Exocet | |
---|---|
![]() | |
Тип | Противокорабельная ракета |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
На вооружении | 1973 |
Используется | См. Операторов |
Войны | Иранско-иракская война. Фолклендская война |
История производства | |
Конструктор | 1967–1970 годы: Nord Aviation. 1970–1974: Aérospatiale |
Разработано | 1967 |
Производитель | 1979–1999: Aérospatiale. 1999–2001: Aérospatiale-Matra. 2001 – настоящее время: MBDA |
Произведено | 1974 |
Технические характеристики | |
Масса | 780 кг (1720 фунтов) |
Длина | 6 метров (19 футов 8 дюймов) |
Диаметр | 34,8 см (1 фут 1,7 дюйма) |
Боеголовка | 165 килограммов (364 фунтов) |
Двигатель | Твердотопливный двигатель двигатель. турбореактивный (версия MM40 Block 3) |
Размах крыла | 1,35 метра (4 фута 5 дюймов) |
Эксплуатационный. сигнал e | 70–180 километров (110 миль; 97 морских миль) |
Высота полета | Морское плавание |
Максимальная скорость | Мах 0,93. 1148 километров в час (713 миль / ч; 319 м / с) |
Наведение. система | Инерциальное наведение, активное радиолокационное наведение и GPS наведение |
Запуск. платформа | многоплатформенная:
|
Exocet (Французский произношение: ; по-французски «летучая рыба ») - французская противокорабельная ракета, различные версии которой могут запускаться с надводных кораблей, подводных лодок, вертолетов и самолетов. Exocet впервые был запущен во время войны во время Фолклендской войны.
Название ракеты дал М. Гийо, в то время технический директор Nord Aviation. Это французское слово для летучей рыбы, от латинского exocoetus, транслитерации греческого названия рыбы, которая иногда влетала в лодку: ἐξώκοιτος ( exōkoitos), буквально «лежа снаружи (ἒξω, κεῖμαι), спящий снаружи».
Exocet построен MBDA, европейская ракетная компания. Разработка началась в 1967 году компанией Nord как оружие морского базирования под названием MM 38. Несколько лет спустя Aerospatiale и Nord объединились. В основе конструкции корпуса лежала тактическая ракета класса "воздух-земля" Nord AS30. Exocet воздушного базирования был разработан в 1974 году и поступил на вооружение ВМС Франции пятью годами позже.
Относительно компактная ракета предназначена для поражения военных кораблей малого и среднего размера . (например, фрегаты, корветы и эсминцы), хотя множественные попадания эффективны против более крупных судов, таких как авианосцы. Он управляется по инерции в середине полета и включает активный радар в конце полета, чтобы найти и поразить цель. В качестве противодействия противовоздушной обороне вокруг цели он поддерживает очень небольшую высоту во время проникновения, оставаясь на высоте 1-2 метра над поверхностью моря. Из-за эффекта радиолокационного горизонта это означает, что цель может не обнаруживать приближающуюся атаку, пока ракета не окажется всего в 6000 м от удара. Это оставляет мало времени для реакции и стимулировало разработку систем оружия ближнего боя (CIWS).
Его ракетный двигатель, работающий на твердом топливе, обеспечивает Exocet максимальную дальность полета 70 километров (43 миль; 38 миль). Он был заменен на корабельную версию ракеты Block 3 MM40 с твердотопливным ускорителем и маршевым турбореактивным двигателем, который увеличивает дальность полета ракеты до более чем 180 километров (110 миль; 97 миль / миль).). Версия для запуска с подводной лодки помещает ракету в стартовую капсулу .
Exocet выпускается в следующих версиях:
В феврале 2004 года Générale pour l'Armement (DGA) уведомила MBDA о контракте на разработку и производство новой ракеты MM40 Block 3. Она имеет увеличенную дальность действия, превышающую 180 километров (97 морских миль), благодаря использованию турбореактивного двигателя . и включает четыре воздухозаборника для обеспечения непрерывного потока воздуха к силовой установке во время маневров с высокой перегрузкой.
Ракета Block 3 принимает команды GPS-наведения системы путевых точек, которые позволяют ей атаковать морские цели с разных углов и поражать наземные цели, что отводит ей второстепенную роль в качестве суши. Ракета ударная. Block 3 Exocet легче, чем предыдущий MM40 Block 2 Exocet.
45 Block 3 Exocet были заказаны ВМС Франции в декабре 2008 года для своих кораблей, которые несли ракеты Block 2, а именно Horizon-class и Aquitaine- класс фрегатов. Это будет не новое производство, а преобразование старых ракет Block 2 в стандарт Block 3. Последние квалификационные стрельбы MM40 Block 3 прошли на испытательном полигоне Île du Levant 25 апреля 2007 года, а серийное производство началось в октябре 2008 года. Первые стрельбы из Block 3 с военного корабля состоялись 18 марта 2010 года., с фрегата ПВО ВМС Франции Шевалье Поль. В 2012 году новый двигатель, разработанный и изготовленный в Бразилии компанией Avibras в сотрудничестве с MBDA, был испытан на ракете MM40 ВМС Бразилии.
Помимо французов, Block 3 заказали несколько других военно-морских сил, в том числе Греции, ОАЭ, Чили, Перу, Катара, Омана, Индонезии и Марокко.
Главные конкуренты Exocet - это серия Harpoon американского производства, итальянская серия Otomat, шведская RBS-15 и китайская серия Yingji.
В 1982 году, во время Фолклендской войны, ВМС Аргентины Dassault-Breguet Super Étendard военные самолеты, на борту которых находилась AM39 Air-версия Exocet, нанесли ущерб, который затонул. эсминец Royal Navy HMS Sheffield 4 мая 1982 года. Еще два Exocets нанесли удар по 15-тысячному торговому кораблю Atlantic Conveyor 25 мая. Две ракеты типа "корабль-корабль" MM38 были сняты с разрушителя ARA Seguí, бывшего ВМС США класса Allen M. Sumner эсминец, и передан в импровизированную пусковую установку для наземного использования. Ракеты были запущены 12 июня 1982 года, одна из них поразила эсминец HMS Glamorgan.
Sheffield, это эсминец с управляемыми ракетами Type 42 , введенный в строй в 1975 году. 4 мая 1982 года «Шеффилд» находился на вахте обороны (второй степени готовности) самого южного из трех эсминцев Тип 42, когда он был поражен одной из двух ракет Exocet воздушного базирования AM39, выпущенных аргентинскими ударными истребителями Super Étendard . Вторая ракета упала в море примерно в полумиле от ее левого луча.
. Ракета, поразившая Шеффилд, попала в правый борт на уровне палубы 2, пролетев через кухню младших рядовых и пробив переднее вспомогательное машинное отделение. / Передняя переборка машинного отделения на 2,4 метра (7 футов 10 дюймов) над ватерлинией, создавая отверстие в корпусе примерно 1,2 на 3 метра (3,9 на 9,8 футов). Похоже, что боеголовка не взорвалась. 20 ее приближенных были убиты, 26 ранены, а потеря Шеффилда стала глубоким шоком для британской общественности и правительства.
В официальном отчете комиссии по расследованию Королевского флота говорится, что доказательства указывают на то, что боеголовка не взорвалась. За четыре с половиной дня, пока судно оставалось на плаву, было проведено пять аварийно-спасательных работ и сделан ряд фотографий. Члены экипажа были опрошены и даны показания специалистов Exocet (Королевский флот имел 15 боевых надводных кораблей, вооруженных Exocets во время Фолклендской войны). Признаков взрыва не обнаружено, хотя горение ракетного двигателя вызвало возгорание, которое невозможно было устранить, поскольку противопожарное оборудование вышло из строя.
Atlantic Conveyor - это 14 950-тонный катящийся, разводной контейнеровоз, спущенный на воду в 1969 году, который был спешно переоборудован в авиатранспорт и был с вертолетами и припасами, включая кассетные бомбы. Две ракеты «Экзосет» были выпущены по фрегату, но были сбиты с толку его обороной и повторно нацелились на Атлантический конвейер. Обе ракеты поразили контейнеровоз в его портовом квартале, и боеголовки взорвались либо после пробития корпуса корабля, либо при ударе. Свидетель принц Эндрю сообщил, что обломки вызвали «брызги воды примерно в четверти мили от нас». Двенадцать человек были убиты, а оставшиеся в живых доставлены на HMS Hermes.
30 мая два Super Étendard, один из которых нес последний оставшийся в Аргентине Exocet, в сопровождении четырех A-4C Skyhawks каждый с двумя 500-фунтовыми бомбами, взлетели, чтобы атаковать авианосец HMS Invincible. Аргентинская разведка стремилась определить позицию HMS Invincible на основе анализа маршрутов полета самолетов от оперативной группы к островам. Однако у британцев был постоянный приказ, чтобы все самолеты выполняли транзит на низком уровне при выходе или возвращении на корабль, чтобы скрыть свое местоположение. Эта тактика скомпрометировала аргентинскую атаку, которая была сосредоточена на группе эскортов в 40 милях к югу от основной части кораблей. Два атакующих Skyhawk были сбиты из Sea Dart, выпущенного HMS Exeter, при этом HMS Avenger утверждала, что сбила ракету из своего 4,5-дюймового орудия (хотя это утверждение оспаривается Британские корабли не пострадали.
HMS Glamorgan был эсминцем County-class из спущенного на воду Королевского флота в 1964 году. 12 июня 1982 года ракета MM38 Exocet была выпущена из импровизированной береговой пусковой установки, когда она двигалась со скоростью около 20 узлов (37 км / ч) в 18 морских милях (33 км) от берега. Первая попытка запустить ракету не привел к пуску; при второй попытке ракета была запущена, но цель не была достигнута. Третья попытка привела к обнаружению ракеты Гламоргана. Прилетевшая ракета Exocet была также замечена на Гламоргане, и было приказано повернуть кормой к ракете.
Поворот не позволил ракете поразить борт корабля и пробить корпус; вместо этого она попала в палубу c Плавание под углом под углом, около порта Пусковая установка Seacat заскользила по палубе и взорвалась, образовав дыру 10 на 15 футов (3,0 м × 4,6 м) в ангарной палубе и 5 на 4 отверстие в футах (1,5 м × 1,2 м) на камбузе внизу. Взрыв распространялся вперед и вниз, и корпус ракеты, все еще двигаясь вперед, пробил дверь ангара, в результате чего заправленный топливом и вооруженный вертолет Wessex (HAS.3 XM837) взорвался и вызвал серьезный пожар в корпусе. ангар. Четырнадцать членов экипажа погибли и еще несколько получили ранения.
Спустя годы после Фолклендской войны выяснилось, что британское правительство и Секретная разведывательная служба в то время были чрезвычайно обеспокоены предполагаемой неадекватностью вооруженных сил Королевского флота. противоракетная оборона против Exocet и ее потенциал решительно склонить военно-морскую войну в пользу аргентинских войск. Предусматривался сценарий, в котором один или оба из двух авианосцев (Invincible и Hermes ) были уничтожены или выведены из строя в результате атак экзосетов, что значительно затруднило бы повторный захват Фолклендских островов.
Были предприняты действия по сдерживанию угрозы Exocet. Была начата крупная разведывательная операция, чтобы помешать аргентинскому флоту приобретать больше оружия на международном рынке. В операции участвовали агенты британской разведки, утверждающие, что они торговцы оружием, способные поставлять большое количество экзосетов в Аргентину, которые отвлекли Аргентину от источников преследования, которые действительно могли поставить несколько ракет. Франция отказалась от поставок Exocet AM39, приобретенных Перу, чтобы Перу не могла передать их Аргентине, поскольку знала, что оплата будет производиться в кредит Центрального банка Перу. Британская разведка обнаружила, что гарантия представляла собой депозит в размере двухсот миллионов долларов от банка Andean Lima Bank, дочерней компании Banco Ambrosiano.
Во время ирано-иракская война 17 мая 1987 года, иракский самолет, первоначально идентифицированный как Dassault Mirage F1, но на самом деле был модифицированным Falcon 50 бизнес-джет выпустил две ракеты Exocet по американскому фрегату USS Stark.
Обе ракеты попали в левый борт корабля возле мостика. В обороне не производилось стрельбы из оружия, Phalanx CIWS оставалось в режиме ожидания, а контрмеры Mark 36 SRBOC не были задействованы. 37 военнослужащих ВМС США были убиты и 21 ранен.
Где-то в 1983 году, Lokata Company (британский производитель судового навигационного оборудования), самостоятельно продублировала часть навигационной системы Exocet.
![]() | Викискладе есть материалы, связанные с Exocet. |