Константи Лащка | |
---|---|
Портрет Константина Лащки Леона Вычулковского, (1901-1902) | |
Родился | (1865-09-03) 3 сентября 1865 года. Маковец Дужи, Российская Империя |
Умер | 23 марта 1956 (1956-03- 23) (90 лет). Краков, Польская Народная Республика |
Национальность | Польский |
Alma mater | Академия изящных искусств Яна Матейко |
Известен | скульптура, живопись |
Движение | Символизм, Импрессионизм |
Константи Лащка (родился 3 сентября 1865 года в Маковец Дужи - умер 23 марта, 1956, в Краков ) был польским скульптором, живописцем, графиком, а также профессором и ректором Академии художеств Яна Матейко в Кракове. Лащка стал ректором Академии в 1911 году, однако по семейным обстоятельствам он оставил эту должность в 1912 году.
Лащка родился в большой крестьянской семье в Мазовии, в семье Антония Лащки и его жены Катаржины из Купце. деревня. Его талант был впервые обнаружен в семье помещиков Островских, которые спонсировали его художественное обучение в Варшаве в 1885 году под руководством Яна Крыньского и Людвика Пировича.
Вскоре Лащка получил стипендию от Польского общества визуальных искусств (Towarzystwo Sztuk Pięknych) под названием «Zachęta» и в 1891 году уехал в Париж. Находясь в Франции Он учился в Высшей школе изящных искусств Академии. Он получал указания от таких художников, как Жан-Антуан Мерсье, Александр Фальгьер и Жан-Леон Жером. Он также был вовлечен в движение искусства французской Полонии. В 1897 году Лащка вернулся в Польшу при заграничных разделах и стал учителем в Варшаве.
«Ангел-мститель» Константина Лащки, считавшийся одной из самых красивых скульптур на Раковицких. КладбищеВ 1899 году по приглашению художника Юлиана Фалата Лащка поселился в Кракове, где стал профессором Академии художеств. В 1900-1935 годах он был директором Скульптурного отделения.
Находясь в Кракове, Константин Лащка сблизился с Станиславом Выспянским и Леоном Вычулковским. Он был одним из основателей Общества польских художников «Sztuka» (Искусство), придерживавшегося эстетической философии движения Молодая Польша. Среди его учеников были: Станислав Яцковский, Болеслав Бегас, Ксаверий Дуниковский, Людвик Конаржевский, Францишек Манчинский и Ольга Невская и другие. В 1900-1910 годах он также сотрудничал в качестве графического дизайнера и скульптора с керамической фабрикой Юзефа Недзвецкого в близлежащих Дембниках. Его сын Богдан Лащка стал архитектором и активистом Общества Польских Татр. Лащка умер в Кракове в конце сталинского периода и был похоронен здесь на знаменитом Раковицком кладбище.
В своем творчестве Константин Лащка последовал примеру своего мастера, французского скульптора Огюст Роден. Это влияние наиболее очевидно в серии этюдов женской обнаженной натуры, созданных на рубеже веков и основанных на символических темах. Самая ранняя статуя под названием «Зима (Коник полны)» (Зима. Кузнечик) была изготовлена в 1895 году; позже Лащка создал больше обнаженных женщин, переполненных эмоциями, таких как «al» (Горе) в 1901 г. и «Zasmucona» («Переполненные грустью) 1901–1902 гг., теперь в Национальной галерее (фото Его связь с движением модерн проистекает из таких статуй, как «W nieskończoność» («Вечно») 1896–1897 годов, «Ностальгия» (1903) и - вдохновленные Эдвардом Мунком. - «Кшик» (Крик) 1902 года. Он сосредоточился, прежде всего, на скульптуре, но также писал портреты, делал медали, портретные медальоны и иногда мемориальные доски. В конце своей творческой карьеры он заинтересовался обожженной керамикой, сюжет которой был взят из религиозных, народных и животных тем.