непокоренный император, Кристиан Виктор, Кверкус, Лондон.
Последняя правка сделана 2021-05-26 10:17:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте