Франьо Маркович

редактировать
Портрет Франьо Марковича 1903 года.

Франьо Маркович (или Franjo pl. Marković ; 26 июля 1845 г. в Крижевцы - 15 сентября 1914 г. в Загребе ) был хорватским философом и писателем.

Он был академиком, первым профессором философии в обновленном Загребском университете в 1874 году. Защитник тождества философии как метафизической дисциплины, т.к. против схоластики с одной стороны и позитивизма и материализма с другой.

Его величайшая философская работа - Razvoj i sustav obćenite estetike («Развитие и система общей эстетики»), которая сильно повлияла на развитие хорватской философской мысли благодаря обширному и всеобъемлющему обзору история эстетики на хорватском языке и введение новых философских терминов. Он является основоположником исследования хорватского философского наследия.

Как писатель известен лирико-рефлексивной поэзией, эпическими композициями и драмами. Он характерный романтик («национально-романтический дух»), а в стихах отмечен как ярый последователь Адама Мицкевича.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Преподавание философии
  • 3 Философское направление
    • 3.1 Школа Гербарта
    • 3.2 Эстетика
    • 3.3 Этика
    • 3.4 Критический дух и восстание народа
  • 4 Литературное творчество
  • 5 Философские труды
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография
Портрет Франьо Марковича работы неизвестного художника в залах совета Загребского университета.

Родился в дворянской семье отцом Антуном и матерью Иосипой (б. Шуг). Учился в гимназии дворянского интерната в Загребе. В 1862 году он уехал изучать классическую филологию и славистику в Вену. Он окончил университет в 1865 году, а в следующем году сдал экзамен на звание профессора гимназии. Он работал ассистентом и вскоре стал профессором гимназий в Осиеке и Загребе. В 1870 году после одного политического протеста он оставил службу и направился в Вену изучать философию, а вскоре в Дрезден, Лейпциг, Берлин и Париж, получив докторскую степень. в философии в 1872 году.

В 1874 году он был назначен первым заведующим независимого философского факультета в Загребе и деканом философского факультета. В том же году был основан отреставрированный Загребский университет, в составе которого был философский факультет (тогда называвшийся Mudroslovni fakultet), а на нем - кафедра философии (Stolica za mudroslovje teoretično i praktično sa povjestnicom). В 1881/1882 учебном году он был ректором университета. Он продолжал преподавать до своего выхода на пенсию в 1909 году.

Он был главным редактором Vijenac в период 1872–1873 гг. Он также был членом Matica hrvatska с 1875 года и полноправным членом JAZU с 1876 года.

Он был представителем Крижевци графство в парламенте Хорватии и Славонии в последние два десятилетия XIX века (в период запрета Драгутин Карой Хуэн-Хедервари ). Как член мягкой оппозиции, он действовал по своим принципам, настаивая на этических принципах в политике. Как «типичный представитель хорватской мелкой знати» он защищает интересы Хорватии от венгерских империалистических претензий, выступает за конституционную защиту, политическую свободу и «духовные перспективы и материальное развитие» простых людей.

Преподавание философии

Маркович читал лекции по всем философским дисциплинам (логика, психология, физика, метафизика, этика, эстетика, эпистемология, педагогика и история философии ). В то время понятие «философия» охватывало также историю, географию, лингвистику, антропологию, педагогику, естественные науки и математику, которые преподавали другие профессора.

В своем преподавании философии он придерживался системы, разработанной Иоганном Фридрихом Гербартом, которая в период (после революционного 1848 года, в который внесли большой вклад молодые гегельянцы, поэтому власти намеревались подавить влияние Гегеля и Канта ) было общепринятым в Германии и Австро-Венгрии. Его система обладала педагогическими качествами для развития последовательности и строгости в концептуальном мышлении и, следовательно, подходила для того, чтобы быть «пропедевтикой философского духа у нас». (Которая унаследовала в 1909 году отдел Марковича, отказывается от системы Гербарта). Он следил за всеми текущими духовными движениями, читал немецких, французских, английских и других авторов и знакомил своих учеников с их работами, даже если они не были одобрены им.

Как первый профессор философии с систематическим преподаванием, переводом и письмом на местных языках (а не на латыни или немецком), Маркович оказал существенное влияние на развитие хорватской философской терминологии.

В 1880 году он выдвинул Дюро Арнольда как первого доктора философии. в философии, который, наконец, присоединился к нему в 1894 году в качестве профессора. Арнольд, помимо философских учений, возглавляет кафедру педагогики. В 1904 г. он получил степень частного доцента философии.

Философская ориентация

Маркович, первый хорватский профессор философии, который не был священником, лелеял философское самосознание в отличие от схоластической традиции и нео-схоластика, которую в то время пропагандировали в народных трудах профессора богословского факультета и другие богословы. С другой стороны, защищая метафизику, он столкнулся с материализмом и позитивизмом, которые достигли Хорватии в тот период и где за ним последовал его ученик. «Ничего ценного не создается человеческим трудом без сильной, логической, эстетической и этической тенденции, то есть без философской тенденции».

Школа Гербарта

В своих лекциях и сочинениях он продолжил метафизическую традицию Европейская школа мысли, следуя по существу формализму Гербарта, который обеспечивает компромисс между точностью естественных наук и метафизическими спекуляциями с упором на строгость концептуального мышления. Он подчеркивал психологию как отправную точку философии (психологизм ): «Ее [философии] бесконечная, в конечном итоге недостижимая цель - это разумная система размышлений и внутри нее организованных чувств и стремлений»

.

Школа Гербарта, как и сам Маркович, настаивает на сохранении разнообразия и несводимости психической и материальной природы, особенно противореча материалистической сводимости первой ко второй. Он считает, что «рациональная психология и космология свидетельствуют в пользу спиритизма», то есть против материализма: материя не является разумной и свободной и, следовательно, не подчиняется закону причинности, поэтому сознание и свобода человека не могут быть результатом материи., но более высокого и совершенного бытия, то есть духа.

Эстетика

Титульные страницы «Развития и система общей эстетики»; Загреб, 1903 г.) и Дом и свет («Дом и мир»; Загреб, 1923).

Эстетически он формалист: эстетика - это только форма, а не содержание; здесь его ученая личность подавляла его художественные пристрастия. Искусство должно доставлять эстетическое удовольствие; он должен стремиться к общечеловеческому идеалу, подниматься над реальностью до ценности. Следовательно, Маркович не особо поддерживает натурализм и реализм: натурализм просто изображает жалкие и порочные стороны жизни. Предмет искусства должен быть красивым не только по форме, но и почитаемым по содержанию. Выдающиеся художники - «народные учителя, творцы жизни».

Этика

В этических вопросах он в основном отходил от формалистических рамок школы Гербарта, проявляя интерес к позитивистским и социологические течения и выражает свои сильные этические настроения. Он осудил натурализм, материализм и теорию эволюции Дарвина, которые приводят к «банкротству этики», отдавая предпочтение либо эгоизму., или «польза для общества в общественном понимании». Альберт Базала довольно объемно критикует ограниченные этические принципы своего учителя, как и Гьюро Арнольд.

Критический дух и восстание народа

Маркович применил прославление философии Гербартом как проводника культуры для Хорватские обстоятельства. Он подчеркивает значение трудолюбивый труда на познании и культивации критического духа. Перед философией стоит долгосрочная образовательная задача - поднять людей до реализации своего потенциала. Философия - это «разумный культурный дух», который метаморфозирует и прокладывает путь к процветанию нации и ее «образа жизни» в целом. Он создает «духовную родину», «родину мысли», которая является защитником материальной родины. Учась у других народов, нужно развивать своеобразие и особенности на пути к познанию идеала истины, добра и красоты. Это долг не только перед людьми, но и перед самим человечеством: философия уже сближает людей, и при наличии достаточного количества времени она объединяет даже нации.

Литературные произведения

Маркович опубликовал серия литературных произведений, важнейшими из которых являются былины и драмы в национально-романтической традиции. В отличие от формалистической и расионалистской концепции философии, «Маркович, его личный аспект, его сентиментализм и страстные размышления скрываются под покровом поэзии».

В основном имея дело с историческими мотивами, Маркович участвовал в продолжающейся битве за утверждение хорватского владычества против венгерского и немецкого господства. Идиллический эпос «Дом и свет» («Дом и мир») развивает современные темы. Эпос «Кохан и Власта» («Кохан и Власта») изображает битву старых славян и немцев на Балтике. Трагедия "Карло Драчки" изображает страдания человека в борьбе за общечеловеческий идеал свободы против римских и мадьярских феодалов. Трагедии Бенкбот и Звонимир демонстрируют пороки и жадность венгерских помещиков и двора. Маркович также писал стихи, литературные критики и исследования. Он сочинил тексты для новой версии песни U boj! из оперы Никола Шубич Зрински.

Философские произведения

Занимаясь лекциями и литературной работой, он опубликовал несколько произведений по философии. Он издал книгу «Развой и вкус обчените эстетике» (1903).

Его основные книги и общие труды, опубликованные при его жизни, включают:

  • Estetička ocjena Gundulićeva "Osmana", Загреб, 1877.
  • O piscih filozofijske strike a hrvatskoga roda, "Vienac", 44/1881. (инаугурационная речь в качестве ректора)
  • Filosofijski rad Rugjera Josipa Boškovića, Zagreb, 1887. – 1888.
  • Etički sadržaj naših narodnih poslovica, Zagreb, 1889.
  • estečko nauci o baladi i romanci, Zagreb, 1899.
  • Razvoj i sustav obćenite estetike, Zagreb, 1903.

В 1970 году его избранные работы (Izabrana djela) были опубликованы в издании Pet stoljeća hr Fivevatske književnosti века хорватской литературы '), т. 44.

Сохранилась большая часть рукописей его лекций, некоторые из которых были обработаны и опубликованы в периодическом издании «Прилоги за истраживанье хрватске филозофске баштине».

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Академические офисы
Предшественник. Александр Брештенский Ректор Загребского университета. 1881–1882Преемник. Феликс Сук
Последняя правка сделана 2021-05-21 14:34:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте