Иван Гундулич

редактировать

Иван Гундулич
De Gondola.jpg
Родился Дживо Франов Гундулич 8 января 1589 г. Дубровник, Республика Рагуза (современная Хорватия )
Умер 8 декабря 1638 г. (1638-12-08)(49 лет) Дубровник, Республика Рагуза (современная Хорватия )
Псевдоним Иван Гундулич (с 19 века)
Занятие Поэт
Гражданство Республика Рагуза
Период Барокко
Известные работы Слезы блудного сына, Османа, Дубравка

Дживо Франов Гундулич ( итал. Gianfrancesco Gondola ; 8 января 1589 - 8 декабря 1638), более известный сегодня как Иван Гундулич, был самым выдающимся поэтом эпохи барокко из Республики Рагуза (ныне в Хорватии ). Он считается хорватским национальным поэтом. Его работы воплощают в себе основные черты римско-католической контрреформации : религиозный пыл, упор на « суету этого мира» и рвение по отношению к « неверным ». Основные произведения Гундулича - эпическая поэма Осман, пасторальная пьеса. Дубравка, религиозная поэма « Слезы блудного сына» (основанная на притче о блудном сыне ) - примеры стилистического богатства барокко и, зачастую, риторического излишества.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Жизнь и творчество
    • 1.1 Дубравка
    • 1.2 Осман
  • 2 Наследие
  • 3 Этническая принадлежность
  • 4 Список работ
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь и творчество

Гундулич родился в Дубровнике в богатой дворянской семье Рагулича ( см. Дом Гундуличей ) 8 января 1589 года. Сын Франческо ди Франческо Гундулич (Франо Франов Гундулич, сенатор и дипломат, некогда посланник Рагузы в Константинополе и советник Республики при Папа Григорий VIII) и Джива Градич (де Гради). Получил прекрасное образование. Вероятно, он изучал гуманитарные науки у иезуита Сильвестро Муцио, а философию - у Ридольфо Рикасоли и Камилло Камилли (* Сиена - + 1615), который в конце 1590 года был назначен rettore delle scuole e Professor di umane lettere в Рагузе. После этого он изучал римское право и юриспруденцию в целом, где занимал многочисленные должности в Великом совете республики. В 1608 году, когда ему было девятнадцать, он стал членом Великого совета. Дважды, в 1615 и 1619 годах, он занимал временную должность кнеза (комиссара или губернатора) Конавле, области к юго-востоку от города.

В возрасте тридцати лет он женился на Николете Соркочевич (Сорго) († 1644), которая родила ему трех сыновей, Франо (Франческо), Мато (Матео), Шишмундо «Шишко» (Сегисмондо) и двух дочерей, Марию «Маре» (Мария) Гондола и Джива (Джованна). Фран Джива Гундулич и Мато Гундулич (1636–1684) участвовали в тридцатилетней войне при Валленштейне ; младший умер 16 января 1682 г., будучи к тому времени ректором республики. С 1621 г. до своей смерти Иван занимал различные должности в городском правительстве. В 1636 г. он стал сенатором, в 1637 г. - судьей, а в 1638 г. - членом Малого совета ( Malo vieće). Если бы он прожил немного дольше - он умер от сильной лихорадки, вызванной воспалением ребер ( Folio 15 Libr. Mort. N ° 274, Adi le Xbre 1638 Ragusa), - его, вероятно, избрали бы кнезом (ректором) Республика Дубровник, высшее мероприятие, которое в течение одного месяца выполняли только достойные джентльмены не моложе пятидесяти лет. Его отец, который умер в 1624 году, был Князь в пять раз, а сын Ивана Сисмундо Гандулик спустя четыре раза. Иван Гундулич был похоронен во францисканской церкви Дубровника.

Могила Ивана Гундулича во францисканской церкви в Дубровнике, где его имя пишется как Дживо Франов Гундулич (в дательном падеже, что означает: Джон, сын Франциска, Гундулич)

Свою литературную карьеру он начал с написания стихов и постановок мелодрам, ставших популярными в Дубровнике. Но Иван публиковал только свои более крупные произведения. Его ранние работы, которые он называл «порождением тьмы», теперь утеряны. Его первые публикации были в 1621 году, когда он переписал несколько псалмов Давида и написал несколько религиозных стихов. Затем он написал свою знаменитую Suze sina razmetnoga ( Слезы блудного сына ) в 1622 году, состоящую из трех « Криков »: Sagriešenje (Грех), Spoznanje (Проницательность) и Skrušenje (Смирение). В этом стихотворении Иван представил три основные категории христианской веры : грех, покаяние и искупление через такие контрасты, как между жизнью и смертью, чистотой и грехом, а также раем и адом. В 1637 году, когда Фердинанд II Тосканский женился, Гундулич написал стихотворение, посвященное этому событию, он отметил, что «весь славянский народ (Словинский народ) чтит вас по этому случаю».

Дубравка

Самая известная пьеса Гундулича - Дубравка, пастораль, написанная в 1628 году, где он восхваляет былую славу Дубровника и содержит некоторые из самых известных стихов в хорватской литературе :

Осман

В своем величайшем произведении Осман Гундулич представляет контрасты между христианством и исламом, Европой и турками, Западом и Востоком, а также тем, что он считал свободой и рабством. У Османа было 20 песен, но 14-я и 15-я песни так и не были найдены. С современной точки зрения, в современной оценке поэзии Гундулича доминируют два подхода: с одной стороны, его поэтическое влияние ослабло из-за изменения эстетической восприимчивости (главный литературный предшественник и влияние Гундулича, Торквато Тассо, подвергся аналогичной переоценке, но его художественная целостность и индивидуальность лучше выдержали испытание временем); в то время как влияние Гундулича в окончательной стандартизации хорватского языка было огромным.

Бронзовый рельеф на статуе Ивана Гундулича в Дубровнике, изображающий сцену из девятой песни, где Сунчаница переносится в гарем султана.

Осман прочно укоренился в богатой литературной традиции хорватского барокко в Дубровнике и Далмации и считается одним из его апогеев. Представляя контраст борьбы между христианством и исламом, Гундулич продолжил прославление Марко Марулича битв против вторгшихся турок-османов. Помимо возвеличивания славянства и сражений с завоевателями, Гундулич описал жизнь османского султана Османа II. Гундулич постоянно напоминает читателю о колесе фортуны и о преходящем мире.

Осман начинает с осмысления султаном ситуации, вызванной поражением Османской империи в 1621 году при Хокиме, и описанием того, как можно легко восстановить эпоху доосманской славы болгар, сербов, венгров, албанцев и особенно поляков. Согласно сюжету, султан Осман отправил Али-пашу в Королевство Польское, чтобы договориться о мире, и Казлар-ага, чтобы выбрать, какая польская дворянка лучше всего подойдет ему для брака. Гундулич описывает путешествия Али-паши и Казлар-аги, уделяя большое внимание битве при Чочиме и порабощенных славянах, пострадавших от османского владычества. После многочисленных неудачных попыток навести порядок в империи армия захватывает Османа и казнит его, в результате чего новым султаном становится заключенный Мустафа.

Наследие
Гундулич Сон по Влахо Буковцу

Впервые «Осман» был напечатан в Дубровнике в 1826 году, а две отсутствующие песни были заменены стихами, написанными поэтом Петаром Игнятом Соркочевичем-Криевичем (1749–1826), прямым потомком Ивана Гундулича (его бабушка по материнской линии Николета Гундулич была Шишмундо. Дочь Гундулича). Другой потомок, барон Влахо Гетальдич (внук Катарины Гундулич) ввел гексаметровый договор в Осман в 1865 году. Осман не был опубликован в едином издании до 1844 года, когда иллирийское движение выбрало творчество Гундулича в качестве образца для подражания хорватскому языку. Один из ведущих писателей-иллиристов, политик, лингвист и поэт Иван Мажуранич успешно завершил « Осман» Гундулича, составив две последние главы, которые остались незаконченными после смерти поэта.

Памятник Ивану Гундуличу в Дубровнике

Памятник Гундуличу скульптора Ивана Рендича был открыт 25 июля 1893 года на самой большой площади Дубровника, Поляна.

На благотворительном концерте для детей раздираемой войной Боснии и Герцеговины в сентябре 1995 года Боно прочел в конце песни « Мисс Сараево» знаменитые стихи Ивана Гундулича: «O liepa, o draga, o slatka slobodo» («О, красиво О драгоценная, о сладкая Свобода »).

« Сунчаница» - историческая опера, составленная Борисом Папандопуло, на либретто Марко Солячича по мотивам оперы «Осман» Ивана Гундулича и его сына Шишмундо Гундулича, продолжившего Османа историей Сунчаницы. Впервые она была показана в Хорватском национальном театре в Загребе (затем Хорватский государственный театр в Загребе) 13 июня 1942 года. Опера поставила Бранко Гавелла, поставили Ана Ройе и Оскар Хармош, а главную роль исполнил Сребренка. Юринак. В 2008 году опера была полностью исполнена впервые за 62 года, когда она открыла 16-й фестиваль «Дни Зайца» в Хорватском национальном театре «Иван пл. Зайц в Риеке.

Портрет Гундулича изображен на аверсе хорватской банкноты номиналом 50 кун, выпущенных в 1993 и 2002 годах.

Этническая принадлежность

Гундулич называл свой народ «славянами» и считал всех славян одним большим целым, единым народом. Свое стихотворение «Осман» он посвятил «нашему славянскому народу» (нашему словинскому народу). Различные исследователи описывают его как хорватского поэта. По словам Мари-Жанин Калич, профессора истории Университета Людвига Максимилиана, после Контрреформации возник новый симбиоз между реформированным католицизмом и (возрождающейся) хорватской идентичностью, что, несомненно, повлияло на местное искусство барокко. Таким образом, реформированный католицизм был одним из наиболее важных факторов для развития отдельного хорватского этнического самосознания, а стихотворение Гундулича «Осман» было выражением отличных хорватских (до) национальных чувств. По словам Слободана Дракулича, профессора социологии Университета Райерсона, современный хорватский национализм имеет своим предшественником досовременный хорватский национализм, который существовал в 16-17 веках. коренное социальное явление, одним из представителей которого был Гундулич.

С другой стороны, этническая принадлежность Гундулича является частью сербско-хорватских различий в самоидентификации западных южнославянских просветителей, что было одной из основных проблем в 20-м веке. век Югославия.

Некоторые из последних потомков семьи Гундулич принадлежали к 19 веку. Сербско-католическое движение, в том числе мэр Дубровника Франо Гетальдич-Гундулич. Гундулич, как и другие писатели из Дубровника, писавшие на штокавском диалекте, сербские ученые называют либо исключительно сербским, либо частью совместного сербского и хорватского культурного наследия. Он был включен в список 100 самых видных сербов список, составленный Сербской академии наук и искусств, и его работы включены как часть сербской литературы по Matica Сербская, вместе с другими Ragusian писателями, в пятом томе Deset vekova Srpske književnosti (Десять веков сербской литературы).

Список работ
Обложка первого издания Tears of the Prodigal Son
  • Слезы блудного сына - стихотворение (1622)
  • Дубравка - пасторальная драма (1628)
  • Осман - эпос барокко
  • Ариядна - драма (1633)
  • Песни покорне краля Давида - сборник стихов (1621)
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-31 01:34:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте