Феофилакт Охридский | |
---|---|
Икона Феофилакт | |
Архиепископ Охридский. (Αρχιεπίσκοπος Αχρίδος) | |
Родился | c.1050. Халкида, Эвбея, Восточная Римская Империя (ныне Греция) |
Умер | 1107+ |
Почитаются в | Восточной Православной Церкви. Католической Церковь |
Праздник | 31 декабря |
Покровительство | Охрид |
Феофилакт (греч. : Θεοφύλακτος, болгарский : Теофилакт; ок. 1055 – после 1107) был византийским архиепископом из Охрида и комментатором Библии.
Феофилакт родился в середине 11 века в Еврипе (Халкиде) в E uboea, в то время часть Византийской империи (ныне Греция ). Он стал диаконом в Константинополе, получил высокую репутацию ученого и стал наставником Константина Дука, сына императора Михаила VII, для которого он написал «Воспитание князей». В ок. В 1078 году он переехал в область Болгарии, где стал архиепископом Ахридским (современный Охрид ).
Охрид был одной из столиц Болгарии, которая была перестроена. завоеванный византийцами шестьюдесятью годами ранее. Занимая это сложное положение на завоеванной территории на окраине Византийской империи, он сознательно и энергично выполнял свои пастырские обязанности в течение следующих двадцати лет. Хотя по воспитанию и мировоззрению он был византийцем, он был прилежным архипастырем Болгарской Церкви, защищая ее интересы и автономию (то есть ее независимость от Константинопольского Патриархата ). Он активно действовал, чтобы защитить свое архиепископство от учений павликан и Богомил (считающийся еретиком Православной Церковью ). Он завоевал уважение и любовь болгарского народа, который был свидетелем его трудов в их интересах.
В своих письмах он много жалуется на грубые манеры болгарского s, и он пытался освободить его от должности, но безуспешно. «Его письма из Охрида являются ценным источником экономической, социальной и политической истории Болгарии, а также византийской просопографии. Они наполнены обычными жалобами на« варварское »окружение Феофилакта, в то время как на самом деле он был принимал активное участие в развитии местной культуры, создав восхваление 15 мучеников Тибериуполя и биографию Климента Охридского ». Он также написал (в своих письмах) отчеты о том, как постоянные войны между Византийской империей и печенегами, мадьярами и норманнами уничтожили большую часть продовольствия земли и заставил многих людей бежать в леса из городов.
В XI веке архиепископ Феофилакт Охридский писал о печенегах следующее: «Их наступление подобно удару молнии, отступление и жесткое, и легкое. […] Они грабят другие страны, потому что у них нет своей. Мирная жизнь для них - несчастье, они счастливы, когда у них есть повод для войны. [..] Их бесчисленное количество ".
Его смерть произошла после 1107 года.
Сегодня Восточные Православные Церкви в Сербии, Болгарии, Греция и Россия считают его святым и поминают его 31 декабря как Феофилакта Охридского (греч. : Θεοφύλακτος Αχρίδος, Теофилакт Охридски).
Его комментарии к Евангелиям, Деяниям, послания Павла и Малые пророки основаны на посланиях Златоуста. Его другие дошедшие до нас работы включают 530 писем и различные проповеди и речи, «Жизнь Климента Охридского, известную как« Всеобъемлющее », и другие незначительные произведения. Тщательное издание почти всех его сочинений на греческом и латинском с предварительной диссертацией было опубликовано в (4 тт. Фол., Венеция). Издание перепечатано Ж.-П. Минь в Patrologia Graeca vols. 123-6 (1869).
Святой Фома Аквинский, знаменитый западный христианский богослов, включил части сочинений Феофилакта в свой сборник комментариев к четырем Евангелиям отцов церкви.
В начале 16 века его комментарии к Священным Писаниям оказали важное влияние на Novum Testamentum и Annotationes Дезидериуса Эразма, хотя Эразм ошибочно называл его «Вульгарием» в ранних изданиях своего Нового Завета. Комментарии Феофилакта к Евангелиям были опубликованы на греческом языке в Риме в 1542 году, а в 1520-х годах были опубликованы на латинском языке католическими (Порсена) и протестантскими (Эколампадий) переводчиками. Современные переводы комментариев Феофилакта доступны на современном греческом, русском, сербском, болгарском и румынском языках, что отражает широкое влияние его экзегетической работы в Православной церкви и за ее пределами. Епископ Охридского двадцатого века Николай Велимирович писал, что «комментарии Феофилакта к Четвероевангелии и другим книгам Нового Завета... являются лучшими произведениями такого рода после Иоанна Златоуста» и являются читать по сей день с большой пользой ».
165>Chrysostom Press (издательство комментариев Бл. Феофилакта к Новому Завету)
Титулы Восточной Православной Церкви | ||
---|---|---|
Предшественник. | Архиепископ Охридский. 1084–1108 | Преемник. Лев II Мунг |