Теория справедливости фокусируется на определении того, справедливо ли распределение ресурсов по отношению к обоим партнерам. Собственный капитал измеряется путем сравнения соотношения вкладов (или затрат) и выгод (или вознаграждений) для каждого человека. Считающаяся одной из теорий справедливости, теория справедливости была впервые разработана в 1960-х годах Дж. Стейси Адамс, рабочее место и поведенческим психологом, которые утверждали, что сотрудники стремятся поддерживать равенство между входами. что они привносят в работу, и результаты, которые они получают от нее, в сравнении с воспринимаемыми вкладами и результатами других (Adams, 1963). Согласно теории справедливости, чтобы максимизировать вознаграждение отдельных лиц, мы склонны создавать системы, в которых ресурсы могут быть справедливо разделены между членами группы. Неравенство во взаимоотношениях приведет к тому, что его участники будут недовольны до степени, пропорциональной степени неравенства. Считается, что люди ценят справедливое обращение, что побуждает их поддерживать справедливость в отношениях между своими коллегами и организацией. Структура собственного капитала на рабочем месте основана на соотношении затрат и результатов. Входы - это вклады, сделанные сотрудником в организацию.
Теория справедливости фокусируется на определении того, справедливо ли распределение ресурсов по отношению к обоим партнерам по отношениям. Он предполагает, что люди, которые считают себя либо недополученными, либо чрезмерно вознаграждаемыми, будут испытывать страдания, и что этот стресс приводит к усилиям по восстановлению справедливости в рамках отношений. Он фокусируется на определении того, справедливо ли распределение ресурсов по отношению к обоим партнерам по отношениям. Собственный капитал измеряется путем сравнения соотношений взносов и пособий каждого человека в рамках отношений. Партнеры не обязаны получать равные выгоды (например, получение одинакового количества любви, заботы и финансовой безопасности) или делать равные вклады (например, вкладывать одинаковое количество усилий, времени и финансовых ресурсов), пока соотношение между этими пособиями и взносами аналогично. Подобно другим распространенным теориям мотивации, таким как иерархия потребностей Маслоу, теория справедливости признает, что тонкие и изменчивые индивидуальные факторы влияют на оценку и восприятие каждым человеком своих отношений со своими партнерами по отношениям (Guerrero et al., 2005). Согласно Адамсу (1965), гнев вызван неравенством недоплаты, а чувство вины - справедливостью переплаты (Spector 2008). Оплата, будь то почасовая оплата или заработная плата, является главной проблемой и, следовательно, причиной справедливости или неравенства в большинстве случаев.
На любой должности сотрудник хочет чувствовать, что его вклад и производительность труда вознаграждаются их заработной платой.. Если сотрудник чувствует, что ему недоплачивают, это приведет к тому, что он будет враждебно настроен по отношению к организации и, возможно, к своим коллегам, что может привести к тому, что сотрудник больше не будет хорошо работать на работе. Это неуловимые переменные, которые также играют важную роль в ощущении справедливости. Сама идея признания результатов работы и простое действие поблагодарить сотрудника вызовут чувство удовлетворения и, следовательно, помогут сотруднику почувствовать себя стоящим и добиться лучших результатов.
Люди сравнивают вклад и результаты своей работы с результатами и результатами других, а затем реагируют, чтобы устранить любое предполагаемое неравенство. Референтные сравнения:
Входы определяются как вклад каждого участника в реляционный обмен и рассматриваются как дающие ему право на вознаграждения или затраты. Вклады, которые участник вносит в отношения, могут быть либо активами, дающими ему / ей право на вознаграждение, либо обязательствами, дающими ему / ей право на расходы. Право на вознаграждения или затраты, приписываемые каждому входу, варьируются в зависимости от настройки отношений. В промышленных условиях такие активы, как капитал и ручной труд, рассматриваются как «соответствующие ресурсы» - ресурсы, которые на законных основаниях дают вкладчику право на вознаграждение. В социальной среде такие активы, как физическая красота и доброта, обычно рассматриваются как активы, дающие право владельцу на социальное вознаграждение. Индивидуальные черты характера, такие как хамство и жестокость, рассматриваются как обязательства, дающие право владельцу нести расходы (Walster, Traupmann Walster, 1978). Входные данные обычно включают любое из следующего:
Результаты определяются как положительные и отрицательные последствия, которые, по мнению человека, участник понес в результате его / ее отношений с другим. Когда соотношение затрат и результатов близко, сотрудник должен быть очень доволен своей работой. Выходы могут быть как материальными, так и нематериальными. Типичные результаты включают любое из следующего:
Теория справедливости состоит из четырех утверждений:
Теория справедливости широко применялась к бизнесу промышленными психологами, чтобы описать взаимосвязь между мотивацией сотрудника и его или ее восприятие справедливого или несправедливого обращения. В деловой среде соответствующие диадические отношения - это отношения между работником и работодателем. Как и в случае брака и других договорных диадических отношений, теория справедливости предполагает, что сотрудники стремятся поддерживать справедливое соотношение между вкладом, который они вносят в отношения, и результатами, которые они получают от них (Adams, 1965). Теория справедливости в бизнесе, однако, вводит концепцию социального сравнения, согласно которой сотрудники оценивают свои собственные отношения затрат / выпуска на основе их сравнения с отношениями затрат / результатов других сотрудников (Carrell and Dittrich, 1978). Входные данные в этом контексте включают время сотрудника, знания, квалификацию, опыт, нематериальные личные качества, такие как драйв и амбиции, а также навыки межличностного общения. Результаты включают денежную компенсацию, льготы («льготы»), льготы и гибкий график работы. Сотрудники, которые воспринимают неравенство, будут стремиться уменьшить его, либо искажая исходные данные и / или результаты в своем собственном сознании («когнитивное искажение»), либо напрямую изменяя исходные данные и / или результаты, либо покидая организацию (Carrell and Dittrich, 1978). Такое восприятие несправедливости является восприятием организационной справедливости, или, более конкретно, несправедливости. Впоследствии теория имеет далеко идущие последствия для морального духа, эффективности, производительности и текучести.
Три основных допущения, применяемых к большинству бизнес-приложений теории справедливости, можно резюмировать следующим образом:
Теория справедливости имеет несколько значений для бизнес-менеджеров:
Критика была направлена как на предположения, так и на практическое применение теории справедливости. Ученые подвергли сомнению простоту модели, утверждая, что ряд демографических и психологических переменных влияет на восприятие людьми справедливости и взаимодействия с другими. Более того, большая часть исследований, подтверждающих основные положения теории справедливости, была проведена в лабораторных условиях, и, таким образом, имеет сомнительную применимость к ситуациям реального мира (Huseman, Hatfield Miles, 1987). Критики также утверждали, что люди могут воспринимать равенство / неравенство не только с точки зрения конкретных входов и результатов отношений, но и с точки зрения всеобъемлющей системы, которая определяет эти входы и выходы. Таким образом, в деловой среде можно подумать, что его или ее вознаграждение равноценно другим сотрудникам, но можно рассматривать всю систему вознаграждения как несправедливую (Carrell and Dittrich, 1978).
Исследователи предложили множество усиливающие и конкурирующие перспективы:
Конструкция чувствительности к справедливости предполагает, что люди имеют разные предпочтения в отношении справедливости и, таким образом, по-разному реагируют на воспринимаемую справедливость и несправедливость. Предпочтения могут быть выражены в виде континуума от предпочтений в отношении крайней неполной выгоды до предпочтений в отношении чрезмерной выгоды. Вот три архетипических класса:
Модель справедливости предлагает альтернативную меру справедливости / неравенства партнеру по взаимоотношениям или «человеку сравнения» стандартной теории справедливости. Согласно модели справедливости, человек оценивает общую «справедливость» отношений, сравнивая свои исходные данные и результаты с внутренним стандартом. Модель справедливости, таким образом, позволяет включить воспринимаемую справедливость / неравенство всеобъемлющей системы в оценку отдельными людьми своих отношений (Carrell and Dittrich, 1978).
Поведенческая экономика имеет недавно начал применять теорию игр к изучению теории справедливости. Например, Гилл и Стоун (2010) анализируют, как соображения справедливости влияют на поведение в стратегической обстановке, в которой люди конкурируют, и развивают последствия для оптимальных трудовых договоров.