Иоганн Адам Райнкен (также Ян Адамс, Жан Адам, Рейнкен, Рейнкинк, Рейнке, Рейнике, Рейнике; крестился 10 декабря 1643 - 24 ноября 1722) был голландским / немецким органистом и композитор. Он был одним из самых важных композиторов 17 века, другом Дитериха Букстехуде и оказал большое влияние на Иоганна Себастьяна Баха ; однако очень немногие из них его произведения сохранились до наших дней.
The wi Страшные заявления об исключительном долголетии Райнкена исходят от Иоганна Маттесона, который в 1722 году назвал дату своего рождения 27 апреля 1623 года. Однако сам Райнкен заявил (на титульном листе Hortus musicus), что его местом рождения был Девентер, и не было найдено никаких записей, подтверждающих заявление Маттесона. «Ян Рейнс» крестился в Девентере 10 декабря 1643 года; эта дата в настоящее время принята большинством ученых, хотя во многих отношениях она столь же проблематична, как и указанная Маттезоном.
Райнкен получил начальное музыкальное образование в Девентере в 1650–1654 годах у органиста Гротекерка (Lebuinuskerk). В 1654 году он уехал в Гамбург, чтобы учиться у Генриха Шейдемана, ученика Яна Питерсоона Свелинка, органиста Св. Катаринская церковь (Katharinenkirche). В 1657 году он вернулся в Девентер и 11 марта стал органистом Бергкерка; однако всего через год он снова уехал в Гамбург, на этот раз чтобы стать помощником Шайдемана. Когда старший композитор умер в 1663 году, Райнкен сменил его в церкви Святой Катарины. В 1665 году он женился на одной из дочерей Шейдемана, и их единственный ребенок Маргарета-Мария родился три года спустя.
Композитор сохранял свое положение в соборе святой Катарины до своей смерти в 1722 году, хотя в 1705 году некоторые церковные старейшины попытались назначить Иоганна Маттесона преемником Райнкена. В отличие от многих других современных органистов, Райнкен умер богатым. При жизни он был провозглашен одним из лучших органистов Германии; он близко знал Дитериха Букстехуде и оказал влияние на Винсента Любека и Иоганна Себастьяна Баха. Последний, возможно, встречался с ним; хорошо известный апокрифический анекдот описывает, как встретились Райнкен и Бах, и как после того, как Бах импровизировал длинную фантазию на лютеранском хорале «Вавилон Вассерфлюссена » (отдавая дань уважения массивным произведениям Райнкена фантазии на том же хорале ), Райнкен заметил: «Я думал, что это искусство умерло, но я вижу, что оно живет в вас». Кристоф Вольф добавляет в качестве дополнительной детали этого визита Баха в Гамбург в 1720 году, что в этом случае он исполнил органную фугу BWV 542, тема которой основана на голландской популярной мелодии (названной «Ik ben gegroet van...»), предположительно как дань уважения голландскому произведению Райнкена. происхождение. Во всяком случае, Бах, очевидно, был глубоко впечатлен музыкой Райнкена, аранжировал несколько произведений из Hortus musicus (как BWV 954, 965 и 966). В 2006 году в Веймаре был обнаружен самый ранний из известных автографов Баха: копия книги Райнкена «Вассерфлюссен Вавилон», которую Бах сделал для своего тогдашнего учителя Георга Бема в Люнебурге в 1700 году.
Фрагмент картины Гамбурга Леопольда Примуса, ок. 1700. С. На заднем плане видна церковь Екатерины.| subscription =
, | registration =
и | editors =
()Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иоганном Адамом Райнкеном. |