Яфетическая теория

редактировать
Discredited theor y языковых отношений

В лингвистике использовалась яфетическая теория советского лингвиста Николая Яковлевича Марра (1864–1934).) постулировал, что картвельские языки региона Кавказ связаны с семитскими языками Ближнего Востока. Эта теория получила одобрение среди некоторых советских лингвистов по идеологическим причинам, поскольку считалось, что она представляет «пролетарскую науку» в противоположность «буржуазной науке».

Содержание
  • 1 Термин
  • 2 Теория
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
Термин

Марр заимствовал термин «яфетический» из Иафета, имя одного из сыновей Ноя, чтобы охарактеризовать его теорию о том, что картвельские языки Кавказа были связаны с Семитские языки Ближнего Востока (названы в честь Сима, брата Иафета). Марр постулировал общее происхождение кавказского, семитско-хамитского и баскского языков. Эта первоначальная теория предшествовала Октябрьской революции (ссылка сделана в Пан Тадеуш, написанном Адамом Мицкевичем в 1830-х годах). В 1917 году Марр с энтузиазмом поддержал революцию и предложил свои услуги новому советскому режиму. Вскоре его приняли как ведущего лингвиста страны.

Теория

При советском правительстве Марр разработал свою теорию, утверждая, что яфетические языки существовали по всей Европе до появления Индоевропейские языки. В них все еще можно было распознать субстрат, на который наложили себя индоевропейские языки. Используя эту модель, Марр попытался применить марксистскую теорию классовой борьбы к лингвистике, утверждая, что эти разные слои языка соответствуют разным социальным классам. Он заявил, что одни и те же социальные классы в самых разных странах говорят на версиях своих собственных языков, которые лингвистически ближе друг к другу, чем к речи других классов, которые якобы говорят на «одном» языке. Этот аспект мышления Марра был попыткой расширить марксистскую теорию международного классового сознания далеко за пределы ее первоначального значения, пытаясь применить ее к языку. Марр также настаивал на том, что представление о том, что люди объединены общим языком, было не чем иным, как ложным сознанием, созданным «буржуазным национализмом ».

Чтобы получить поддержку своей умозрительной доктрины, Марр разработал марксистскую основу для нее. Он выдвинул гипотезу, что современные языки имеют тенденцию сливаться в единый язык коммунистического общества. Эта теория была основой массовой кампании "латинизации" в 1920-х и 1930-х годах по замене существующих кириллических алфавитов языков меньшинств на латинские алфавиты.

Получение признания Согласно его теории от советских чиновников, Марру было разрешено управлять Российской национальной библиотекой с 1926 по 1930 год и Яфетическим институтом Академии наук с 1921 года до своей смерти в 1934 году. Он был избран вице-президентом. Академии наук СССР в 1930 году.

В 1950 году, через шестнадцать лет после смерти Марра, статья под названием «Марксизм и проблемы лингвистики » была опубликована в крупных советских периодических изданиях под номером авторская статья из Иосиф Сталин. По крайней мере, он был вдохновлен трудами наиболее энергичного оппонента Марра, Арнольда Чикобавы, а некоторые источники предполагают, что большая часть текста на самом деле была написана призраком Чикобавой или была взята из официального отчета Чикобавы Сталину. Автор пишет, что «Н. Я. Марр ввел в языкознание другую, тоже неверную и немарксистскую формулу о« классовом характере »языка, запутал себя и запутал лингвистику. Советское языкознание не может быть продвинуто вперед. на основе неправильной формулы, противоречащей всему ходу истории народов и языков ». С тех пор яфетическая теория считалась глубоко ошибочной как внутри, так и за пределами бывшего Советского Союза, но некоторые из выживших учеников Марра продолжали защищать и развивать ее до конца 1960-х годов.

См. Также
Литература
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:25:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте