Галликанское песнопение относится к литургическому простому языку репертуару галликанского обряда Римско-католической церкви в Галлии, до введения и развития элементов римского обряда, от которого возникло григорианское пение. Хотя музыка была в значительной степени утеряна, считается, что ее следы остались в григорианском корпусе.
Несколько источников свидетельствуют о существовании отличительного галликанского обряда в франкских землях между V и IX веками. Кельтский обряд и Мосарабский обряд, литургически связанные с галликанским, иногда вместе именуются «галликанским», в отличие от другой структуры римского обряда. Отсутствие центральной власти привело к развитию местных традиций галликанского обряда в Франции, имеющих общую структуру, но различающуюся в деталях. Эти традиции сохранились до династии Каролингов. Во время папского визита в 752–753 гг. Папа Стефан II совершил Мессу с использованием римских песнопений. Согласно Карлу Великому, его отец Пипин и Хродеганг из Меца отменили галликанские обряды в пользу римского использования, чтобы укрепить связи с Римом, которые в конечном итоге в возвышении Карла Великого до императора Священной Римской империи. Карл Великий завершил дело, начатое его отцом, так что к IX веку галликанские ритуалы и песнопения были фактически ликвидированы. Однако римские песнопения, принесенные в церкви Каролингов, были неполными и в конечном итоге включали в себя музыкальные и литургические элементы местных галликанских традиций. Получившееся в результате каролингское пение, которое развилось в григорианское пение, было романизированным пением, но в нем все еще можно найти следы утерянного галликанского репертуара.
Не сохранилось ни одной книги с галликанскими песнопениями, хотя первое документальное упоминание о книге западного равнодушного - это галликанский текст с псалмами и песнопениями. То, что мы знаем о галликанском пении, исходит из современных описаний пения и галликанских элементов, сохранившихся в более поздних григорианских источниках.
Считалось, что галликанское пение заметно отличалось от римского пения как по текстам, так и по музыке. Валахфрид Страбон, писавший в IX веке, считал римское пение «более совершенным», а галликанское - неправильным и «неизящным». Галликанский обряд и тексты часто были яркими и драматичными по сравнению с их римскими аналогами, что может отражаться в важности мелизматической музыки в галликанском пении по сравнению с римской. Использование двух тонов для чтения в григорианском псалмодии может происходить из галликанского пения. Еще один элемент григорианского пения, не встречающийся в римском пении, что может отражать галликанские соглашения, - это «галликанская каденция», в которой заключительный neume, встречающийся только в галльских источниках, представляет собой ступеньку вверх, второй шаг которой - повторяется, например, CDD. Некоторые типы галликанского пения демонстрируют прямое влияние византийского пения, включая использование греческих текстов.
Композиционные техники включали некоторые общие инципиты, каденции и использование центонизации.
. Главные кандидаты на песнопения в григорианском репертуаре, которые могут быть Галликанские окаменелости - это те песнопения, которые не встречаются в римской традиции, но имеют аналоги в традициях мозарабских песнопений и амброзианских песнопений, а также местных песнопений и песнопений, характерных для французских святых и мест.