Джон Комненос Моливдос

редактировать

Джон Комненос Моливдос (греч. : Ιωάννης Κομνηνός Μόλυβδος), также известный по его монашеское имя Иерофей (Ἱερόθεος) (1657-1719), был османским греческим ученым и врачом, который позже в жизни стал монахом и православным митрополит епископ из Сиде и Дристра. Он является потомком византийской имперской династии Комнинов, в частности ветви, правившей Трапезундской империей, и часто рассматривается как последний член семьи.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Ранняя жизнь и карьера врача и ученого
    • 2.1 Образование
    • 2.2 Служение в России и странствия
    • 2.3 Служение в Валахии
  • 3 Церковная карьера
    • 3.1 Титулярный епископ Сиде и настоятель монастыря Камариотисса
    • 3.2 Митрополит Дристры
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
Происхождение

Основано на дате его крещения (26 января 1658), Иоанн родился в середине декабря 1657 года в Гераклее Перинф. Румынские ученые Николае Йорга и Н. Ватаману считали, что Иоанн происходил с Лесбоса, но достоверно подтверждено, что Иоанн родился в Гераклее; в работе, редакцией которой он руководил, он называет себя «перинфийцем» по древнему названию города.

Согласно документу, который он заказал у Неофита III в сентябре 1695 года, Иоанн был сыном Алексиоса Комненоса, прозванный «Моливдос», который был рукоположен в священники в 1656 году. Алексиос, в свою очередь, был сыном Теодора Комнина, который умер в 1637 году; в документе прослеживается родословная через еще четыре поколения до другого Теодора Комнена, который в 1480 году поселился со своей семьей в Гераклее. Согласно документу, этот Теодор был правнуком императора Трапезунда Василия Мегаса Комненоса (r. 1332–1340).

Ранняя жизнь и карьера врача и ученого

Образование

После завершения начального образования в своем родном городе Джон уехал, чтобы поступить в Патриаршую академию. в ближайшей столице Османской империи, Константинополь. Вероятно, он посещал школу в 1676–1680 годах - точные даты неизвестны - и изучал теологию, философию, грамматику и медицину. Его зачисление в школу было решающим моментом в его карьере, поскольку он завел много знакомств из круга османских греческих ученых Константинополя, с которыми он поддерживал тесные отношения в последующие годы; среди них были его учителя Севастос Киминитис и митрополит Адрианополь Неофит Филаретос, архиепископ Нисский Герман, будущий Патриарх Иерусалимский и Иоаннис Кариофиллис.

Патриарх Иерусалимский Досифей II

После окончания учебы Иоанн был назначен нотариусом Константинопольского Патриархата, но вскоре покинул город на Яссы, столица Молдавии, где в октябре 1683 г. он опубликовал свой первый труд, собрание сочинений Симеона Фессалоникского вместе с Маркосом Евгеником ' трактат "Изложение ежедневной церковной молитвы". Он был посвящен князю Молдавии, Георгию Дука, который вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем II спонсировал создание греческой типографии в Цетэцкий монастырь годом ранее. Вероятно, Джона наняли в штат нового предприятия. В то же время он служил наставником сына Джорджа Дукаса Константина вместе с фанариотскими учеными Азариасом Кигаласом и Скарлатосом Спандонисом. Молдавия вступила в период нестабильности после 1683 г. с падением Дукаса и татарским набегом; печатный станок, кажется, приостановил свою работу до 1694 г., за исключением короткого периода в 1685 г., после назначения Константина Кантемира воеводством. Деятельность Иоанна в этот период неясна, но из пары писем Неофиту Адрианопольскому выясняется, что, по крайней мере, в течение первого года правления Кантемира он был в Яссах, работая наставником у сына нового воеводы Димитрия Кантемира.

Тем не менее, к осени 1686 года Джон покинул Молдавию и уехал в Падую, чтобы изучать медицину в Падуанском университете, который в то время был популярным местом для греков, желающих получить высшее образование. Хотя уже в 1686 году Герман Нисский предложил ему должность придворного врача в валашской столице, Бухаресте, вслед за уходящим на пенсию Яковосом Пилариносом, Иоанн продолжил учебу в Падуе, несмотря на свои большие успехи. финансовые трудности, которые частично удалось преодолеть при финансовой поддержке семьи Кариофиллисов. Во время учебы в Падуе он подружился с чиновником местного английского посольства, в результате чего в начале 1687 года он участвовал в официальной поездке в Англию. В декабре 1687 года ему удалось поступить в греческий колледж Палайокапас и стать членом Греческая община Венеции. Наконец, 23 января 1691 года Джон получил диплом «доктора-философа» и покинул Италию.

Служба в России и странствия

Из Италии Джон переехал в Россию, отвечая на приглашение работать при царском дворе, вероятно, по заступничеству Пиларина, который был там главным врачом в 1690 году, или русского посланника греческого происхождения в Венеции Иоанникиоса Лейхудеса. Из Венеции Иоанн пересек Речи Посполитой и прибыл в Киев 8 июля 1691 года. Его карьера при российском дворе неясна, но российские источники сообщают, что он сменил Пиларина на посту главного врача, когда Последний покинул страну в 1692 году. Во время своего пребывания в Москве в 1693 году он перевел с латыни на народный греческий средневековый церковный трактат Quattor novissimom liber, и, вероятно, в это же время он написал четыре эпиграфа от имени царя Петр Великий (r. 1682–1725) и его брат Иван V (r. 1682–1696) за пожертвования христианским местам Святой Земли. Несмотря на его успешную карьеру при российском дворе, по неизвестным причинам Джон не был удовлетворен; письмо Киминитису (тогдашнему директору Княжеской академии Бухареста ) и его последующая карьера показывают, что он искал (неуказанной) помощи принца Валахии Константина Бранковяну (r. 1688–1714). Очевидно, он получил это в 1694 году, так как в том же году он был уволен с русской службы с направлением на латыни, подписанным самим царем Петром, и к 29 сентября он был в Бухаресте. Он посвятил свои следующие два перевода на новогреческий язык, Диоген Лаэртий 'Жития и мнения выдающихся философов и изречения королей и военачальников из Плутарха Моралия, Бранковяну. Очевидно, Джон намеревался попасть в должность придворного врача при дворе Бранковяну, но этого не произошло. Возможное объяснение может заключаться в ссоре Бранковяну с покровителем Иоанна, Досифеем II Иерусалимским в период 1692–1697 гг.

В письмах того периода он спрашивает своих друзей о ситуации в Константинополе, и упоминает приглашение его бывшего ученика Константина Дука, который тогда был первым (1693–1695) князем Молдавии, но фактическое местонахождение и деятельность Иоанна до 1697 года в значительной степени неизвестны. Если он отправился в Яссы, он, вероятно, не задержался там надолго после изгнания Дукаса в декабре 1695 года Антиохом Кантемиром. За это время он, возможно, написал эпитафию Теодоросу Трапезунтиосу, профессору Княжеской академии, умершему 7 сентября 1695 года. В то же время он запросил и получил свидетельство о своем происхождении от комнатенских императоров, а затем, возможно, отправился в Константинополь, прежде чем отправиться в паломничество в Святую Землю.

Он снова был в Константинополе незадолго до февраля 1697 года, когда Патриарх Московский Адриан отправил письма Хризантосу Нотарас, спрашивая об Иоанне и предлагая его как преемника братьев Лейхуд во главе Славянско-греко-латинской академии в Москве. Адриан также предложил попросить Джона руководить созданием там греческой типографии, проекта, спонсируемого Адрианом и Досифеем II из Иерусалима. Иоанн был заинтересован, но явно обеспокоен условиями, преобладающими в России, поскольку в письме Досифея Адриану от 6 марта 1698 года Досифей сообщил, что Иоанн был готов принять, но только при определенных условиях: что ему будет разрешено заниматься физическими упражнениями. его медицинские навыки наряду с его научными обязанностями; что ему будет предоставлено достаточное вознаграждение во время его пребывания; и что, как только основная задача - создание греческой прессы - будет завершена, ему будет разрешено уехать в Дунайские княжества. Досифей, который, возможно, разделял оговорки Джона, рекомендовал принять его условия с предложенным контрактом на пять лет. Однако из этого ничего не вышло, особенно в бурной политической и религиозной обстановке в России после смерти Адриана в 1700 году и реформ Петра Великого.

Служба в Валахии

Константин Бранковяну, Принц Валахии и покровитель Иоанна

Тем временем, однако, Джон поступил на гораздо более знакомую и прибыльную службу валашского двора. Уже летом 1697 года его имя фигурирует в налоговых отчетах как придворный врач, наряду с Пиларином и другим греком. В дальнейшем Иоанну было поручено сопровождать валашские войска в полевых условиях - будучи вассалом Османской империи, Валахия участвовала в Великой турецкой войне - и был снабжен повозкой для перевозки раненых солдат. Он оставался при Валашском дворе до 1702 года с годовой зарплатой в 800 талеров первоначально, а после осени 1700 года он вырос до 1000.

Этот период был одним из самых продуктивных в карьере Джона: он наслаждался благодаря хорошей зарплате и благосклонности Бранковяну и его влиятельного дяди, стольника Константина Кантакузино, он смог с новой силой заняться своей литературной и переводческой деятельностью. В 1698 году Иоанн совершил паломничество на гору Афон, которая стала источником, пожалуй, самого известного его труда - Путеводителя паломников на Святую гору Афон (Προσκυνητάριον τοῦ Ἁγίου Ὄρους τοῦ Ἂθωνος), опубликованного в его за свой счет в типографии монастыря Снагов в 1701 году. Он также участвовал в четырех других работах, опубликованных в Снагове, предоставив эпиграфы в честь авторов и / или Бранковяну, которые их финансировали: однотомное издание, опубликованные в феврале 1699 г., из «Исповедания веры» Петра Могилы и «49>Виссариона Макриса « О трех величайших добродетелях »; греко-арабское издание Трех Божественных литургий (Св. Иаков, Св. Василий, Св. Иоанн Златоуст ), опубликованное в январе 1701 года; Альманах Киминитиса, опубликованный в июне 1701 г.; и греко-арабский Часослов, опубликованный в 1702 году. Для последнего был просто переиздан предыдущий эпиграф Иоанна из Трех Божественных литургий, и он был снова переиздан для Комментария и Литургии 1703 года о посвящении церкви, издано в Бухаресте Антимосом Иберитем при финансовой поддержке Бранковяну.

Помимо эпиграфов, Джон также написал ряд оригинальных работ в соответствии с гуманистическими и научными усилиями, проводившимися при валашском дворе под патронажем Бранковяну и Кантакузино. В 1699 году он написал биографию византийского императора Иоанна VI Кантакузена (r. 1347–1354), посвященный Константину Кантакузино, , семья которого утверждала происхождение от императора. Этот отчет сильно беллетризован и идеализирован, предназначен для представления идеального христианского, ученого и политически мудрого правителя, а не исторической фигуры, и льстит Кантакузино как предполагаемому наследнику и преемнику своего прославленного предка. В декабре 1699 года он составил «Прогностическую книгу о солнечном затмении, которое произошло в 1699 году, 13 сентября». Это побудило некоторых современных ученых предположить, что он активно преподавал математику и физику в Княжеской академии, но, несмотря на то, что он был очевиден. интерес к этим предметам, это нигде не подтверждено. Он также поощрял Кантакузино и сотрудничал с ним в создании карты Валахии (1700 г.), замечательной работы по политической, исторической и экономической географии страны. В 1702 году по предложению Бранковяну Иоанн перевел на новогреческий комментарий Феофилакта Охридского к Четвероевангелии, но этот труд не был опубликован из-за противоположного совета Патриарха Константинополя Каллиника II, по мнению которых это было бесполезно для образованных и слишком сложно для обычных людей. В 1702 году Джон потерял своего бывшего учителя и близкого друга Киминитиса, который умер и был похоронен в Бухаресте 6 сентября. Иоанн составил ему погребальный эпиграф, который был начертан на его надгробии. Джон также внес значительный вклад в заключительную работу Киминитиса, Доктринальное наставление, опубликованное посмертно в 1703 году посредством его переводов с латыни.

Церковная карьера

Валашские судебные записи показывают, что осенью 1702 года, Джон ушел с должности придворного врача, и его заменил итальянец Бартоломео Феррати. Несмотря на свою успешную научную карьеру и по неизвестным причинам, Джон решил поступить в духовенство. Подробности или время его пострига неизвестны, но в сентябре 1703 года он уже записан как монах, в качестве которого он участвовал в боярском собрании, созванном в Арнавуткой для избрания преемника. Константина Дука. На собрании он решительно поддержал кандидата Брынковяну, Михая Раковицэ ; Соперник Брынковяну, Димитри Кантемир, считает, что речь Иоанна повлияла на многих бояр по отношению к Раковицэ, который, наконец, был избран правителем Молдавии.

Титулярный епископ Сиде и настоятель монастыря Камариотисса

После своего ухода из валашского двора, Иоанн, вероятно, направился в Константинополь, где он был пострижен в монахи, приняв монашеское имя «Иерофей» (Ἱερόθεος). Он наслаждался быстрым восхождением, его повысили до пресвитера, а затем в титульного епископа Стороны к 1704 году. Из этого следует, что Джон, как выдающийся ученый и кто-то интересовался богословскими вопросами, поддерживал контакты с патриархальными кругами и, возможно, получил какое-то предложение от Патриархата, которое побудило его отказаться от карьеры при валашском дворе. Иоанн, вероятно, был пострижен в монастыре на острове Халк (современный Хейбелиада ), настоятелем которого он стал после смерти предыдущего главы Афанасия Малатестаса в январе 1704 года. Пребывание в монастыре было, по крайней мере, частично, из соображений выживания: как титулярный епископ он не имел реального источника дохода. Он оставался настоятелем Камариотиссы до 1706 года и занимался ремонтом монастыря и, в частности, пополнением его библиотеки. Этот период его жизни плохо документирован; Конечно, его новые обязанности в монастыре, но также и в патриархальной администрации вынудили его приостановить свою литературную и переводческую деятельность. В июле 1705 года по наущению Иоанна Бранковяну профинансировал строительство колодца в Константинополе. В марте 1706 года он участвовал в синоде в Патриархате, который подтвердил избрание нового митрополичьего епископа Трапезунда, но он уже готовился к своей отставке с поста настоятеля Камариотиссы: 13 сентября того же года, он заказал формальную инвентаризацию всех предметов в ризнице монастыря и доставил ее своему возможному преемнику, ризнику Неофиту. Известно, что он снова уехал в Валахию, но причина и продолжительность его пребывания там неизвестны; действительно, в следующий раз он упоминается только на синоде Патриархата в декабре 1709 года.

Митрополит Дристры

После декабря 1709 года источники ничего не говорят о деятельности Иоанна до письма, отправленного ему Николас Маврокордатос 27 октября 1711 года. В этом письме он упоминается в новой должности как митрополит епископ из Дристры. Последнее упоминание о его предшественнике Афанасиосе датируется августом 1710 года, что означает, что Иоанн был повышен до престола Дристры где-то после этого. Близость Дристры к Валахии и собственные отношения Джона с Валахией, безусловно, были фактором его назначения там.

Его карьера митрополита Дристры хорошо задокументирована как из церковных документов, так и благодаря выживанию. большой части переписки Джона. Основная проблема, с которой он столкнулся во время своего пребывания в должности, была финансовой: из-за бедности местного христианского населения, его собственного нежелания требовать выплаты и необходимости покрывать вымогательские взятки различных османских чиновников, Джон часто не только обнаруживал, что не может платить необходимые суммы Патриархату и Порте, но часто ему не хватало денег даже на свои личные нужды. Его переписка в эти годы в основном касается просьб о помощи или заступничества со стороны его многочисленных знакомых и покровителей на высоких постах. Иоанн также был активным участником патриаршего синода в Константинополе. Он сыграл особенно важную роль в православном диалоге с английскими не присяжными. С другой стороны, его редакционная активность снизилась, в основном из-за политических потрясений, охвативших Дунайские княжества в то время. Только во время правления своего друга Николаса Маврокордатоса, который оказал ему финансовую помощь, он смог возобновить часть своей прежней издательской деятельности.

В 1719 году, после восстановления Маврокордатоса на троне Валахии, Иоанн вернулся в Бухарест, где перевел на греческий трактат 15 века Подражание Христу. Восторженное введение в Liber de Officiis Маврокордатоса, опубликованное в декабре 1719 года, является последним известным произведением Джона, который умер где-то в том же году. Вероятно, он был похоронен в Бухаресте, но точное местонахождение остается загадкой.

Ссылки
Источники
  • Никол, Дональд М. (1971). «Доктор-философ Джон Комнен из Бухареста и его биография императора Иоанна Кантакузеноса». Revue des études Sud-est européennes. 9 : 511–526. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Пантос, Димитриос (2007). εκκλησιαστική δράση - συγγραφικό έργο (на греческом). Афинский национальный университет имени Каподистрии. doi : 10.12681 / eadd / 22408. hdl <12442: 10 hedi / 22408. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-24 13:31:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте