Хасаан Ибн Али | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Уильям Генри Лэнгфорд младший |
Родился | 6 мая 1931 г.. Филадельфия, Пенсильвания, США |
Умер | 1980. Филадельфия, Пенсильвания |
Жанры | Джаз |
Профессия(s) | Музыкант, композитор |
Инструменты | Фортепиано |
Годы деятельности | Середина 1940-х - ? |
Связанные действия | Джон Колтрейн, Элмо Хоуп, Одеан Поуп, Макс Роуч |
Хасаан Ибн Али (урожденный Уильям Генри Лэнгфорд младший; 6 мая 1931-1980) был американским джазовым пианистом и композитором.
Ибн Али находился под сильным влиянием Эльмо Хоупа, и его игра была быстрой и интенсивной, сохраняя чувство ритма, даже когда его стиль становился все более нетрадиционным. Может существовать несколько записей его игры, но выпущена только одна - Трио Макса Роуча с легендарным Хасааном. Ибн Али заработал репутацию в Филадельфии, где оказал влияние на музыкантов, в том числе на Джона Колтрейна, но в других местах он оставался малоизвестным.
Хасан Ибн Али был родился Уильям Генри Лэнгфорд-младший в Филадельфии 6 мая 1931 года. Его мать была домашней прислугой. В 1946 году (в возрасте 15 лет) он гастролировал с ритм-энд-блюз-бендом трубач Джо Морриса. В 1950 году он играл локально с Клиффордом Брауном, Майлзом Дэвисом, Дж. Дж. Джонсон, Макс Роуч и другие. Проживая в Филадельфии, Ибн Али работал внештатным сотрудником и заработал себе репутацию «оригинального композитора и теоретика», по словам музыковеда Льюиса Портера. Пианист играл с Горацием Арнольдом в Нью-Йорке в 1959 году и снова в 1961–1962 годах, на этот раз в трио с Генри Граймсом.
. По словам Роуча, во время визитов в Нью-Йорк, Ибн Али ходил из клуба в клуб, чтобы поиграть, а иногда и посреди ночи приходил к барабанщику, чтобы продолжить играть в одиночестве на пианино. Таким образом барабанщик записывал игру Ибн Али, когда приходил пианист. Библиотека Конгресса имеет запись 1964 года сольной импровизации Ибн Али, записанной в доме Роуча. Джон Мерф в JazzTimes описал его в 2014 году как «Совершенно современный с причудливым ритмическим откатом и своенравными мелодичными пассажами, он звучит как новая композиция Джейсона Морана »
. Ибн Али оставался неизвестной фигурой до его единственной выпущенной записи The Max Roach Trio Featuring Legendary Hasaan, которая была записана 4 и 7 декабря 1964 года и выпущена шесть месяцев спустя. Трио состояло из Роуча и басиста Арта Дэвиса, а альбом состоял из семи треков, написанных Ибн Али. Возможность записи была инициирована Роучем, который использовал свое влияние на владельца Atlantic Records, чтобы обеспечить запись сеанса для Ибн Али. Алан Сукуниг в своих примечаниях к альбому написал: «Некоторое время казалось, что судьба Хасаана ибн Али - быть известна - тем, кто вообще о нем слышал - как выдающегося джазового пианиста из Филадельфии, который никогда не делал запись." После выхода альбома Ибн Али вернулся в безвестность.
По словам музыкального журналиста Тома Муна, Ибн Али «описывался (обычно терпимыми) джазовыми музыкантами как эксцентричный и / или нестабильный». Саксофонист Одеан Поуп, наставником которого был Ибн Али, заявил, что пианист «был настолько продвинутым, что музыканты сторонились его. [...] Он был очень предан своему делу, очень искренен, но также очень откровенен [...] Если бы он был в клубе, а пианист не делал этого, Хасан сразу же столкнул бы его со скамейки запасных и начал бы играть сам ». Поуп также описал те времена, когда они практиковали вместе в течение нескольких лет в доме, где Ибн Али жил со своими родителями. Поуп прибыл в дом утром, и они играли с 9:30 до 12:00, сделали перерыв на обед и сыграли в шахматы, а затем продолжали тренироваться до четырех или пяти часов. Затем Ибн Али оделся, уже будучи в купальном халате, и они вышли играть в дома соседних людей за «пару долларов и немного горячего чая».
Ибн Али провел дальнейшие студийные занятия с Поуп, Арт Дэвис и барабанщик Халил Мади, 23 августа и 7 сентября 1965 года. Тем не менее, мастер-кассеты неизданных записей были уничтожены в результате пожара на складе звукозаписывающей компании в 1976 году. Поуп считал, что записи были не был выпущен Atlantic, потому что лейбл узнал, что пианист был заключен в тюрьму вскоре после сессий. В 2018 году саксофонист сообщил, что кассеты были найдены и рассматривается вопрос об их выпуске.
«Безрассудный со своим здоровьем, Хасаан умер молодым», - прокомментировал писатель Джеффри Хейдон в 2002 году. В «Джазовом словаре New Grove» говорится, что Ибн Али умер в Филадельфии в 1980 году (в возрасте 48 или 49 лет). Родители Ибн Али погибли в результате пожара, уничтожившего их дом по адресу 2406 North Gratz Street 24 октября того же года. После пожара он отправился в центр отдыха для бездомных.
Современный обозреватель The Glasgow Herald прокомментировал игру Ибн Али в Атлантике. Альбом с Roach: «Первая реакция человека - это изумление перед техникой сверкающих пальцев [...] и полной индивидуальностью его гармоник [sic]». Рецензент AllMusic Скотт Яноу описал игру Ибн Али на альбоме как «интенсивную, несколько виртуозную и ритмичную, но часто мелодичную в причудливой манере».
Барабанщик Шерман Фергюсон сказал об Ибн Али, «он был ярким примером кого-то, кто был в некотором роде очень авангардным, но всегда был музыкальным. Поэтому людям всех возрастов нравилась его музыка, даже когда он играл. [... У него] было то, что у него было естественное чувство. Он дошел до того, где это качалось независимо от того, что он делал ». Саксофонист Бенни Голсон прокомментировал, что Ибн Али «стал очень искусным в современных звуках, а затем пошел прямо мимо них в нечто очень эзотерическое. Он ушел далеко оттуда. Думаю, можно сказать, что его тормоза не работали.. »
Джазовый критик Кенни Мэтисон описал Ибн Али как« помощника Элмо Хоупа с ритмической причудой, которая сравнивала его с [Телониусом] Монахом и [Херби] Николс ". Сам Ибн Али считал Хоуп своим главным источником вдохновения: «Встреча с г-ном Хоупом была подобна разговору и знакомству с тайной музыки, которая объяснялась не правителем или устами, а музыкой. Так что от него я услышал, как учиться. "
Поуп считает, что Ибн Али оказал влияние на саксофониста Джона Колтрейна в звуковых листах. Ибн Али исследовал возможности игры четвертых и использования «последовательностей аккордов, которые перемещаются на секунды или трети вместо квинты, при игре различных гамм и арпеджио против каждого аккорда» - особенности, которые позже широко использовались в игре Колтрейна. Возможно, существует домашняя запись игры Ибн Али с Колтрейном и другими в 1952 году.
Поуп также прокомментировал, что «все известные музыканты, которые приехали из этой области [Филадельфия] в пятидесятые и шестидесятые годы, включая Маккоя. Тайнер, узнал от него. "
Библиография