Institut canadien de Montréal (Английский ; Канадский институт Монреаля ) был основан 17 декабря 1844 года группой из 200 молодых либералов профессионалов в Монреале, Канада Восток, провинция Канады. Институт предоставил своим членам публичную библиотеку и комнату для дискуссий. В то время в Монреале не было университетов с французским языком обучения и публичных библиотек. С 1845 по 1871 год в стенах института было проведено 136 лекций. В конце концов Институт вступил в конфликт с Римско-католической церковью из-за содержания своей библиотеки. Отчасти в результате спора с церковью Институт в конце концов закрылся в 1870-х годах.
Институт был основан в 1844 году как литературное и научное учреждение. для обеспечения библиотеки, читального зала и других образовательных целей. Джозеф Папен был первым президентом. В 1853 году он был включен Законом провинции Канады. На момент создания в Институте было более 500 членов, библиотека, насчитывающая более 2000 томов, и читальный зал с газетами и периодическими изданиями.
Институт был источником идей, отстаиваемых Ружья Парти. Одним из ее девизов было: «Правосудие на свете», «Справедливость без права»; Raison et liberté pour nous, raison et liberté pour tous (Справедливость для нас, справедливость для всех; разум и свобода для нас, разум и свобода для всех).
Библиотека содержала литературные произведения французских авторов-романтиков, таких как Виктор Гюго и Альфонс де Ламартин, и авторов Просвещения, таких как Вольтер и Дидро, чьи труды были признаны католической церковью аморальными. С 1845 по 1871 год в стенах института было проведено 136 лекций.
В 1858 году возник вопрос о содержимом библиотеки. На собрании Института некоторые члены предложили создать комитет для проверки работы библиотеки и составления списка книг, которым нельзя разрешать оставаться в библиотеке. Это предложение было отклонено значительным большинством, которое вместо этого приняло решение о том, что в библиотеке Института нет неподходящих книг, что Институт является единственным судьей морали книг в библиотеке, и что существующий комитет управления достаточно. Следуя этому предложению, группа из 158 членов покинула институт, чтобы основать институт, который предпочел подчиняться доктрине католического духовенства и не одалживал книги, которые Церковь сочла аморальными.
13 апреля 1858 г. Католический епископ Монреаля монсеньор Игнас Бурже опубликовал пастырское послание, которое читали во всех церквях его епархии. В пастырской речи он сослался на работу Института и похвалил поведение меньшинства. Он заявил, что большинство впало в две большие ошибки: заявив, что члены Института являются надлежащими судьями морали книг в своей библиотеке, вопреки заявлению на Трентском соборе, которое считал, что оценка нравственности книг - это функция епископа; и заявив, что в библиотеке нет аморальных книг, хотя на самом деле в ней были книги из церковного Указателя запрещенных книг. Он указал на то, что Совет Трент постановил, что любой, кто читает или хранит еретические произведения, будет подвергаться наказанию в виде отлучения, и что любой, кто читает или хранит книги, запрещенные по другим причинам, будет подвергаться суровому наказанию. В заключение он обратился к членам Института с призывом изменить свое решение, заявив, что в противном случае ни один католик не будет к нему принадлежать.
Институт не отменил решение. В 1865 году несколько членов Института, в том числе Джозеф Гиббор, обратились в Рим с апелляцией к этому пастырскому решению, но не получили ответа.
7 июля 1869 года Рим добавил Годовой отчет института для 1868 год в Список запрещенных книг католической церкви . Епископ Бурже опубликовал еще одно пастырское послание, обратив внимание на это решение и указав, что Церковь постановила, что ни один католик не должен входить в Институт, пока он преподает пагубные доктрины, а также хранить, публиковать или читать Annuaire 1868 года. Он заявил, что любой человек, который будет продолжать хранить или читать Annuaire или принадлежать к Институту, будет лишен причастия «même à l'article de la mort».
В ответ члены Институт 23 сентября 1869 г. принял резолюцию, в которой заявлял, что он не преподает никакой пагубной доктрины, и что члены Института, узнав об осуждении Годового закона 1868 г., заявили, что они будут полностью и просто подчиняться этому указу. Епископ Бурже ответил письмом, в котором осудил эти резолюции как лицемерные, заявив, что Институт одновременно принял секретную резолюцию в пользу религиозной терпимости, и заявив, что не будет отпущения грехов тем, кто остается членами Института.
Одним из основателей института был типограф и типограф по имени Джозеф Гиббор. В 1869 году Гиббор умер. Бурже отказался позволить Генриетте Браун, вдове Гиббора, похоронить останки ее мужа в католической части кладбища Нотр-Дам-де-Неж, поскольку он был членом Института. Вдова не приняла решение и решила передать дело в суд. Адвокат Генриетты Браун, также являющийся членом Института, 21 ноября в конечном итоге выиграл свое дело в Судебном комитете Тайного совета, в то время суде последней инстанции Британской империи, включая Канаду. 1874 г. Дело Гиббора стало предметом больших политических и религиозных споров.
Канадский институт Монреаля закрыл двери своей дискуссионной комнаты в 1871 году, а библиотека закрылась в 1880 году. Только Канадский институт Квебека, основанная через четыре года после Монреаля, пережила церковную цензуру, избавившись от некоторых произведений, запрещенных Римско-католической церковью.
В 2006 году Национальная библиотека и архивы Квебека (BAnQ) заключила сделку с Институтом Фрейзера-Хиксона о дарении и передаче имущества коллекции. Канадского института Монреаля. Последний хранил его с 1885 года. Среди ценных книг коллекции были два издания uvres complete de Voltaire (1785–1789), 36 томов L'Encyclopédie Дидро и д'Аламбер (1778–1781), 12 томов L'Esprit des journaux français et étrangers (1787–1792) и четыре тома Réunion des Tuileries au Louvre (1852–1857), особый подарок принца Наполеона в Institut canadien.