Путешествие в начало времени | |
---|---|
Режиссер | Карел Земан |
Произведено | Уильям Кейтон |
Написано | Я. Новотный Карел Земан |
В главной роли | Йозеф Лукаш Петр Херрманн Зденек Густак Владимир Бейвал |
Музыка от | Э. Ф. Буриан Франтишек Странгмюллер |
Кинематография | Антонин Горак Вацлав Паздерник |
Отредактировано | Зденек Штехлик |
Производственная компания | Filmové Studio Gottwaldov |
Распространяется | Ceskoslovenský Státní Film |
Дата выпуска | |
Продолжительность | 93 минуты (Чехия) 84 минуты (США) |
Страна | Чехословакия |
Язык | Чешский |
«Путешествие в начало времен» ( чешский : Cesta do pravěku, буквально «Путешествие в предысторию») - цветной научно-фантастический приключенческий фильм 1955 года режиссера Карела Земана. Созданная с использованием комбинации 2-D и 3-D моделей, это была первая постановка Земана, в которой актеры были задействованы в сочетании с покадровой анимацией и спецэффектами. Он получил награды на Международных кинофестивалях в Венеции и Мангейме.
Документальный характер фильма, показывающий, что вымершие виды животных ведут себя естественно в своей среде, был самым необычным для своей эпохи и предвосхитил многие более поздние телепрограммы, которые будут изображать доисторическую жизнь в образовательных, а не просто развлекательных целях. «Cesta do pravěku» не следует путать с дублированной и частично переснятой американской версией фильма, выпущенного в 1966 году под названием « Путешествие в начало времени».
По мнению сервера Kinobox, фильм является лучшим чешским научно-фантастическим фильмом всех времен. Фильм имел большой успех за рубежом, особенно в Восточной Германии, США и Японии. В Нью - Йорке в одиночку, он был показан в 96 кинотеатрах в то время. Ни в одном чешском фильме этого не было ни до, ни после. Стивен Спилберг также упомянул картину, сказав, что ее качество невероятно, учитывая время, когда она была создана. В его Парке Юрского периода мы также можем увидеть очень похожую сцену, где исследование больного динозавра было предназначено для того, чтобы главные герои были как можно ближе к рептилии.
Сюжет повествует о четырех друзьях-подростках, которые плывут на лодке по «реке времени», которая впадает в таинственную пещеру и выходит с другой стороны на странный первозданный пейзаж. Мальчиками-актерами были Йозеф Лукаш (Петр, главный рассказчик), Петр Херрманн (Тоник, который также частично рассказывает), Зденек Густак (Йенда) и Владимир Бейвал (Йирка). Продвигаясь вверх по течению, они понимают, что продвигаются все дальше и дальше назад во времени и при этом сталкиваются с различными опасностями (но при этом многое узнают о доисторической жизни). Животные, изображенные в Cesta do pravěku, никогда не показывались взаимодействующими с животными других периодов, и предполагается, что разные части реки представляют разные периоды времени. Сюжет чем-то напоминает роман российского палеонтолога Владимира Обручева « Плутония» (1915), в котором группа российских исследователей входит в земную кору через арктический портал (огромная впадина на поверхности Земли, созданная за много миллионов лет до этого). столкновения с гигантским астероидом, в который вошли доисторические животные), и следовать за рекой, которая ведет их через последовательность прошлых геологических эпох и связанных с ними животных. Некоторые сцены в Cesta do pravěku напоминают роман Артура Конан Дойля `` Затерянный мир '' 1912 года, в котором четыре главных героя-мужчины исследуют доисторический мир, где они находят свидетельства местного проживания людей, атакованы группой разъяренных птерозавров, ставших свидетелями сумеречной битвы между хищными динозаврами. и травоядный, сталкиваются со стегозавром вблизи и видят одного из их членов, Петра, которого чуть не преследует форусархос.
Использование Земаном неортодоксальных и бесшовных производственных технологий гарантировало, что в фильме не будет резких остановок движения и зернистых стыков остановок движения с кадрами в реальном времени, которые характеризовали голливудские анимационные фильмы до появления компьютерных изображений. Съемки проходили на реке Морава недалеко от города Бзенец в Чешской Республике в заповеднике (по-чешски) Осыпане бржеги и на студийных площадках.
Земан находился под сильным влиянием палеоискусства знаменитого чешского художника Зденека Буриана (1905-1981), и большая часть образов фильма была вдохновлена реконструкциями Буриана, написанными под руководством чешского палеонтолога Йозефа Августа (1903-1968).. В некоторых сценах двухмерные `` профильные '' изображения животных, первоначально изображенные Бурианом, были сняты в реальном времени (как в эпизодах Стиракозавра ), в то время как другие известные сцены Буриана были воссозданы в покадровой анимации с использованием комбинации двухмерных изображений. и трехмерные модели (как в последовательностях Deinotherium и Uintatherium ). Возможно, ради преемственности, Земан также использовал модели или двухмерные профили при изображении существующих видов животных, включая бизонов, питонов, фламинго, стервятников, различных антилоп, жирафов и ягуара (который был кратко соединен с кадрами реального животного в один из всего трех экземпляров видеозаписи живых видов). В некоторых сценах также были анимированы миниатюрные модели актеров и их лодки / плота.
В дополнение к многочисленным миниатюрным моделям животных и двумерным «профилям», Земан также использовал более крупные модели голов и тел животных (включая полноразмерного «мертвого» стегозавра и модели плавающего шерстистого носорога, бронтозавра и траходона ), а также модельные растения в натуральную величину (например, лес каменноугольного периода и встреча со стиракозавром ). Использование двухмерных профилей и трехмерных моделей, анимированных скрытыми средствами, имело то преимущество, что съемка происходила в реальном времени без необходимости в трудоемкой покадровой анимации. Два доисторических вида в фильме не были основаны на изображениях Буриана; стегозавра и Ceratosaurus, с которым он борется в сумерках сцены (остается неясным, почему Земан не использовать Бурьян изображения в этих случаях).
«Cesta do pravěku» создавалась за счет того, что западные кинематографисты сочли бы небольшим бюджетом. В нем обсуждались различные временные эпохи, определенные палеонтологами, и типы животных, типичные для этих периодов, с использованием информации, известной в 1950-х годах. В то время как во многих анимационных фильмах, особенно в США, использовались модели доисторических животных в надуманных сценах, Земан вместо этого изображал животных, действующих естественно в своей среде, как будто снимались для документального фильма, а актеры наблюдали за относительной безопасностью реки.. Такая философия была необычной для того времени и была более типичной для более поздних телевизионных постановок, в которых доисторические животные изображались в образовательном контексте (включая сериалы BBC « Прогулки с динозаврами» и « Прогулки с животными »), которые стали популярными после появления компьютерных изображений, которые отрицали необходимость трудоемкой, высококвалифицированной ручной анимации. Первоначальный выпуск фильма Земана длился 93 минуты, хотя восточногерманский выпуск был немного короче.
В 1966 году в США была выпущена еще одна версия фильма Уильямом Кейтоном, чья компания занималась маркетингом российских мультфильмов и художественных фильмов 1940-х и 1950-х годов, особенно фильмов знаменитой киностудии " Союзмультфильм" (широко известные названия: "Жар-птица", "Лягушка"). Принц, Красавица и Чудовище, Исследователи космоса и Двенадцать месяцев ). Фильмы дублировали, иногда переименовывали, разбивали на главы и распространяли по американским телеканалам. В случае Cesta do pravěku, Кейтон заменил начальную и заключительную сцены оригинала новыми кадрами американских мальчиков, которые вошли в фильм во сне во время посещения Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. Фильм был скопирован на кинопленку низкого качества и смонтирован на короткие отрезки (около шести минут каждый) для представления в виде сериала, синдицированного для различных детских телевизионных программ. Версия для США была выпущена на видеокассете Goodtimes в 1994 году. Из-за новых эпизодов лица актеров нельзя было показать до тех пор, пока не начался исходный отснятый материал.
В апреле 2001 года « Cesta do pravěku» была показана в Бруклинской музыкальной академии в Бруклине, штат Нью-Йорк, в рамках ретроспективы «Сказочный мир Карела Земана». В 2010 году он был показан на 50-м кинофестивале в Злине (30 мая - 6 июня) в Чешской Республике, один день которого (4 июня) был посвящен Карелу Земану в честь столетия со дня его рождения. На церемонии присутствовали и четыре оригинальных актера (трое из Чехии и один - Владимир Бейвал - из США).
В 2004 году DVD-версия фильма появилась в Японии, в Германии в 2005 году и Испании в 2007 году. Японская и испанская версии имели разные цифровые мастера. Первый немецкий DVD не содержал цифровых ремастерированных изображений, но еще одна немецкая версия с чешскими и немецкими диалогами и 15-минутными дополнениями, показывающими некоторые приемы съемок Земана, была выпущена в январе 2010 года. В этой версии использовались некоторые измененные звуковые эффекты для перезаписи, и качество изображения ниже, чем у оригинала. К сожалению, анонсированный DVD с оригиналом был задержан по юридическим причинам, и он оставался недоступным для коммерческих целей (по состоянию на апрель 2011 г.), хотя копии оригинала распространяются среди энтузиастов. В феврале 2020 года The Criterion Collection включила фильм в бокс-сет «Три фантастических путешествия Карела Земана».
Несколько сцен из фильма были использованы британской ABC (Associated British Corporation) в телесериале 1961 года « Следопыты на Венеру». Это были сцены полета птеранодонов над головой и битва между цератозавром и стегозавром.