Х.М. Фабрика Гретна была крупнейшей фабрикой по производству кордита Соединенного Королевства в Первой мировой войне. Государственное учреждение находилось рядом с Солуэй-Ферт, недалеко от Гретна, Дамфрис и Галлоуэй. Он был построен Министерством боеприпасов в ответ на кризис Shell 1915 года.
, Истриггс, Дамфрисшир, в память об усилиях этих рабочих во время Первой мировой войны.
HM Фабрика, Гретна простиралась на 9 миль (14 км) от Моссбанда около Лонгтауна на востоке до Дорнока / Истриггса на западе, по обе стороны шотландско-английской границы. Объект состоял из четырех крупных производственных площадок и двух специально построенных поселков. Объект имел собственную автономную транспортную сеть, источник электроэнергии и водопровод.
A военная, 2 фута (610 мм) узкоколейная железная дорога использовалась для перемещения материалов и припасов вокруг участков. В сети, имеющей 125 миль (201 км) пути, задействовано 34 двигателя. Электроэнергия для производства боеприпасов и поселков обеспечивалась специально построенной угольной электростанцией. Телефонная станция обрабатывала до 2,5 миллионов звонков в 1918 году. В поселках были свои пекарни, прачечная и полиция. Прачечная могла убирать 6000 вещей в день, а пекарни готовили 14000 блюд в день.
Воду брали из реки Эск, к северу от Лонгтауна, по трубе диаметром 42 дюйма (110 см) в насосную станцию. Оттуда он был закачан через магистраль размером 33 дюйма (84 см) в резервуар. Установка фильтрации / очистки могла обрабатывать до десяти миллионов галлонов в день.
Строительные работы на заводе HM в Гретне начались в ноябре 1915 года под общим руководством SP Pearson Сыновья. На месте работало до 10 000 ирландских военно-морских сил, а также одновременно строились два деревянных поселка для размещения рабочих в Гретне и Истриггсе. Чтобы предотвратить проблемы, связанные с наплывом военно-морских сил и военных, власти внедрили Систему государственного управления, которая сократила продажу алкоголя за счет национализации пабов и пивоварен в окрестностях. Медицинские вопросы на объекте курировал доктор Томас Гудолл Нэсмит FRSE.
Производство боеприпасов началось в апреле 1916 года. Инженеры и химики из разных стран Британской империи были наняты для наладить производство RDB Cordite. К 1917 году наибольшую долю рабочей силы составляли женщины: 11 576 женщин на 5 066 мужчин.
На пике производства фабрики производили 800 тонн (812 тонн ) Cordite RDB в неделю, больше, чем на всех других заводах по производству боеприпасов в Великобритании вместе взятых. Кордит в просторечии был известен как «Дьявольская каша»; название происходит от сочинений сэра Артура Конан Дойля, который посетил H.M. Завод как военный корреспондент в 1916 году. Позже он писал: «нитроглицерин с одной стороны и пушечный хлопок с другой стороны замешаны в нечто вроде дьявольская каша, которая является следующим этапом производства... те улыбающиеся девушки в хаки, которые крутят это вещество в руках, мгновенно разлетелись бы на атомы, если бы произошли какие-то небольшие изменения ". В 1917 году, когда производство достигло 800 тонн в неделю, король Георг V и королева Мария посетили завод.
Производство кордита прекратилось после окончание Первой мировой войны в ноябре 1918 года. В 1919-20 гг. Производственные предприятия были снесены. Хотя вся территория завода сохранялась до начала 1920-х годов, в конечном итоге вся Зона 4 и другие части бывшего военного завода были проданы с аукциона в обмен на частные и сельскохозяйственные земли. Совокупная продажа насчитывала более 700 лотов. Два поселка Истриггс и Гретна и их пекарни также были распроданы.
После закрытия Waltham Abbey Royal Gunpowder Mills около Лондона стал единственным государственным предприятием фабрика кордита до начала программы расширения с началом Второй мировой войны.
Хотя участок 4 был продан и возвращен для сельскохозяйственного использования, большая часть другие три участка были оставлены для хранения боеприпасов Военным министерством, а затем Министерством обороны.
. Начиная с 1930-х годов, до 2500 акров (10 км) Участка 2, в Моссбанд, стал Центральным складом боеприпасов, CAD Longtown. После Второй мировой войны он стал известен как Базовый склад боеприпасов, BAD Longtown. Остальные части Зоны 1 в Смалмстауне также были определены как вспомогательные склады CAD Longtown.
Министерство снабжения начало использовать Зону 3, к юго-востоку от Истриггса, в 1930-х годах для хранения боеприпасов. Участок площадью 1250 акров (5 км) был известен как CAD Eastriggs. Боеприпасы транспортировались из бункеров хранения на территории CAD Eastriggs по узкоколейной железной дороге . Два бензиновых локомотива использовались на железной дороге Дюшал-Мур около Килмаколма в Ренфрушире. Участок был связан с Глазго и Юго-Западной железной дорогой на перекрестке в Истриггсе. В 1960-х годах CAD Eastriggs стал вспомогательным складом CAD Longtown.
В 2005 году британское правительство объявило, что планирует закрыть все сайты, которые сейчас составляют CAD Longtown к середине 2009 года, но позднее решение было уточнено. означают только невзрывоопасные аспекты этих объектов.