Жуан Паулу Эмилиу Кристован душ Сантуш Коэльо Баррету | |
---|---|
Рожденный | ( 1881-08-05 ) 5 августа 1881 г. Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро, Бразилия. |
Умер | 23 июня 1921 г. (1921-06-23) (39 лет) Рио-де-Жанейро |
Псевдоним | Жуан-ду-Риу |
Занятие | Журналист, драматург, издатель |
Национальность | Бразильский |
Жанр | Фантастика |
Жуан ду Риу был псевдонимом бразильского журналиста, новеллистов и драматурга Жоау Паулу Эмилиу Кристована душ Сантуша Коэльо Баррету, бразильского писателя и журналиста африканского происхождения (5 августа 1881 г., Рио-де-Жанейро - 23 июня 1921 г., Рио де Жанейро). Он был избран 7 мая 1910 года на кафедру № 26 Бразильской академии литературы.
Сын Альфредо Коэльо Баррето (учителя математики и позитивиста ) и Флорансии душ Сантос Баррето ( домохозяйка ), Пауло Баррето родился на улице Осписио, 284 (нынешняя улица Буэнос-Айреса, в центре Рио-де-Жанейро ). Он брал уроки португальского языка в традиционной Colégio de São Bento (школа São Bento), где начал проявлять свои природные способности к литературе. В 15 лет он был принят в национальную гимназию ; сегодня - Коледжо Педро II (школа Д. Педро II).
1 июня 1899 года, когда ему было менее 18 лет, он впервые опубликовал текст в газете «Трибуна». Подписанный его собственным именем, это был обзор под названием Lucília Simões по пьесе Ибсена « Кукольный дом», поставленной в Театре Сантана (ныне Театр Карлоса Гомеша ).
Известный писатель, между 1900 и 1903 годами он сотрудничал под разными псевдонимами с некоторыми известными изданиями того времени, как « О Паис», « О Диа» (это уже не та газета сегодня), « Коррейо Меркантил», « О Тагарела» и « О Койо». В 1903 году Нило Пешанья назначил его сотрудником газеты Gazeta de Notícias, где он оставался до 1913 года. Именно в этом периодическом издании родился его самый известный псевдоним, Жуан ду Риу, когда 26 ноября 1903 года он подписал статью называется O Brasil Lê ( Brazil Reads ), опрос о литературных предпочтениях читателей Кариока. И, как указывает Гомеш (1996, стр. 44), «с этого времени имя, фиксирующее литературную идентичность, поглощает Пауло Баррето. Под этой маской он будет издавать все свои книги и развивать свою славу. Рядом с именем название города ».
По словам его биографов, Баррето представлял собой продукт нового типа журналиста в бразильской прессе начала 20 века. До этого литературная и журналистская практика интеллектуалов рассматривалась как незначительная, меньшая деятельность для людей с большим количеством свободных часов (например, государственных служащих). Пауло Баррето продвинул литературное творчество вперед и начал жить этим, используя свои псевдонимы (более десяти) для привлечения различной аудитории.
В период с февраля по март 1904 года он опубликовал серию новостных статей, озаглавленных « As Religiões no Rio» ( «Религии в Рио» ). Помимо своего характера « журналистских расследований », он представляет собой важный антропологический и социологический анализ, рано признанный как таковой, в частности, в четырех новаторских текстах об африканских культах, которые более чем на четверть века предшествуют публикациям Нины Родригес на эту тему. (помимо этого, работы Родригеса были в значительной степени ограничены академическими кругами Баии ).
Ученые указали на сходство между "As Religiões no Rio" и книгой французского писателя Жюля Буа "Les petites réligions de Paris" (1898 г.). Однако похоже, что сходство гораздо больше в общей идее (исследование проявлений религиозных меньшинств в большом городе), чем в плане формального выполнения.
Серия новостных статей вызвала такое большое любопытство, что Баррето опубликовал их в виде книги, и за шесть лет было продано более 8000 экземпляров. Это достижение еще более впечатляет, учитывая ограниченное количество читателей того времени в стране с высоким уровнем неграмотности.
Некоторые биографы критикуют Баррето за то, что, когда он осознал, какую золотую жилу он может получить от публикации сборников (что станет обычным явлением в Бразилии во второй половине 20-го века), он разработал «формулу» для расширения своей собственной библиографии..
Избранный в Бразильскую академию литературы в своей третьей попытке (1910), Пауло Баррето был первым, кто был допущен туда в знаменитом ныне «fardão dos imortais» («одеяние бессмертных»). Спустя годы, с избранием своего противника, поэта Умберто де Кампоса, Баррето ушел из учреждения. По словам некоторых биографов, когда ему сообщили о его смерти, его мать приказала, чтобы отпевание не проводилось в зале Академии, как обычно для членов, потому что ее сын не одобрил бы эту идею.
С самого начала сексуальные предпочтения Баррето вызывали подозрение (а позже и насмешки) среди его современников. Холостяк, без подруги или известной любовницы, во многих его текстах обнаруживается достаточно явная гомоэротическая склонность. Подозрение в конце концов подтвердилось, когда он представился в Бразилии в качестве промоутера «проклятого» Оскара Уайльда, произведения которого он перевел на португальский язык. Историки называют его «известным черным писателем-гомосексуалистом».
Странный человек, одетый как «модная тарелка» (Rodrigues, 1996, p. 239), Баррето никогда не осмеливался бросить вызов стереотипам той эпохи. Однако из-за стремления отстаивать новые идеи в социальной и политической сферах его «объемная, толстогубая и темная фигура с очень гладкой шерстью» (по данным Жильберто Амадо) стала идеальной мишенью для всех видов реакционеров, гомофобов и расистов. как Умберто де Кампос.
Его предполагаемый «флирт» с Айседорой Дункан в 1916 году (когда она выступала в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро) выражает эту сексуальную двусмысленность. Дункан и Баррету ранее встречались в Португалии, но только во время ее выступления в Рио они сблизились. Точный уровень этой близости остается загадкой. Родригес (1996) говорит о фактоиде или шумихе, способе привлечь внимание прессы, в то время как другие источники ссылаются на предполагаемый диалог, в котором танцор спросил бы Баррето о его педерастии, и он ответил бы по-французски: Je suis très corrompu ( я очень испорчен ).
В 1920 году Баррето основал периодическое издание A Pátria ( «Отечество», которое его недоброжелатели иронично называли «Матрией» или «Родиной »), в котором он стремился защищать интересы Повейрос, португальских рыбаков из Повуа-ду-Варзим, которые снабжали рыбой город Рио-де-Жанейро. Под угрозой принятия закона о национализации рыбной ловли, принятого бразильским правительством, повейрос объявили забастовку.
Действия Баррето в пользу португальской колонии принесли ему множество врагов, бесчисленные моральные оскорбления ( сало с двумя глазами было одним из самых легких) и даже презренный эпизод физической агрессии: он был пойман в одиночестве, когда ел в в ресторане он был избит группой националистов.
Полноватый, Баррето чувствовал себя плохо в течение всего 23 июня 1921 года. Он взял такси и, с усилением недомогания, попросил водителя остановить машину и принести ему стакан воды. Однако, прежде чем могла прибыть помощь, он умер от внезапного инфаркта миокарда.
Весть о смерти Жоау ду Рио быстро разлетелась по городу. Предполагаемое число в 100000 человек пришло на захоронение писателя, который много лет назад под псевдонимом Годофредо де Аленкар зарегистрировал свой предпочтительный вариант для разнообразия:
Имя Пауло Баррето окрестило обычную улицу в квартале Ботафого в Рио-де-Жанейро. Как заметил Грасилиано Рамос, дань уважения скромна: ему предложили короткую улицу (Gomes, 1996, p. 11). Его имя также является названием площади в Лиссабоне, Португалия, где есть небольшой памятник в его честь (содержащий следующую цитату: «Португальцы ничего не должны мне за то, что любили и защищали португальский народ, за то, что я люблю, поклоняюсь и дважды тоскую по родине ». /« Nada me devem os portugueses por amar e defender portugueses, porque assim amo, venero ee quero duas vezes a minha pátria. »).
Жуан Ду Рио изображался в бразильском кино и на телевидении. Его сыграл Хосе Левгой в фильме « Табу» (1982) и Отавио Аугусто в фильме « Бразилиа 18%» (2006).