Йус ван Клив (; также Йос ван дер Беке ; ок. 1485 - 1540/1541) был художником, работавшим в Антверпене примерно с 1511 по 1540 год. Он известен сочетанием традиционных голландских живописных техник с влиянием более современных стилей живописи эпохи Возрождения.
Активный член и со-диакон Гильдии Святого Луки Антверпенского, он известен в основном своими религиозными произведениями и портретами членов королевской семьи. Как искусный техник, его искусство демонстрирует чувствительность к цвету и уникальную сплоченность фигур. Он был одним из первых, кто использовал широкие пейзажи на заднем плане своих картин, которые стали популярной техникой живописи шестнадцатого века северного Возрождения.
Он был отцом Корнелиса ван Клеве (1520-1567), который также стал художником. Корнелис заболел психическим заболеванием во время проживания в Англии, и поэтому его называли «Сотт Клиф» (безумный Клиф).
Йоос ван Клев родился около 1485 года. Место рождения Джуса Ван Клев точно не известен. В различных юридических документах Антверпена он упоминается как «Йоос ван дер Беке, псевдоним ван Клив». Поэтому вполне вероятно, что он происходил из региона Нижнего Рейна или города с названием Клеве, от которого и произошло его имя. Предполагается, что он начал свое художественное образование около 1505 года в мастерской Яна Йоста, которому он помогал в росписи панно главного алтаря для Николаикирхе в Калкаре, Нижний Рейн, Германия.
Считается, что Йос ван Клев переехал в Брюгге между 1507-1511 годами, поскольку его стиль живописи похож на стиль художников Брюгге. Позже он переехал в Антверпен, а в 1511 году стал вольным хозяином Антверпенской гильдии Святого Луки. Он был со-диаконом гильдии в течение нескольких лет около 1520 года, а также посещал учеников между 1516 и 1536 годами. Возможно, он провел время во Франции при дворе в 1529 или 1535 году. Возможно, он также совершил поездку в Италию вокруг этого время и в Лондон (Англия) около 1535–1536 гг.
У него было двое детей от первого брака, дочь и сын. Его сын Корнелис (1520) стал художником. Хотя дата его смерти неизвестна, Юс ван Клив составил завещание 10 ноября 1540 года, а его вторая жена числилась вдовой в апреле 1541 года.
С семнадцатого по девятнадцатый века имя Йооса ван Клеве как художника было утрачено. Картины, которые сейчас приписываются Йосу ван Клеву, в то время были известны как работы «Мастера Смерти Богородицы» после триптиха, находящегося в настоящее время в Музее Вальрафа-Рихарца (Кельн). В 1894 году было обнаружено, что монограмма на обратной стороне триптиха принадлежала Йосу ван дер Беке, псевдониму Йооса ван Клеве.
Влияние Калкара и Брюгге можно увидеть во многих ранних работах Юса ван Клеве, таких как «Адам и Ева» (1507). Смерть Богородицы (1520 г.) показывает совместное влияние нескольких художников. В нем присутствует сильная эмоциональность Хуго ван дер Гуса и иконографические идеи Яна ван Эйка и Роберта Кампена. Сильное влияние итальянского искусства в сочетании с колоритом и светочувствительностью Йооса ван Клеве делают его работы особенно уникальными. Стиль «антверпенского маньериста » можно определить в «Поклонении волхвов». Считается, что на «антверпенских маньеристов», в свою очередь, повлиял Йоос ван Клив.
Подобно Квентину Матсису, коллеге-художнику, работающему в Антверпене, Йоос ван Клев перенял темы и техники Леонардо да Винчи. Это очевидно из использования sfumato в Боге с младенцем. В его мастерской были обнаружены многочисленные версии мягкой, сентиментальной Мадонны с младенцем и Святого Семейства.
Мастерство Йооса ван Клева как портретиста высоко ценилось, что было продемонстрировано вызов в суд Франциска I Французского. Там он нарисовал короля (Художественный музей Филадельфии ), королеву Элеонору Австрийскую (Художественно-исторический музей ) и других членов суд. Его портрет Генриха VIII Англии сопоставим по размеру с портретом Франциска I (72,1 x 59,2 см), а композиции и костюмы на обоих портретах схожи. Некоторые историки интерпретировали это как свидетельство того, что портреты были подвесками, написанными в ознаменование встречи двух королей в Кале и Булони 21 и 29 октября 1532 года. Другие историки предложили альтернативную точку зрения, согласно которой ван Клев основывал портрет Генриха VIII на портрете Генриха VIII. Франциск I без встречи с английским королем. Он, возможно, надеялся, что этот жест принесет ему английские королевские заказы в будущем.
Джус ван Клев создал множество версий Девы с младенцем, Святое Семейство и Богородица с Младенцем и Святой Анной, которые были очень популярны. В некоторых случаях оригинал был утерян, но тип можно восстановить с помощью многочисленных реплик, созданных его мастерской и переписчиками. Существуют очень похожие версии композиции Богородицы с младенцем, одна из которых хранится в Музее изящных искусств, Будапешт, а другая была продана на Sotheby's 30 января 2014 года. Она полна очарования и нежность и был популярен как в свое время, так и среди более поздних коллекционеров. Композиция изображает Богородицу в ярко-красном плаще, отороченном мехом и искусно расшитом жемчугом по внешнему краю. Богородица сидит в похожем на лоджию пространстве с открытыми окнами, через которые виден далекий горный пейзаж. Ее губы приоткрыты в легкой улыбке, когда она помогает Младенцу Христу пить из бокала с красным вином, символом будущих страданий и крови Христа и Евхаристии. Для нидерландской живописи этого периода характерны драгоценные цвета и детали костюма Богородицы и парчовой подушки на переднем плане.
Поза Святого Семейства в Метрополитен-музее (ок. 1518–1520 гг.) цитируется из Яна ван Эйка Мадонна в Лукке ок. 1435 г. (Штедель, Франкфурт). Сцена помещена в домашнюю обстановку, и Дева изображена только в половину длины. Еще одно изменение в составе - добавление Джозефа. Вино и фрукты на переднем плане - это отсылка к воплощению Христа и будущей жертве. Они также намекают на зарождающийся жанр натюрморта во Фландрии.