Рука Гвидона

редактировать
Пример руки Гвидона из Бодлианской библиотеки MS

В средневековой музыке Гвидонская рука была мнемоническим устройством, используемым для помощи певцам в обучении пению с листа. В какой-то форме устройство могло быть использовано Гвидо из Ареццо, средневековым теоретиком музыки, написавшим несколько трактатов, в том числе один, обучавший певцов чтению с листа. Рука встречается в некоторых рукописях до времени Гвидо как инструмент для поиска полутона; он не имеет изображенной формы до 12 века. Sigebertus Gemblacensis в c. 1105–1010 действительно описал Гвидо, который использовал суставы руки, чтобы помочь в обучении его гексахорду. Рука Гвидона тесно связана с новыми идеями Гвидо о том, как изучать музыку, в том числе с использованием гексахордов, и с первым известным западным использованием сольфеджио.

Содержание
  • 1 Теория
  • 2 Гексахорд в Средние века
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Теория

Идея руки Гвидона состоит в том, что каждая часть руки представляет собой конкретное примечание в системе гексахордов, которая охватывает почти три октавы от «Γ ut» (то есть «Gamma ut») (сокращение которого составляет «Gamut ", что может относиться ко всему диапазону) до" E la "(другими словами, от G в нижней части современного басового ключа до E в верхней части скрипичный ключ ). Сложные названия сочетают в себе букву высоты тона и до трех шестнадцатеричных слогов, чтобы указать функции каждой ноты. Эти составные имена иногда передавались с пробелами между буквой основного тона и слогами, но в прозе также иногда объединялись в одно слово, добавляя «е» после буквы основного тона, если это был согласный звук, что давало имена, указанные в таблице ниже. Некоторые составные имена проясняют регистр (например, C fa ut, C sol fa ut и C sol fa указывают на три разные октавы C), но есть также некоторые повторяющиеся имена (например, одно и то же имя B mi появляется в трех разных октавах).

Во время обучения инструктор указывал на ряд нот, указывая на них на руке, и ученики пели их. Это похоже на систему жестов руками, иногда используемую в сочетании с сольфеджио. Было несколько вариантов положения нот на руке, и ни один вариант не является окончательным, но, как в примере ниже, ноты гаммы были мысленно наложены на суставы и кончики пальцев левой руки.. Таким образом, «гамма ут» (две G ниже середины C) была кончиком большого пальца, A («A re») была внутренней частью сустава большого пальца, B («B mi») была суставом у основания большого пальца., C («C fa ut») был суставом у основания указательного пальца и так далее, закручиваясь вокруг руки против часовой стрелки мимо середины C («C sol fa ut») до тех пор, пока D a девятый выше среднего C («D la sol») (средний сустав среднего пальца) и E над ним («E la») (тыльная сторона этого сустава, единственная нота на тыльной стороне руки) были достигнуты.

Это устройство позволяло людям визуализировать, где находятся полушаги гаммы, и визуализировать взаимосвязанные положения гексахордов (названия которых - ut re mi fa sol la - были взяты из гимна "Ut queant laxis "). Рука Гвидона была воспроизведена во многих средневековых трактатах.

Средневековая гексахордальная система (c ′ = Средний C )
Современное. название ноты Средневековое. название нотыМутацияСоединение. Имена
1234567
Solmization
e″eelaE laEla
d″ddlasolD la solDelasol
c″ccsolfaC sol faЧесолфа
b′♮♮miБмиБеми
б ♭ ′♭♭faБ фаБефа
a′aalamireА ля ми реАламире
g′gsolreutG sol re utGesolreut
f′ffautF fa utFefaut
e′elamiE la miЭлами
d′dlaсольreD la sol reDelasolre
c′csolfautC sol fa utCesolfaut
bmiB miBemi
b♭faB faBefa
aalamireA la mi reAlamire
gGsolreutG sol re utGesolreut
fFfautF fa utFefaut
eElamiE la miElami
dDsolreD sol reDesolre
cCfautC fa utCefaut
BBmiB miBemi
AAreA reAre
GΓutGamma ut
рука Гвидона. Цвета обозначают три режима гексахорда: durum (жесткий, эквивалент соль мажор), naturale (естественный, эквивалент До мажор) и molle (мягкий, эквивалент F majo r).

Точное обозначение системы гексахорда можно найти в репродукции Ameri Practica artis musice (1271) или в источнике 1784 года Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum.

Гексахорд в середине Возраст
Репродукция американской практической музыки (1271 г.), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25.

Гексахорд как мнемонический прием был впервые описан Гвидо из Ареццо в его Epistola de ignoto cantu и трактате под названием Micrologus. Это был самый основной педагогический инструмент для изучения новой музыки в европейском средневековье, и на него часто ссылались в современной музыкальной теории. В каждом гексахорде все смежные высоты тона разделены на весь тон, за исключением двух средних, которые разделены полутоном . Эти шесть высот называются ут, ре, ми, фа, соль и ля, с полутоном между ми и фа. Эти шесть имен образованы от первого слога каждой полустроки гимна 8-го века «Ut queant laxis ».

Каждый гексахорд может начинаться с G, C или F, а в соседней таблице, если читать снизу вверх, показаны ноты в каждом гексахорде для каждой из трех октав. Чтение слева направо в определенных пределах позволяет отличать ноты в разных октавах друг от друга. Таким образом, C (современный c) был «C fa ut» (или «Cefaut»), c (современный c ') был «C sol fa ut», а cc (современный c ″) был «C sol fa». Поскольку самая низкая высота звука была обозначена греческой буквой Γ (гамма, от «g»), высота была известна как «Gamma ut» или «Gamut », термин, который пришел для обозначения диапазона нот. доступный, а позже, полный диапазон чего угодно.

В гексахордальной системе также различают B ♭ (fa в гексахорде F и известный как «B molle» для «мягкого B») и B ♮ (mi в гексахорде G и известна как «B durum» от «жесткого B»). Со временем мягкие и жесткие варианты буквы «b» изображались в виде закругленной «» и квадрата «», которые постепенно превратились в современные плоские и естественные знаки (или, в Северной Европе, в буквы «b»). 'и' h ').

Поскольку один гексахорд не покрывает все возможные ноты в диапазоне гаммы (только C – A, F – D за исключением B ♮ или G – E за исключением B ♭) певцы должны были бы «мутировать» между гексахордами, если бы диапазон шестой был превышен или если бы было чередование между B ♮ и B. Таким образом, «гвидонская» система нескольких гексахордов отличалась от современной системы сольфеджио, в которой одного набора слогов достаточно, чтобы назвать все возможные высоты звука (включая, часто, хроматические высоты) в рамках моды.

Поскольку он включал B durum, гексахорд G был назван hexachordum durum; Точно так же гексахорд F был назван hexachordum molle. Гексахорд C, не содержащий ни B, назывался hexachordum naturale.

В 14 веке эта система была расширена до гексахордов, что позволило приспособиться к более широкому использованию знаковых случайностей. С этого времени использование таких нот называлось musica ficta.

См. Также
Ссылки
  1. ^Вилли Апель, «Гексахорд», в Гарвардском словаре музыки, Вилли Апель, изд. (Кембридж: Bellknap Press, 1972), 384.
  2. ^Ameri Practica artis musice (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 (н.п.: Американский институт музыковедения, 1977), 19–112. http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_TEXT.html
  3. ^Элиас Саломо, «Scientia artis musicae», Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, 3 тома, изд. Мартин Герберт (Святой Блез: Typis San-Blasianis, 1784; переиздание, Хильдесхайм: Olms, 1963)
  4. ^Репродукция aus Ameri Practica artis musice (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_02GF.gif
  5. ^ Иоаш Хиршберг, "Hexachord", Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  6. ^Макнот, У. Г. (1893). "История и использование слогов Sol-fa". Труды Музыкального общества. 19 : 35–51. ISSN 0958-8442. Проверено 26 февраля 2010 г.
  7. ^ Рэндел, Дон Майкл, изд. (2003). «Гексахорд». Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. С. 390–391. ISBN 978-0-674-01163-2. Проверено 26 февраля 2010 г.
Дополнительная литература
  • Клод В. Палиска. "Гвидо из Ареццо", Grove Music Online, изд. L. Macy (доступ 13 июня 2007 г.), grovemusic.com (доступ по подписке).
  • Andrew Hughes. "Солмизация", Grove Music Online, изд. L. Macy (по состоянию на 12 марта 2006 г.), grovemusic.com (доступ по подписке).
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с руками Гвидона.
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:45:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте