Карел Земан | |
---|---|
Родился | (1910-11-03) 3 ноября 1910 года. Остромерж, Богемия, Австро-Венгрия (современный Чехия ) |
Умер | 5 апреля 1989 г. (1989-04-05) ( 78 лет). Готвальдов, Чехословакия |
Род занятий | Кинорежиссер, аниматор |
Дети | Людмила Земан |
Награды |
|
Карел Земан (3 ноября 1910 - 5 апреля 1989) был чешским кинорежиссером, художником, художник-постановщик и аниматор, наиболее известный как режиссер фантастических фильмов, сочетающих живые действия кадры с анимацией. Благодаря его творческому использованию специальных эффектов и анимацию в своих фильмах, его часто называли «Чешский Мельес ".
Земан был b 3 ноября 1910 г. в Остромерж (около Нова Пака ) на территории тогдашней Австро-Венгрии. По настоянию родителей он изучал бизнес в средней школе в Колине. В 1920-х годах он учился во французской рекламной школе и работал в рекламной студии в Марселе до 1936 года. Во Франции он впервые работал с анимацией, сняв рекламу мыла. Затем он вернулся в свою страну (к настоящему времени Первая Чехословацкая Республика, известная как Чехословакия ), посетив Египет, Югославию, и Греция. Вернувшись в Чехословакию, Zeman рекламировал такие чешские фирмы, как Baťa и Tatra. В 1939 г. он попытался надолго остаться в Касабланке, но ему запретил протекторат Богемии и Моравии, учрежденный нацистской Германией ; Не имея возможности вовремя получить необходимые документы, Земан был вынужден оставаться в своей стране во время немецкой оккупации Чехословакии.
. Во время войны он работал руководителем рекламы в Dům služeb в Брно. Кинорежиссер Эльмар Клос приехал в Брно снимать кинохронику о конкурсе на оформление витрин, который Земан выиграл. Клос предложил Земану работу в анимационной студии Злина. После некоторого размышления (его жена и дети уже проживали в Брно ) Земан принял эту работу в 1943 году. В студии Земан работал помощником первого аниматора Гермины Тырловой, а в 1945 году стал директором производственной группы покадровой анимации. В том же году в сотрудничестве с [cs ] он снял свой первый короткометражный фильм Vánoční sen («Рождественский сон»). Этот короткометражный фильм, в котором анимированные куклы сочетались с живым действием, положил начало экспериментам Земана с новыми техниками и жанрами.
Затем Земан перешел к сольной работе, включая серию сатирических мультяшные шорты с куклой по имени Мистер Прокоук ; сериал имел большой успех, и персонаж стал чешским фаворитом. Ставка, на которую согласился Земан, побудила его открыть метод работы со стеклом в анимации, привела к необычному короткому фильму Inspirace («Вдохновение», 1948), который рассказывает бессловесную поэтическую историю любви с использованием анимированных стеклянных фигурок.. Затем Земан перешел к получасовому фильму (1950), основанному на сатирической поэме Карела Гавличка Боровского ; фильм получил Национальную премию. В 1952 году Земан завершил свой первый полнометражный фильм «Поклад птичьего острова» («Сокровище птичьего острова», 1952). Он был основан на персидской сказке и черпал свое визуальное вдохновение в персидских картинах, сочетая несколько техник анимации в двух- и трехмерном пространстве.
американского плаката для Vynález zkázy Земана.Однако это было в 1955 году, когда Земан начал работу, по которой он наиболее известен: шесть художественных фильмов, созданных с художественным оформлением, сочетающим живые действия и анимационные техники. Это были:
Он был членом жюри на 2-м Московском международном кинофестивале в 1961 г. и на 7-м Московском международном кинофестивале в 1971 г. Правительство Чехословакии присвоило ему звание Народного артиста в 1970 году..
После своих игровых фильмов Земан экспериментировал с более классическими формами анимации, начиная с семи короткометражек о Синдбаде-мореходе, которые затем были расширены в художественный фильм Pohádky tisíce a jedné noci (1974). Его последними фильмами были Čarodějův učeň (1977), из романа Сатанинская мельница Отфрида Прейслера и Pohádka o Honzíkovi a Mařence (1980). 3 ноября 1980 г., в честь семидесятилетия Земана, президент Густав Гусак наградил его Орденом Республики.
Земан умер в Готвальдове (ныне Злин ) 5 апреля 1989 г., за несколько месяцев до Бархатной революции.
Работы Земана оказали влияние на чешского аниматора Яна Шванкмайера, а также на американского режиссера. Терри Гиллиам, который сказал о Земане: «Он сделал то, что я все еще пытаюсь сделать, а именно попытался объединить живое действие с анимацией. Его фоны в стиле Доре были замечательными». Американский кинорежиссер Тим Бертон описал творческий процесс Земана как «чрезвычайно вдохновляющий» для его собственной работы и назвал Земана и американского аниматора Рэя Харрихаузена, оказавших на него влияние »в плане создания покадровой анимации. и более высокое качество ручной работы… Карел Земан сделал это потрясающе ». Сам Гаррихаузен также говорил в интервью о своем восхищении Земаном, а фильмы американского режиссера Уэса Андерсона включают дань уважения работам Земана.
Историк кино Жорж Садул назвал Земана «расширившим горизонты восьмого искусства, анимации», добавив:
Он справедливо считается преемником Мельеса. Он, несомненно, вызывает в памяти старого мастера не только потому, что он страстный ремесленник, создающий свои «невинные изобретения» с бесконечным терпением, а не с большими бюджетами, но также из-за своих наивных и всегда гениальных фантазий. Менее интеллектуальный, чем Трнка, но, тем не менее, равный ему, он обладает большим энтузиазмом и изумительным чувством барочных странностей и поэтических шуток.
По случаю выставки анимации в 2010 году кураторы Барбакан Центр говорит о Земан: «хотя его влияние перевешивает его глобальной известности, он бесспорный один из величайших аниматоров всех времен.»
вход в музей Карел Земанв 2012 году музей, посвященный Земана и его работа, Muzeum Karla Zemana, открылась возле Карлова моста в Праге.
Год | Original Czech title | Стандартное английское название | Название выпуска в США |
---|---|---|---|
1952 | Poklad ptačího ostrova | The Treasure of Bird Island | N / A |
1955 | Cesta do pravěku | Путешествие в доисторические времена | Путешествие в начало времен |
1958 | Vynález zkázy | Изобретение для разрушения | Сказочный мир Жюля Верн |
1962 | барон Прашил | барон Мюнхгаузен | Сказочный барон Мюнхаузен |
1964 | Блазнова кроника | Сказка шута | Война дураков |
1967 | Украдена вздухоло v | Украденный дирижабль | Н / Д |
1970 | На комете | На комете | На комете |
1974 | Pohádky tisíce a jedné noci | Рассказы об 1001 году Ночи | Приключения Синдбада-моряка |
1977 | Черодейв учень | Крабат - Ученик чародея | Н / Д |
1980 | Похадка о Гонзикови-а-Марженце | Повесть об Иоанне и Марии | Н / Д |
Год | Оригинальное чешское название | Английское название | Примечания |
---|---|---|---|
1945 | Vánoční sen | Рождественский сон | Выпущен в США как Рождественский сон |
1946 | Хомяк | ||
1946 | Podkova pro štěstí | Подкова на удачу | Первый фильм мистера Прокоука |
1947 | Пан Прокук ouřaduje | Mr. Прокук, Бюрократ | |
1947 | Бригады | Добровольная работа | Третий фильм о мистере Прокуке |
1947 | Пан Прокук в покушении | Мистер Прокук. Прокук в искушении | |
1948 | Пан Прокук filmuje | Mr. Prokouk Filming | |
1948 | Inspirace | Inspiration | |
1949 | Pan Prokouk vynálezcem | Mr. Прокук, Изобретатель | |
1950 | Король Лавра | ||
1955 | Пан Прокук, Пржител звиржатек | Г-н. Прокук, друг животных | |
1958 | Пан Прокук детективем | Мистер Прокоук, детектив | |
1959 | Пан Прокук акробатем | Мистер Prokouk, Acrobat | |
1971 | Dobrodružství námořníka Sindibáda | Приключения Синдбада-матроса | |
1972 | Druhá cesta námořníka Sindibáda | Второе плавание Синдбада | |
1973г. zemi obrů. Třetí cesta námořníka Sindibáda | В Стране гигантов (третье путешествие) | ||
1973 | Магнитная гора. Čtvrtá cesta námořníka Sindibáda | Магнитная гора (четвертый рейс) | |
1973 | Летайци коберец. Pátá cesta námořníka Sindibáda | Ковер-самолет (пятый рейс) | |
1974 | Моржский султан. Šestá cesta námořníka Sindibáda | Морской султан (шестой рейс) | |
1974 | Zkrocený démon. Sedmá cesta námořníka Sindibáda | Укрощение демона (седьмое путешествие) |