Иван Гундулич | |
---|---|
Родился | Дживо Франов Гундулич 8 января 1589 г. Дубровник, Республика Рагуза (современная Хорватия ) |
Умер | 8 декабря 1638 г. (1638-12-08)(49 лет) Дубровник, Республика Рагуза (современная Хорватия ) |
Псевдоним | Иван Гундулич (с 19 века) |
Занятие | Поэт |
Гражданство | Республика Рагуза |
Период | Барокко |
Известные работы | Слезы блудного сына, Османа, Дубравка |
Дживо Франов Гундулич ( итал. Gianfrancesco Gondola ; 8 января 1589 - 8 декабря 1638), более известный сегодня как Иван Гундулич, был самым выдающимся поэтом эпохи барокко из Республики Рагуза (ныне в Хорватии ). Он считается хорватским национальным поэтом. Его работы воплощают в себе основные черты римско-католической контрреформации : религиозный пыл, упор на « суету этого мира» и рвение по отношению к « неверным ». Основные произведения Гундулича - эпическая поэма Осман, пасторальная пьеса. Дубравка, религиозная поэма « Слезы блудного сына» (основанная на притче о блудном сыне ) - примеры стилистического богатства барокко и, зачастую, риторического излишества.
Гундулич родился в Дубровнике в богатой дворянской семье Рагулича ( см. Дом Гундуличей ) 8 января 1589 года. Сын Франческо ди Франческо Гундулич (Франо Франов Гундулич, сенатор и дипломат, некогда посланник Рагузы в Константинополе и советник Республики при Папа Григорий VIII) и Джива Градич (де Гради). Получил прекрасное образование. Вероятно, он изучал гуманитарные науки у иезуита Сильвестро Муцио, а философию - у Ридольфо Рикасоли и Камилло Камилли (* Сиена - + 1615), который в конце 1590 года был назначен rettore delle scuole e Professor di umane lettere в Рагузе. После этого он изучал римское право и юриспруденцию в целом, где занимал многочисленные должности в Великом совете республики. В 1608 году, когда ему было девятнадцать, он стал членом Великого совета. Дважды, в 1615 и 1619 годах, он занимал временную должность кнеза (комиссара или губернатора) Конавле, области к юго-востоку от города.
В возрасте тридцати лет он женился на Николете Соркочевич (Сорго) († 1644), которая родила ему трех сыновей, Франо (Франческо), Мато (Матео), Шишмундо «Шишко» (Сегисмондо) и двух дочерей, Марию «Маре» (Мария) Гондола и Джива (Джованна). Фран Джива Гундулич и Мато Гундулич (1636–1684) участвовали в тридцатилетней войне при Валленштейне ; младший умер 16 января 1682 г., будучи к тому времени ректором республики. С 1621 г. до своей смерти Иван занимал различные должности в городском правительстве. В 1636 г. он стал сенатором, в 1637 г. - судьей, а в 1638 г. - членом Малого совета ( Malo vieće). Если бы он прожил немного дольше - он умер от сильной лихорадки, вызванной воспалением ребер ( Folio 15 Libr. Mort. N ° 274, Adi le Xbre 1638 Ragusa), - его, вероятно, избрали бы кнезом (ректором) Республика Дубровник, высшее мероприятие, которое в течение одного месяца выполняли только достойные джентльмены не моложе пятидесяти лет. Его отец, который умер в 1624 году, был Князь в пять раз, а сын Ивана Сисмундо Гандулик спустя четыре раза. Иван Гундулич был похоронен во францисканской церкви Дубровника.
Могила Ивана Гундулича во францисканской церкви в Дубровнике, где его имя пишется как Дживо Франов Гундулич (в дательном падеже, что означает: Джон, сын Франциска, Гундулич)Свою литературную карьеру он начал с написания стихов и постановок мелодрам, ставших популярными в Дубровнике. Но Иван публиковал только свои более крупные произведения. Его ранние работы, которые он называл «порождением тьмы», теперь утеряны. Его первые публикации были в 1621 году, когда он переписал несколько псалмов Давида и написал несколько религиозных стихов. Затем он написал свою знаменитую Suze sina razmetnoga ( Слезы блудного сына ) в 1622 году, состоящую из трех « Криков »: Sagriešenje (Грех), Spoznanje (Проницательность) и Skrušenje (Смирение). В этом стихотворении Иван представил три основные категории христианской веры : грех, покаяние и искупление через такие контрасты, как между жизнью и смертью, чистотой и грехом, а также раем и адом. В 1637 году, когда Фердинанд II Тосканский женился, Гундулич написал стихотворение, посвященное этому событию, он отметил, что «весь славянский народ (Словинский народ) чтит вас по этому случаю».
Самая известная пьеса Гундулича - Дубравка, пастораль, написанная в 1628 году, где он восхваляет былую славу Дубровника и содержит некоторые из самых известных стихов в хорватской литературе :
O liepa, o draga, o slatka slobodo, dar u kom sva blaga višnji nam Bog je dô, uzroče istini od naše sve slave, uresu jedini od ove Dubrave, sva srebra, sva zlata, svi ljudcki životi v mogujo bit. | английский Справедливая свобода, любимая свобода, сладко признанная свобода, ты - ценный дар, которым Бог наделил нас, вся наша слава - твое истинное творение, для нашего Дома ты - все украшение, ни серебро, ни золото, ни сама жизнь не могут заменить награду твоей чистой и возвышенной благодати. |
В своем величайшем произведении Осман Гундулич представляет контрасты между христианством и исламом, Европой и турками, Западом и Востоком, а также тем, что он считал свободой и рабством. У Османа было 20 песен, но 14-я и 15-я песни так и не были найдены. С современной точки зрения, в современной оценке поэзии Гундулича доминируют два подхода: с одной стороны, его поэтическое влияние ослабло из-за изменения эстетической восприимчивости (главный литературный предшественник и влияние Гундулича, Торквато Тассо, подвергся аналогичной переоценке, но его художественная целостность и индивидуальность лучше выдержали испытание временем); в то время как влияние Гундулича в окончательной стандартизации хорватского языка было огромным.
Бронзовый рельеф на статуе Ивана Гундулича в Дубровнике, изображающий сцену из девятой песни, где Сунчаница переносится в гарем султана.Осман прочно укоренился в богатой литературной традиции хорватского барокко в Дубровнике и Далмации и считается одним из его апогеев. Представляя контраст борьбы между христианством и исламом, Гундулич продолжил прославление Марко Марулича битв против вторгшихся турок-османов. Помимо возвеличивания славянства и сражений с завоевателями, Гундулич описал жизнь османского султана Османа II. Гундулич постоянно напоминает читателю о колесе фортуны и о преходящем мире.
Осман начинает с осмысления султаном ситуации, вызванной поражением Османской империи в 1621 году при Хокиме, и описанием того, как можно легко восстановить эпоху доосманской славы болгар, сербов, венгров, албанцев и особенно поляков. Согласно сюжету, султан Осман отправил Али-пашу в Королевство Польское, чтобы договориться о мире, и Казлар-ага, чтобы выбрать, какая польская дворянка лучше всего подойдет ему для брака. Гундулич описывает путешествия Али-паши и Казлар-аги, уделяя большое внимание битве при Чочиме и порабощенных славянах, пострадавших от османского владычества. После многочисленных неудачных попыток навести порядок в империи армия захватывает Османа и казнит его, в результате чего новым султаном становится заключенный Мустафа.
Впервые «Осман» был напечатан в Дубровнике в 1826 году, а две отсутствующие песни были заменены стихами, написанными поэтом Петаром Игнятом Соркочевичем-Криевичем (1749–1826), прямым потомком Ивана Гундулича (его бабушка по материнской линии Николета Гундулич была Шишмундо. Дочь Гундулича). Другой потомок, барон Влахо Гетальдич (внук Катарины Гундулич) ввел гексаметровый договор в Осман в 1865 году. Осман не был опубликован в едином издании до 1844 года, когда иллирийское движение выбрало творчество Гундулича в качестве образца для подражания хорватскому языку. Один из ведущих писателей-иллиристов, политик, лингвист и поэт Иван Мажуранич успешно завершил « Осман» Гундулича, составив две последние главы, которые остались незаконченными после смерти поэта.
Памятник Ивану Гундуличу в ДубровникеПамятник Гундуличу скульптора Ивана Рендича был открыт 25 июля 1893 года на самой большой площади Дубровника, Поляна.
На благотворительном концерте для детей раздираемой войной Боснии и Герцеговины в сентябре 1995 года Боно прочел в конце песни « Мисс Сараево» знаменитые стихи Ивана Гундулича: «O liepa, o draga, o slatka slobodo» («О, красиво О драгоценная, о сладкая Свобода »).
« Сунчаница» - историческая опера, составленная Борисом Папандопуло, на либретто Марко Солячича по мотивам оперы «Осман» Ивана Гундулича и его сына Шишмундо Гундулича, продолжившего Османа историей Сунчаницы. Впервые она была показана в Хорватском национальном театре в Загребе (затем Хорватский государственный театр в Загребе) 13 июня 1942 года. Опера поставила Бранко Гавелла, поставили Ана Ройе и Оскар Хармош, а главную роль исполнил Сребренка. Юринак. В 2008 году опера была полностью исполнена впервые за 62 года, когда она открыла 16-й фестиваль «Дни Зайца» в Хорватском национальном театре «Иван пл. Зайц в Риеке.
Портрет Гундулича изображен на аверсе хорватской банкноты номиналом 50 кун, выпущенных в 1993 и 2002 годах.
Гундулич называл свой народ «славянами» и считал всех славян одним большим целым, единым народом. Свое стихотворение «Осман» он посвятил «нашему славянскому народу» (нашему словинскому народу). Различные исследователи описывают его как хорватского поэта. По словам Мари-Жанин Калич, профессора истории Университета Людвига Максимилиана, после Контрреформации возник новый симбиоз между реформированным католицизмом и (возрождающейся) хорватской идентичностью, что, несомненно, повлияло на местное искусство барокко. Таким образом, реформированный католицизм был одним из наиболее важных факторов для развития отдельного хорватского этнического самосознания, а стихотворение Гундулича «Осман» было выражением отличных хорватских (до) национальных чувств. По словам Слободана Дракулича, профессора социологии Университета Райерсона, современный хорватский национализм имеет своим предшественником досовременный хорватский национализм, который существовал в 16-17 веках. коренное социальное явление, одним из представителей которого был Гундулич.
С другой стороны, этническая принадлежность Гундулича является частью сербско-хорватских различий в самоидентификации западных южнославянских просветителей, что было одной из основных проблем в 20-м веке. век Югославия.
Некоторые из последних потомков семьи Гундулич принадлежали к 19 веку. Сербско-католическое движение, в том числе мэр Дубровника Франо Гетальдич-Гундулич. Гундулич, как и другие писатели из Дубровника, писавшие на штокавском диалекте, сербские ученые называют либо исключительно сербским, либо частью совместного сербского и хорватского культурного наследия. Он был включен в список 100 самых видных сербов список, составленный Сербской академии наук и искусств, и его работы включены как часть сербской литературы по Matica Сербская, вместе с другими Ragusian писателями, в пятом томе Deset vekova Srpske književnosti (Десять веков сербской литературы).