В средневековой музыке Гвидонская рука была мнемоническим устройством, используемым для помощи певцам в обучении пению с листа. В какой-то форме устройство могло быть использовано Гвидо из Ареццо, средневековым теоретиком музыки, написавшим несколько трактатов, в том числе один, обучавший певцов чтению с листа. Рука встречается в некоторых рукописях до времени Гвидо как инструмент для поиска полутона; он не имеет изображенной формы до 12 века. Sigebertus Gemblacensis в c. 1105–1010 действительно описал Гвидо, который использовал суставы руки, чтобы помочь в обучении его гексахорду. Рука Гвидона тесно связана с новыми идеями Гвидо о том, как изучать музыку, в том числе с использованием гексахордов, и с первым известным западным использованием сольфеджио.
Идея руки Гвидона состоит в том, что каждая часть руки представляет собой конкретное примечание в системе гексахордов, которая охватывает почти три октавы от «Γ ut» (то есть «Gamma ut») (сокращение которого составляет «Gamut ", что может относиться ко всему диапазону) до" E la "(другими словами, от G в нижней части современного басового ключа до E в верхней части скрипичный ключ ). Сложные названия сочетают в себе букву высоты тона и до трех шестнадцатеричных слогов, чтобы указать функции каждой ноты. Эти составные имена иногда передавались с пробелами между буквой основного тона и слогами, но в прозе также иногда объединялись в одно слово, добавляя «е» после буквы основного тона, если это был согласный звук, что давало имена, указанные в таблице ниже. Некоторые составные имена проясняют регистр (например, C fa ut, C sol fa ut и C sol fa указывают на три разные октавы C), но есть также некоторые повторяющиеся имена (например, одно и то же имя B mi появляется в трех разных октавах).
Во время обучения инструктор указывал на ряд нот, указывая на них на руке, и ученики пели их. Это похоже на систему жестов руками, иногда используемую в сочетании с сольфеджио. Было несколько вариантов положения нот на руке, и ни один вариант не является окончательным, но, как в примере ниже, ноты гаммы были мысленно наложены на суставы и кончики пальцев левой руки.. Таким образом, «гамма ут» (две G ниже середины C) была кончиком большого пальца, A («A re») была внутренней частью сустава большого пальца, B («B mi») была суставом у основания большого пальца., C («C fa ut») был суставом у основания указательного пальца и так далее, закручиваясь вокруг руки против часовой стрелки мимо середины C («C sol fa ut») до тех пор, пока D a девятый выше среднего C («D la sol») (средний сустав среднего пальца) и E над ним («E la») (тыльная сторона этого сустава, единственная нота на тыльной стороне руки) были достигнуты.
Это устройство позволяло людям визуализировать, где находятся полушаги гаммы, и визуализировать взаимосвязанные положения гексахордов (названия которых - ut re mi fa sol la - были взяты из гимна "Ut queant laxis "). Рука Гвидона была воспроизведена во многих средневековых трактатах.
Современное. название ноты | Средневековое. название ноты | Мутация | Соединение. Имена | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Solmization | ||||||||||
e″ | ee | la | E la | Ela | ||||||
d″ | dd | la | sol | D la sol | Delasol | |||||
c″ | cc | sol | fa | C sol fa | Чесолфа | |||||
b′ | ♮♮ | mi | Бми | Беми | ||||||
б ♭ ′ | ♭♭ | fa | Б фа | Бефа | ||||||
a′ | aa | la | mi | re | А ля ми ре | Аламире | ||||
g′ | g | sol | re | ut | G sol re ut | Gesolreut | ||||
f′ | f | fa | ut | F fa ut | Fefaut | |||||
e′ | e | la | mi | E la mi | Элами | |||||
d′ | d | la | соль | re | D la sol re | Delasolre | ||||
c′ | c | sol | fa | ut | C sol fa ut | Cesolfaut | ||||
b | ♮ | mi | B mi | Bemi | ||||||
b♭ | ♭ | fa | B fa | Befa | ||||||
a | a | la | mi | re | A la mi re | Alamire | ||||
g | G | sol | re | ut | G sol re ut | Gesolreut | ||||
f | F | fa | ut | F fa ut | Fefaut | |||||
e | E | la | mi | E la mi | Elami | |||||
d | D | sol | re | D sol re | Desolre | |||||
c | C | fa | ut | C fa ut | Cefaut | |||||
B | B | mi | B mi | Bemi | ||||||
A | A | re | A re | Are | ||||||
G | Γ | ut | Gamma ut |
Точное обозначение системы гексахорда можно найти в репродукции Ameri Practica artis musice (1271) или в источнике 1784 года Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum.
Гексахорд как мнемонический прием был впервые описан Гвидо из Ареццо в его Epistola de ignoto cantu и трактате под названием Micrologus. Это был самый основной педагогический инструмент для изучения новой музыки в европейском средневековье, и на него часто ссылались в современной музыкальной теории. В каждом гексахорде все смежные высоты тона разделены на весь тон, за исключением двух средних, которые разделены полутоном . Эти шесть высот называются ут, ре, ми, фа, соль и ля, с полутоном между ми и фа. Эти шесть имен образованы от первого слога каждой полустроки гимна 8-го века «Ut queant laxis ».
Каждый гексахорд может начинаться с G, C или F, а в соседней таблице, если читать снизу вверх, показаны ноты в каждом гексахорде для каждой из трех октав. Чтение слева направо в определенных пределах позволяет отличать ноты в разных октавах друг от друга. Таким образом, C (современный c) был «C fa ut» (или «Cefaut»), c (современный c ') был «C sol fa ut», а cc (современный c ″) был «C sol fa». Поскольку самая низкая высота звука была обозначена греческой буквой Γ (гамма, от «g»), высота была известна как «Gamma ut» или «Gamut », термин, который пришел для обозначения диапазона нот. доступный, а позже, полный диапазон чего угодно.
В гексахордальной системе также различают B ♭ (fa в гексахорде F и известный как «B molle» для «мягкого B») и B ♮ (mi в гексахорде G и известна как «B durum» от «жесткого B»). Со временем мягкие и жесткие варианты буквы «b» изображались в виде закругленной «» и квадрата «», которые постепенно превратились в современные плоские и естественные знаки (или, в Северной Европе, в буквы «b»). 'и' h ').
Поскольку один гексахорд не покрывает все возможные ноты в диапазоне гаммы (только C – A, F – D за исключением B ♮ или G – E за исключением B ♭) певцы должны были бы «мутировать» между гексахордами, если бы диапазон шестой был превышен или если бы было чередование между B ♮ и B. Таким образом, «гвидонская» система нескольких гексахордов отличалась от современной системы сольфеджио, в которой одного набора слогов достаточно, чтобы назвать все возможные высоты звука (включая, часто, хроматические высоты) в рамках моды.
Поскольку он включал B durum, гексахорд G был назван hexachordum durum; Точно так же гексахорд F был назван hexachordum molle. Гексахорд C, не содержащий ни B, назывался hexachordum naturale.
В 14 веке эта система была расширена до гексахордов, что позволило приспособиться к более широкому использованию знаковых случайностей. С этого времени использование таких нот называлось musica ficta.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с руками Гвидона. |