Хайпай (Китайский : 海派, шанхайский : hepha, [hē̞pʰä́]; буквально «[шанг] хай стиль» ) относится к авангарду, но уникальному «Восток встречает Западная "культура из Шанхая в ХХ и ХХI веках". Это часть культуры Шанхая.
Этот термин был введен группой пекинских писателей в 1920 году для критики некоторых шанхайских ученых и стиля принятие или восхищение западным капитализмом и западной культурой. Название Хайпай произошло от живописи и драмы. Согласно «Истории китайской живописи», опубликованной в 1937 году, «во время правления императора Тунчжи и Гуансюй в династии Цин большинство китайских художников жили в Шанхае и зарабатывали на жизнь продажей картин. Чтобы получить прибыль, художники обслуживали простую публику. вкус. Их картины постепенно демонстрировали хайпайский стиль ». Кроме того, исполнители пекинской оперы считали Пекин властью Китая и называли города за пределами Пекина Хайпай. В то время учёные использовали Хайпай с презрением, поскольку он представлял неортодоксальную и вульгарную культуру. Однако в последующие годы значение Хайпая постепенно изменилось, и культура Хайпая стала одним из самых очаровательных культурных стилей в Китае. Хайпай - «мятежный», в то время как Цзинпай (буквально «пекинский стиль») - «традиционный». Они представляют два противоположных типа китайских культур и до сих пор имеют глубокое влияние.
В современном Китае культура Хайпая не перестает и не теряет своей привлекательности. Напротив, он продолжает влиять на современную китайскую культуру. Говоря современным языком, культура Хайпая рассматривается как символ разнообразия и инклюзивности, особый стиль, которым гордятся как востоковедение, так и западная культура. После 1949 года Шанхай стал культурным и художественным центром восточного побережья Китая.
Культура Хайпая, корень города Шанхай, пришла из 1920-х и 1930-х годов. До колонизации (1843 г.) на шанхайскую культуру в основном влияли и формировали древние королевства У и Юэ (районы нынешних провинций Цзянсу и Чжэцзян). После поражения Китая в Первой опиумной войне со стороны Британской империи, несколько портов были открыты для внешней торговли, включая Шанхай. После подписания Нанкинского договора в 1843 году были сформированы небольшие анклавы и управлялись иностранными поселениями (см. Рисунок). В этих районах Шанхай был открыт для современной городской инфраструктуры, науки и техники, а также для иностранной культуры. Благодаря сочетанию и конфликту традиционной китайской и западной культур в этот период появилась культура Хайпая.
В этот период культура Хайпая быстро развивалась в основном по следующим трем историческим причинам. Во-первых, Шанхай был одним из первых пяти китайских городов, открывшихся для внешнего мира. Шанхай был вовлечен в систему западного капитала после своего открытия и стал предвестником китайской модернизации. Экономическое процветание привело к росту других отраслей, в том числе индустрии культуры. Во-вторых, Шанхай был городом мигрантов, и после 1843 года он привлекал многих иммигрантов внутри страны и за рубежом. Рост населения придал большую жизненную силу производству и потреблению культурных продуктов. Кроме того, культура Хайпая была инклюзивной и открыта для разнообразия из-за различного культурного происхождения ее граждан. В-третьих, шанхайская концессия была крупнейшей в Китае в то время и оказала глубокое влияние на развитие культуры Хайпая. Власть китайского феодального правительства была слабой в уступке Шанхая, что фактически открыло путь для движения за новую культуру и последующих культурных инноваций.
После создания Китайской Народной Республики, Пекин стал столицей Китая. Некоторые культурные индустрии, такие как Commercial Press, переехали в Пекин. Кроме того, многие известные писатели, такие как Го Моруо, Мао Дунь и Цао Ю покинули Шанхай и поселились в Пекине. В то время культура Хайпаи столкнулась с проблемами и упадком. Кроме того, в течение 1966 и 1976 годов десятилетняя культурная революция помешала культурному развитию и нанесла ущерб всей китайской культуре, включая культуру Хайпая.
Третье пленарное заседание Одиннадцатого Центрального Комитета ознаменовало официальный конец Культурной революции и постепенно возобновило регулярную культурную деятельность. Драма в тишине и роман «Шрам», написанный Лу Синьхуа, представляют собой новое развитие культуры Хайпая. В современном Китае многие известные шанхайские писатели, такие как Хан Хан и Го Цзинмин, стали духовными флагами среди молодого поколения. Культура хайпая вновь обрела жизнь и стала более зрелой.
Благодаря своему особому географическому положению Шанхай стал пионером в принятии новых стилей, включая новые изменения в ценности, поведение, академия, мода и обычаи. Культура Хайпая «восстает» против традиционных условностей и «смелая» в инновациях.
В 19 веке., различные новые культурные начинания и промышленность начались из Шанхая. Культура Хайпая считалась колыбелью инноваций. Например, в Шанхае появилась первая современная английская газета North China Herald, первый музей, первый женский колледж, первый кинотеатр и т. Д.
После открытия огромное количество иммигранты приехали в Шанхай и принесли свою культуру в город, который интегрировал западные культуры в региональный шанхайский стиль. Интеграция породила инклюзивную культуру Хайпая. В моде, например, Ци Пао (также известный как Cheongsam ) был самым популярным платьем для женщин в 1920-х и 1930-х годах. Под влиянием западных эстетических стандартов традиционное китайское ципао было сокращено и стало более подходящим (см. Рисунок). Эта «улучшенная Ци Пао» вскоре возглавила модную тенденцию в Китае. Другой пример - живопись: после 1843 года художники объединили навыки традиционной китайской живописи с западными структурными методами и установлением цвета. Их смелые и необузданные работы, в том числе картины с птицами-цветами, пейзажи и картины с персонажами, завоевали большую популярность среди простых людей. Типичные художники включают Жэнь Сюн, У Чаншо, Рен Бонянь и Чжао Чжицянь.
Шанхай - типичный торговый город Китая. Таким образом, все культурные индустрии, такие как рисование, пение, танцы, выступления, также являются коммерческой деятельностью. Один из известных китайских писателей Лу Синь однажды заметил, что «Цзинпай - это бюрократия, а Хайпай - это коммерциализм», что полностью проиллюстрировало коммерческий характер культуры Хайпая. Культура Хайпая была больше ориентирована на потребности рынка и простых людей, что оказало большое влияние на культуру элиты. Например, после 1919 года в Шанхае возникли новые литературные школы, такие как Love Birds and Butterfly School, New Sensation School. Их работы в основном посвящены романам между мужчинами и женщинами и прославленным гедонизмом и материализмом.