Хавери Дуниковски

редактировать
Хавери Дуниковски
Польский скульптор Ксаверий Дуниковский.jpg
Родился(1875-11-24) 24 ноября 1875 г.. Краков, Австро-Венгрия
Умер26 января 1964 (1964-01-26) (88 лет). Варшава, Польша
Национальностьполяк
НаградыOrder of the Builders of People's Poland (1949) Орден Знамени труда (1955)
Статуя мэра Юзефа Дитля в Кракове. Автор Xawery Dunikowski

Xawery Dunikowski (Польское произношение: ; 24 декабря 1875 г. - 26 января 1964 г.) был польским скульптором и художником, известным тем, что выжил концлагерь Освенцим, и наиболее известен своими неоромантизмом скульптуры и Освенцим искусство.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Годы войны
  • 3 Послевоенный период
  • 4 Музей
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Родился Дуниковский в Кракове, городе, к которому он был близок и который также будет использовать в качестве основы для коллекции произведений искусства. Когда ему было двенадцать, его семья переехала в Варшаву, а после окончания технического училища он изучал скульптуру у и. В двадцать один год Дуниковский вернулся в Краков, чтобы изучать скульптуру в Школе изящных искусств у Константина Лащка, поклонника Огюста Родена и младше. Он учился живописи у Яна Станиславского и, проучившись три года, окончил его с отличием.

В 1902 году Дуниковский начал преподавать скульптуру в Академии изящных искусств в Варшаве. до 1909 года, когда он был назначен заведующим кафедрой скульптуры Академии изящных искусств Яна Матейко в Кракове.

18 января 1905 года во время ссоры в варшавском ресторане он застрелил товарища по художнику и популярного деятеля варшавского общества. В результате он был арестован, а затем освобожден под залог в 2000 рублей по обвинению в непредумышленном убийстве (преступление на почве аффекта). Однако по-настоящему его никогда не судил аппарат царской юстиции, который в то время был занят революцией 1905, а также другими проблемами. Будучи австрийским подданным, ему впоследствии разрешили вернуться в Краков, и он никогда не сидел в тюрьме и не платил за свое преступление семье жертвы.

Направляясь в Париж незадолго до Первой мировой войны, Дуниковский оставался во Франции с 1914-1920 гг. (Он прослужил 5 лет в французской Иностранной Легион ), пока он не вернулся в Краков в 1921 году и не занял там должность заведующего факультетом скульптуры Академии художеств. Работая в Академии, он обучил многих польских скульпторов, в том числе: Ежи Бандура, Юзеф Гославский, Мария Ярема, Людвик Конаржевский (младший), и, и польско-американский резчик по дереву Адам Дабровски. Дуниковский не покидал Краков до 1940 года, когда он был арестован гестапо.

военные годы

Дуниковский был арестован немцами 15 мая 1940 года и депортирован в концлагерь Освенцим 26 июня 1940 года. В Освенциме ему был присвоен номер 774. Задержание прервало его работу над серией скульптур под названием «Головы из Краковского дворца», основанной на бюстах, найденных на потолках эпохи Возрождения замки. Освенцим деморализовал художника до такой степени, что он сказал, что умер там, и отказал во всех его просьбах, в основном со стороны охранников Schutzstaffel (SS), которые призвали его сделать модель лагеря. Будучи уже преклонным возрастом, в 1942 году Дуниковский заболел и был готов к смерти, пока его имя не было вычеркнуто другим поляком из списка заключенных, приговоренных к отравлению газом. Едва избежав смерти, он снова едва не встретил свою судьбу, когда в сентябре 1943 года его обвинили в принадлежности к движению сопротивления в лагере и поэтому приговорили к расстрелу. Однако из-за дальнейшей болезни его отправили обратно в лазарет и уменьшили срок его заключения. К 1944 году, все еще находясь в больнице, он начал рисовать портреты сокамерников. Каждый рисунок приходилось вывозить контрабандой, а те, которые были сделаны, отправляли обратно в Краков. К 27 января 1945 года, когда Советская Красная Армия освободила Освенцим, Дуниковский еще не полностью выздоровел, но к 1946 году он вернулся на свою должность в Академии художеств в Кракове. Он также возобновил работу над серией скульптур «Головы из Краковского дворца».

Послевоенный период
Могила Ксаверия Дуниковского в Варшаве

К тому времени, когда он вернулся к нормальной жизни и оправился от болезни, Дуниковскому было уже семьдесят лет, и он начал создавать более крупное искусство чтобы совпадать со многими из его рисунков и скульптур на тему Освенцима. Его послевоенные интересы начали смещаться в сторону архитектуры и в дальнейшем связывать ее со скульптурой, а также с общественными памятниками, в первую очередь Памятником Освобождения Варминьско-Мазурского региона и Революционным усилиям, расположенным в Ольштыне и at Góra Świętej Anny. Дуниковский дожил до того, чтобы увидеть свои работы как в его родном Кракове, так и в Варшаве, а также на других площадках, которые к началу-середине 1950-х годов включали Москву и Венецию.

В 1955 году Дуниковский стал героем документального фильма, посвященного его мастерской, под названием Idę do słońca (Я иду к солнцу), но он мало интересовался ни самим фильмом, ни его режиссером, Анджей Вайда. В документальном фильме была показана еще одна известная серия скульптур Дуниковского под названием Kobiety brzemienne (Беременные женщины).

В том же году Дуниковский стал профессором Академии изящных искусств в Варшаве и навсегда покинул Краков. Он также занимал должность профессора в Государственной высшей школе изобразительных искусств во Вроцлаве.

В 1964 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет, Ксаверий Дуниковский умер, оставив после себя наследие искусства, включая некоторые из его наиболее известных скульптур Macierzyństwo. (Материнство, 1900), Skupienie (Концентрация), Fatum (Судьба, 1904), Данте, серия скульптур, в том числе Неборовские женщины и кружок иезуитов, а также множество иллюстраций, портретов и других работ. Считающийся лучшим польским скульптором ХХ века, Дуниковский похоронен на Аллее Заслуг на Военном кладбище Повонзки в Варшаве; скульптура его гробницы была создана бывшей ученицей Барбарой Зброжиной.

Музей

В бывшем варшавском дворце Круликарня находится музей, посвященный Дуниковскому. Многие из его известных работ выставлены в окружающем его парке, среди которых скульптура из песчаника, известная как «Душа, покидающая тело» (1918).

Ссылки

СМИ, связанные с Ксавери Дуниковски на Wikimedia Commons

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 07:15:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте