Жак Ибер

редактировать
Французский композитор (1890–1962) Жак Ибер

Жак Франсуа Антуан Мари Ибер (15 августа 1890 г. - 5 февраля 1962 г.) был французским композитором классической музыки. С ранних лет изучая музыку, он учился в Парижской консерватории и получил ее главный приз, Prix de Rome с первой попытки, несмотря на то, что учеба была прервана его службой в Первая мировая война.

Иберт сделал успешную композиторскую карьеру, написав (иногда в сотрудничестве с другими композиторами) семь опер, пять балетов, музыку к пьесам и фильмам, сочинения для фортепиано соло, хоровые произведения и камерную музыку. Его, вероятно, больше всего помнят за его оркестровые произведения, в том числе «Дивертисмент» (1930) и Escales (1922).

Как композитор, Иберт не привязался ни к одному из преобладающих музыкальных жанров своего времени, и его описывали как эклектика. Это видно даже в его самых известных произведениях: «Дивертисмент» для небольшого оркестра легкомыслен, даже легкомыслен, а «Эскалес» (1922) - спелое романтическое произведение для большого оркестра.

Одновременно со своей творческой деятельностью Ибер был директором Académie de France на Вилле Медичи в Риме. Во время Второй мировой войны он был запрещен про нацистским правительством в Париже, и на время он уехал в ссылку в Швейцарию. После войны ему было восстановлено прежнее положение во французской музыкальной жизни, его последнее музыкальное назначение было руководителем Парижской оперы и Комической оперы.

. Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Композитор и администратор
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Музыка
  • 3 Произведения
    • 3.1 Оперы
    • 3.2 Балет
    • 3.3 Оркестровый
    • 3.4 Концерты
    • 3.5 Вокал / хоровой оркестровый
    • 3.6 Камерный / инструментальный
    • 3.7 Фортепиано
    • 3.8 Музыкальное сопровождение
    • 3.9 Музыка из фильмов
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы лет

Ибер родился в Париже. Его отец был успешным бизнесменом, а мать - талантливой пианисткой, которая училась у Антуана Франсуа Мармонтеля и поощряла музыкальные интересы молодого Иберта. С четырех лет он начал заниматься музыкой, сначала обучаясь игре на скрипке, а затем игре на фортепиано у своей матери, несмотря на то, что его отец хотел, чтобы его сын продолжил свою бизнес-профессию. После окончания школы он зарабатывал на жизнь частным учителем, концертмейстером и пианистом. Он также начал сочинять песни, иногда под псевдонимом Уильям Берти, и помог бизнесу своего отца, который потерпел финансовую неудачу. В 1910 году Ибер стал студентом Парижской консерватории, обучаясь у Эмиля Пессара (гармония), Андре Жедальжа (контрапункт) и Поля Видаля (композиция). Жедальж также давал ему частные уроки оркестровки; Среди однокурсников Иберта на этих частных занятиях были Артур Онеггер и Дариус Мильо.

. Музыкальные занятия Иберта были прерваны началом Первой мировой войны, в которой он служил морским офицером. После войны он женился на Розетте Вебер, дочери художника Жана Вебера. Возобновив учебу, он выиграл главный приз консерватории, Prix de Rome с первой попытки в 1919 году. Эта премия дала ему возможность продолжить музыкальное образование в Риме. В ходе этих работ Ибер написал свою первую оперу, Persée et Andromède (1921), на либретто своего зятя, писателя Мишеля Вебера, написанного под псевдонимом «Нино».

Композитор и администратор

Иберт в 1930-е годы

Среди ранних оркестровых композиций Иберта были «Баллада о желе де Рединг», вдохновленная стихотворением Оскара Уайльда , и Эскалес ( Порты захода), вдохновленный его опытом работы в портах Средиземного моря во время службы на флоте. Первое из этих произведений было сыграно на Concerts Colonne в октябре 1922 года под управлением Габриэля Пьерне ; второй был исполнен в январе 1924 года под управлением Пола Пэя, дирижировавшего Orchester Lamoureux. Эти две работы принесли Иберту раннюю репутацию как дома, так и за рубежом. Его издатель Альфонс Ледюк заказал у него два сборника фортепианной музыки, Histoires и Les Rencontres, что повысило его популярность. В 1927 году была произведена его опера-буф «Анжелика»; это была самая успешная из его опер, музыкальный фарс, демонстрирующий эклектичный стиль и талант.

Помимо сочинения музыки, Иберт был дирижером и музыкальным администратором. Он был членом профессиональных комитетов, а в 1937 году он был назначен директором Académie de France на Вилле Медичи в Риме. Ибер, с энтузиазмом поддержанный своей женой, «полностью посвятил себя административной роли и оказался прекрасным послом французской культуры в Италии». Он занимал этот пост до конца 1960 года, за исключением вынужденного перерыва, когда Франция и Италия находились в состоянии войны во время Второй мировой войны.

Поздние годы

Годы войны были тяжелыми для Иберта. В 1940 году правительство Виши запретило его музыку, и он уехал в Антибы, на юге Франции, а затем в Швейцарию и Верхнюю Савойю. В августе 1944 года он был вновь допущен к музыкальной жизни страны, когда генерал де Голль отозвал его в Париж. В 1955 году Ибер был назначен администратором Национального театра лирических театров, в котором находились Парижская опера и Комическая опера. Менее чем через год состояние здоровья заставило его уйти на пенсию. Вскоре после этого он был избран в Академию изящных искусств.

Ибер умер в Париже в возрасте 71 года и похоронен на кладбище Пасси в 16-м округе.

Музыка

Иберт отказался присоединиться к какой-либо конкретной музыкальной моде или школе, утверждая, что «все системы действительны», и эта позиция заставила многих комментаторов классифицировать его как «эклектика». Его биограф Александра Ледерих пишет: «Его музыка может быть праздничной и веселой… лирической и вдохновенной, описательной и вызывающей воспоминания… часто с оттенком нежного юмора… все элементы его музыкальной языковой панели, которая гармонирует, тесно связаны с классической традицией. " Ранние оркестровые произведения, такие как Escales, выполнены в «пышном импрессионистском стиле», но Иберт не менее известен своими беззаботными и даже легкомысленными пьесами, среди которых Дивертисмент для небольшого оркестра и Концерт для флейты.

Сценические произведения Иберта также охватывают большое разнообразие стилей. Его первая опера, Persée et Andromède, представляет собой лаконичное, нежно-сатирическое произведение. Анжелик демонстрирует свой «эклектичный стиль и совершенное написание стилизованных декораций». Le roi d'Yvetot написан частично в простом народном стиле. Opéra bouffe Gonzague - еще одно эссе в стиле старого оперного буффа. L'Aiglon, созданный совместно с Honegger, использует персонажей commedia dell'arte и множество музыкальных стилей в доступном и изысканном стиле. Для фарса «Маленькие кардиналы» музыка в постановках в стиле оперетты. Напротив, «Странствующий шевалье», хореографическое произведение, включающее хор и двух чтецов, выполнено в эпическом стиле. Практика сотрудничества Иберта с другими композиторами распространилась на его произведения для балетной сцены. Его первой работой, написанной специально для балета, был вальс для L'éventail de Jeanne (1929), в котором он был одним из десяти авторов, другими из которых были Равель и Пуленк. Он был единственным композитором еще четырех балетов в период с 1934 по 1954 год.

Для театра и кино Иберт был плодовитым композитором случайной музыки. Самая известная из его театральных партитур - это музыка к пьесе Эжена Лабиша Un chapeau de paille d'Italie, которую Ибер позже переработал как сюиту «Дивертисмент». Другие оценки варьировались от музыки к фарсу до музыки к постановкам Шекспира. Его оценки в кино охватывают столь же широкий диапазон. Он написал музыку к более чем дюжине французских фильмов, а для американских режиссеров он написал музыку к фильму Орсона Уэллса 1948 года Макбет и балету «Цирк» для Джин Келли Приглашение на танец в 1952 году.

Работы

Cinq Pieces en Trio - II. Андантино Исполняют Майкл Хенох, Ларри Комбс и Уильям Бухман. Предоставлено Musopen

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Operas

Ballet

  • Les amours de Jupiter, ballet (1945)
  • Le chevalier errant, épopéeographique (1951)

Orchestral

  • La ballade de la geôle de Reading (1920)
  • Escales (1922)
    1. Рим - Палерм
    2. Тунис - Нефта
    3. Валенсия
  • Вальс ( 1927; для детского балета L'éventail de Jeanne, в котором десять французских композиторов исполнили танец)
  • Дивертисмент (1929)
  • Симфоническая сюита (1930)
  • Морская симфония (1931)
  • Ouverture de fête (1940)
  • Louisville Concerto (1953)
  • Hommage à Mozart (1955)
  • Bacchanale (1956)
  • Tropismes pour des amours imaginaires (1957)
  • Bostoniana ( 1961; первая часть незаконченной симфонии)

Концерты

  • Концерт для виолончели и духовых инструментов (1925)
  • Концерт для флейты (1934)
  • Concertino da camera для альт-саксофона и одиннадцати инструментов ( 1935–1936)
  • Концертная симфония для гобоя и струнного оркестра

Вокально / хоровой оркестровый

  • Le poète et la fée

Камерный / инструментальный

  • Шесть пьес для арфы соло (1916–1917))
  • Trois Pièces для органа Pièce Solennelle, Musette, Fugue (1920)
  • Deux mouvements для 2-х флейт (или флейты и гобоя), кларнета и фагота (1921)
  • Jeux, Сонатина для флейты и фортепиано (1923)
  • Le Jardinier de Samos для флейты, кларнета, трубы, скрипки, виолончели и ударных (1924)
  • Французский для гитары (1926)
  • Ари (вокализ) для флейты, скрипки и фортепиано (1927)
  • Ария для флейты (или другого инструмента) и фортепиано (1927, 1930)
  • Trois pièces brèves для духового квинтета ( 1930)
  • Ариетта для гитары (1935)
  • Cinq pièces en trio для гобоя, кларнета и nd фагот (1935)
  • Entr'acte для флейты (или скрипки) и арфы (или гитары) (1935)
  • Пьес для флейты соло (1936)
  • Струнный квартет (1937–1942)
  • Инструменты Capriccio pour dix для флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, арфы, двух скрипок, альта и виолончели (1936–1938)
  • Трио для скрипки, виолончель и арфа (1944)
  • Двойные интерлюдии для флейты, скрипки и клавесина (или арфы) (1946)
  • Этюд-каприз для Томба Шопена для виолончели соло (1949)
  • Гирларзана для виолончели соло (1950)
  • Каприлена для скрипки соло (1950)
  • Экспромт для трубы и фортепиано (1950)
  • Кариньян для фагота и фортепиано (1953))
  • Арабески для фагота и фортепиано

Фортепиано

  • Истории, десять пьес для фортепиано (1922)
    1. La meneuse de torues d'or (D minor)
    2. Le petit âne blanc (F♯ major)
    3. Le vieux mendiant (E мажор)
    4. Головокружительная девушка (соль мажор)
    5. Dans la maison triste (C♯ minor)
    6. Le Palais Abandonné (си минор)
    7. Bajo la mesa (A minor)
    8. La cage de cristal (Хрустальная клетка) (E minor)
    9. La marchande d'eau fraiche (Продавец воды) (F♯ minor)
    10. Le cortège de Balkis (F мажор)
  • Toccata (D Major)
  • Escales (аранж. для фортепиано композитора)
  • Le vent dans les ruines (En Champagne)
  • Les rencontres (Маленькая сюита в форме балета)
  • Matin sur l'eau
  • Ноэль ан Пикарди
  • Маленькая сюита и 15 изображений (1944)
    1. Prélude
    2. Ronde
    3. Le gai vigneron
    4. Berceuse aux étoiles
    5. Le Cavalier Sans-Souci
    6. Parade
    7. La promenade en traineau
    8. Romance
    9. Quadrille
    10. Sérénade sur l'eau
    11. La machine à coudre
    12. L'adieu
    13. Les Crocus
    14. Premier bal
    15. Danse du cocher
  • Вальс де L'éventail de Jeanne (переложение для фортепиано композитора)
  • Ветренная девушка

Музыкальное сопровождение

Музыка из фильмов

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:53:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте