Шибеник (RTOP-21) хорватского флота. Обратите внимание, что в отличие от других кораблей класса Končar, Шибеник вооружен двумя RBS-15. | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители: | Верфь Тито, Кралевица, Кралевица, SR Хорватия |
Операторы: | |
Преемник: | класс Kralj |
В эксплуатации: | 1977 – настоящее время |
Выполнено: | 6 |
Активное: | 3 |
Построенное: | 3 |
Общие характеристики (по завершении) | |
Тип: | Ракетный катер |
Водоизмещение: | Полное: 271 т (267 длинных тонн) |
Длина: | 44,9 м (147 футов 4 дюйма) |
Ширина: | 8,4 м (27 футов 7 дюймов) |
Осадка: | 2,6 м (8 футов 6 дюймов) |
Силовая установка: |
|
Скорость: |
|
Выносливость: | 5-7 дней |
Комплектация: | 30 |
Вооружение: |
Končar-class - это класс из шести ракетных катеров, построенных для югославского флота в конце 1970-х. в Верфь Тито Кралевица, SR Хорватия. Лодки имели сочетание западного и восточного оборудования, включая советские противокорабельные ракеты и шведские орудия.
Во время хорватской войны за независимость один корабль, Владо Четкович, был захвачен хорватскими войсками во время капитального ремонта. В конечном итоге он был принят на вооружение ВМС Хорватии как Šibenik и до сих пор используется. Остальные пять кораблей были переброшены в Черногорию и поступили на вооружение нового флота Югославии, три из которых были списаны в начале 2000-х годов. Последние два корабля этого класса планируется переоборудовать в сторожевые катера для службы в ВМС Черногории.
Класс Кончар был разработан Институтом Бродарского (BI) из Загреба. Шестиместный корабль строился на верфи Тито в Кралевице с 1977 по 1979 год, и все шесть кораблей были названы в честь Народных героев Югославии. Корабли имеют длину 44,9 м (147 футов 4 дюйма) с шириной 8,4 м (27 футов 7 дюймов) и осадкой 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Корпус, аналогичный шведскому Spica класса, выполнен из стали с алюминиевой надстройкой. Полностью загруженные, они водоизмещают 271 т (267 длинных тонн) и укомплектованы экипажем из 30 человек.
Класс использует конфигурацию двигателя CODAG для движения. Установленные на четырех валах, два дизельных двигателя MTU 16V 538 TB91 используются для экономичного плавания, а две газовые турбины RR Marine Proteus 52 M используются для достижения высоких скоростей.. Крейсерская скорость составляет 22 узлов (41 км / ч; 25 миль / ч), а максимально достижимая скорость составляет 38-40 узлов (70-74 км / ч; 44-46 миль / ч). Двигаясь с максимальной скоростью 38 узлов, корабли имеют максимальную дальность действия 380–490 морских миль (700–910 км; 440–560 миль). Имея только дизельные двигатели и двигаясь со скоростью 22–23 узла (41–43 км / ч; 25–26 миль в час), они имеют дальность действия 780–870 морских миль (1440–1610 км; 900–1000 миль), с точными цифрами, варьирующимися от источника к источнику. Срок службы составляет от пяти до семи дней.
Пушечное вооружение этого класса состоит из двух пушек Bofors 57 мм (2,2 дюйма) / 70 Mk1, установленных на носу и на корме. На этапе разработки конструкторы планировали использовать французские противокорабельные ракеты Exocet в качестве основной системы вооружения этого класса. Однако из-за высокой цены, которую французы запросили за ракету, возможно, по политическим причинам, проект был изменен, и вместо него использовались два советских P-20 (SS-N-2B). Меры самообороны включают два гранатомета Wallop Barricade chaff.
Имя | Номер вымпела | Тезка | Строитель | Спущен на воду | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Раде Кончар | RTOP-401 | Раде Кончар | Верфь Тито Кралевица, Кралевица, СР Хорватия, СФР Югославия | 16 октября 1976 г. | апрель 1977 г. | Снято со службы. Пристыкован к Бару со снятым оружием. |
Владо Четкович | RTOP-402 | 20 августа 1977 года | март 1978 года | На вооружении ВМС Хорватии | ||
Рамиз Садику | RTOP- 403 | Рамиз Садику | 24 апреля 1978 г. | сентябрь 1978 г. | списано | |
Хасан Захирович-Лака | RTOP-404 | 9 ноября 1978 г. | декабрь 1978 г. | списан; судьба неизвестна | ||
Джордан Николов Орс | RTOP-405 | Джордан Николов Орсе | 26 апреля 1979 г. | август 1979 г. | Находится на вооружении ВМС Черногории как P-105 Дурмитор | |
Анте Банина | RTOP-406 | 23 ноября 1979 г. | ноябрь 1980 г. | На вооружении ВМС Черногории. Ожидает переоборудования в патрульный катер |
В конце 1980-х - начале 1990-х годов Раде Кончар и Владо Четкович прошли программу модернизации, которая включала удаление кормы 57-мм Bofors и установку советского AK- 630 CIWS. В начале хорватской войны за независимость Владо Четкович был захвачен хорватскими войсками в Шибенике во время капитального ремонта. Он был принят на вооружение ВМС Хорватии 28 сентября 1991 года как Šibenik (RTOP-21). Где-то между 1991 и 1994 годами Шибеник подвергся ремонту, который включал демонтаж пусковых установок P-20 и установку двух креплений для четырех противокорабельных ракет RBS-15 шведского производства. По состоянию на 2014 год Шибеник находится на действительной службе в хорватском флоте.
Остальная часть класса осталась в руках югославского флота. 6 октября Хасан Захирович-Лака вместе с фрегатом типа «Кони» «Копер» (VPBR-32) принял участие в Задарской битве. Хорватские береговые батареи в этом районе использовали два захваченных орудия «Бофорс» 40 мм (1,6 дюйма), и только одно из них было в состоянии открыть огонь по кораблям. Первые пять-шесть выстрелов по Хасану Захировичу-Лаце не попали в цель, после чего ружье вышло из строя. После быстрого ремонта ракетный катер снова стал мишенью, три снаряда попали в кормовую часть и не причинили никаких повреждений, поскольку в распоряжении орудийного расчета не было бронебойных боеприпасов. Два ракетных катера типа «Кончар» также приняли участие в битве за далматинские каналы. Джордан Николов-Орсе, действовавший под кодовым названием «Парак», и Анте Банина, под кодовым названием «Пакра», были членами тактической группы «Вис», которой было поручено укрепить военно-морскую блокаду города Сплит и окружающие острова. Когда Югославская народная армия завершила свою кампанию в Хорватии, все корабли этого класса, за исключением Владо Четковича, были переброшены в Черногорию, где они были введены в эксплуатацию новым флотом Югославии СР Сербии и Черногории.
Три лодки этого класса приняли участие в инциденте Lido II.
В середине 1990-х Рамиз Садику был пристыкован к капитальный ремонт и реконструкция. Однако из-за нехватки средств работы так и не были завершены, и лодка была списана и в конечном итоге продана на металлолом. Лодка надстройка, двигательная установка, датчики и системы вооружения были демонтированы, после чего новый владелец перевез лодку в подземный морской док на полуострове Луштица. Лодка оставалась там несколько лет, прежде чем из-за ухудшения состояния она затонула в доке. Обломок был поднят в 2014 году и отбуксирован в Зеленику, где был разбит на более мелкие сегменты, которые затем были перевезены на сталелитейный завод в Никшиче.
В июне 2006 года Хасан Захирович-Лаца отплыл из Бока-Которска в Италия примет участие в международных военно-морских учениях «Adrion Livex 06». Лодка вышла из порта под флагом ВМС Сербии и Черногории, но поскольку Черногория объявила о своей независимости 6 июня, когда лодка все еще находилась на учениях, Хасан Захирович-Лака стал первым судном за пределами черногорских вод, которое показало флаг новая страна. Лодка была списана позже в том же году вместе с первой лодкой этого класса, Rade Končar. Последний был продан Кении в 2014 году по неизвестной цене. ВМС Кении планируют разобрать с лодки свои орудия и системы управления огнем, которые затем будут отремонтированы и установлены на морском патрульном судне KNS Jasiri. Ожидается, что сам Раде Кончар будет перестроен и использован ВМФ в качестве патрульного катера. Судьба Хасана Захировича-Лака остается неизвестной.
RTOP-405 на вооружении ВМС Черногории, сфотографирован в 2015 году.В 2013 году Министерство обороны Черногории опубликовало Стратегический обзор Обороны Черногории (Strategijski pregled odbrane Crne Gore), в котором указывалось, что до тех пор, пока не будут выделены достаточные средства для приобретения новых патрульных катеров, ВМС Черногории модифицируют два ракетных катера класса Končar, RTOP-405 и РТОП-406, для использования в качестве патрульных катеров. В феврале 2014 года выяснилось, что Минобороны Черногории выбрало институт Бродарского из Загреба для создания проектной документации по модификации ракетных катеров. Как и планировалось, с лодок будут сняты ракетные пусковые установки и кормовая пушка Bofors, чтобы можно было перевозить надувную лодку с жестким корпусом. RTOP-405 был переоборудован в патрульный катер и переименован в P-105 Durmitor. Переоборудование RTOP-406 в стандарт патрульного катера еще не началось.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ракетный катер типа «Кончар». |