Джади Рана - фигура из Кисса-и Санджан, эпического стихотворения, написанного в 1599 году и повествующего о полете. некоторых из зороастрийцев, которые подверглись религиозным преследованиям после падения империи Сасанидов и в первые годы своего пребывания в Индии, где они нашли убежище. Перевод Киссы в 20-м веке транслитерирует имя как Джади Рана .
Был ли Джади Рана из эпоса также исторической фигурой, окончательно не установлено. Даты его правления - оценки, основанные на Киссе - варьируются между 8-м и 10-м веками нашей эры. Считается, что Джади Рана, которого Кисса просто называет индуистским королем на территории нынешнего индийского штата Гуджарат, считается правителем одному из кланов раджпутов, которые правили этим регионом в ту эпоху.
Согласно Киссе, Джади Рана имел репутацию справедливого человека, которая предшествовала ему, что побудило некоторых из зороастрийцев, спасавшихся от религиозных преследований, искать убежища в его королевстве.
Джади Рана попросил их объяснить свои религиозные убеждения и обычаи, что они и сделали. Удовлетворенный их объяснением, он удовлетворил их просьбу о предоставлении убежища при условии, что они будут говорить на местном языке (гуджарати ); чтобы их женщины носили местную одежду (сари ); и что отныне они перестают носить оружие. Беженцы приняли условия и основали поселение Санджан (ср: Санджан в Большом Хорасане ).
Вскоре (Кисса не сообщает, сколько времени) эти зороастрийцы попросят и получат разрешение от царя основать там Храм Огня. Этот пожар, который в XVIII веке должен был быть перенесен в Удвада, сегодня считается самым значительным в своем роде на Индийском субконтиненте.
Считается, что зороастрийцы Киссы были предками некоторых членов современной общины парсов Индийского субконтинента. Многие парсы считают Киссу достоверным свидетельством, и существует несколько дополнительных легенд на парси, в которых важную роль играет Джади Рана. Происхождение и возраст этих легенд неизвестны, и они по-прежнему популярны среди парсов.
Исследование Джади Раны зороастрийских верований и обычаев, как говорят, было удовлетворено чтением пятнадцати санскритских стихов (шлока), в которых обобщены наиболее важные принципы зороастризма. Эти пятнадцать стихов вместе с другим стихом, который, как считается, был ответом на них царя, все вместе известны парсам как «Шестнадцать шлок».
Одна интересная, возможно, апокрифическая парси легенда повествует о ходе первой встречи между Джади Рана и только что прибывшими эмигрантами: когда зороастрийцы попросив убежища, Джади Рана жестом указал на сосуд с молоком, наполненный до краев, чтобы показать, что его королевство уже переполнено и не может принимать беженцев. В ответ один из зороастрийских жрецов добавил в молоко щепотку сахара, тем самым давая понять, что они не доведут сосуд до переполнения и действительно сделают жизнь горожан слаще. Джади Рана приютил эмигрантов и разрешил им свободно исповедовать свою религию и традиции.