Дон Санче

редактировать

Дон Санче
Опера от Ференца Листа
(Портрет Ференца Листа, 16 лет) (4008456096).jpg Композитор, ок. 1827
Либреттист
ЯзыкФранцузский
На основерассказа Жан-Пьера Клариса де Флориана
Премьера17 октября 1825 г. (1825-10-17). Salle Le Peletier, Paris

Don Sanche, ou Le château de l'amour (английский: Don Sanche, или The Castle of Love), S.1, является опера в одном действии, написанная в 1824–1825 годах Ференцем Листом в раннем подростковом возрасте, с французским либретто Авторы Теолон и де Рансе, основанные на рассказе Жан-Пьера Клари де Флориана. В течение 30 лет он считался утерянным, пока его не открыли заново в 1903 году. Первое современное представление состоялось в 1977 году, через 74 года после его открытия.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Состав
    • 1.2 Премьера
    • 1.3 Прием
    • 1.4 Повторное открытие
  • 2 роли
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Часть I
    • 3.2 Часть II
  • 4 Известные арии
  • 5 Записи
  • 6 Источники
История

Композиция

Опера, похоже, была готова еще в сентябре 1824 года. что 20 июня 1825 года Лист представил увертюру на своем втором бирмингемском концерте. Вероятно, это произведение Дона Санче, поскольку другой увертюры этого периода не существует. В рукописи много отрывков, которые напоминают стиль его учителя композиции Фердинандо Паэра, который, по общему признанию, помог Листу с оркестровкой. За свою оперу Лист получил всего 170 франков (примерно 2100 долларов в 2016 году). Позже, в 1840-х годах, Лист попытался сделать карьеру оперного композитора. Он планировал, делал наброски, но так и не закончил несколько других опер. Среди них работа в итальянском стиле, известная как Сарданапале, из которых существует 111 набросков страниц.

Премьера

Премьера Дона Санче состоялась в Salle Le Peletier Парижской оперы 17 октября 1825 г. под дирижером Родольф Крейцер. Листу на момент премьеры оставалось несколько дней до 14 лет. Лина Раманн, его биограф, писала:

Наступило 17 октября (1825 г.), день, когда "Дон Санчо" [sic] должен был быть представлен публике. В Оперном театре собралась блестящая публика. Рудольф Крейцер был директором, благородный и прославленный тенор, Адольф Нуррит пел главную партию; все сотрудники приложили все усилия, чтобы добиться успеха, а публика с возрастающим интересом следила за первым произведением юного композитора. В заключение аплодисменты были безграничными; публика восторженно позвала свою избранницу и певицу главной партии Нуррит. Тогда последний, высокая и величественная фигура, преисполненная преизобилия любезности, обнял молодого композитора, еще маленького для своих четырнадцати лет, и понес его перед публикой, ликованию которой не было предела. Крейцер тоже подошел, погладил и обнял его. Адам Лист был вне себя от радости. Слезы текли из его глаз, такой прием, как «Дон Санчо» [sic], оказался выше всех ожиданий! Франц, напротив, был только рад за отца; его манеры были серьезными, почти неприступными; что Нуррит, несмотря на его борьбу, должен был вынести его перед публикой, как ребенка, грызшего до глубины души. Он тоже получил аплодисменты, предназначенные только для его юности, и едва ли мог успокоиться ни самим собой, ни ценностью своей работы.

Прием

Отзывы были неоднозначными. В 1826 году «Альманах зрелищ» объявил, что «эту работу нужно оценивать с снисходительностью». В ответ своему биографу, когда его спросили об увертюре Дона Санче в 1880 году, Лист сказал, что, если утраченная опера когда-либо станет достоянием общественности, ее не следует публиковать, «поскольку она была ничем, она стала ничем». Опера не получила одобрения, и состоялось всего 4 спектакля. Опера не ставилась более 150 лет.

Повторное открытие

Считалось, что рукопись погибла в 1873 году во время пожара Зала Пелетье. Однако в 1903 году французский ученый Жан Шантавуан обнаружил в библиотеке Дворца Гарнье рукописную партитуру оперы в двух томах. Партитура не скопирована рукой Листа, содержит обширные репетиционные пометки и отрывки, напоминающие Паера, все из которых побудили Эмиля Харасти, музыкального критика, заявить, что опера была вовсе не Листом, а постановкой только Паером. Он не мог заставить себя поверить, что 13-летний мальчик может создать такую ​​относительно безупречную работу. Однако Адам Лист раскрыл Карлу Черни столько деталей о незавершенной опере своего сына, что такие утверждения абсурдны.

С момента его открытия было только несколько постановок оперы. Первый современный спектакль состоялся 20 октября 1977 года в лондонском Collegiate Theater. На сегодняшний день партитура оперы не опубликована, и лишь несколько микрофильмов рукописи находятся в обращении в различных библиотеках Европы и США. Оригинальная партитура находится в Bibliothèque-Musée de l'Opéra в Париже.

Роли
РольТип голосаПремьера Cast, 17 октября 1825 г.. (Дирижер: Родольф Крейцер )
Дон Санчетенор Адольф Нуррит
Принцесса Эльзирасопрано или меццо-сопрано Кэролайн Грассари
Алидорбаритон
Пажсопрано
Зелизасопрано или меццо-сопрано
Дамасопрано
Рыцарьтенор
Синопсис

Часть I

Ночное время, полная луна очерчивают силуэт готического замка, Замка Любви.

Пастораль Песня приглашения раздается от веселой компании в замке. Здесь поместье и звание ничего не значат, а песня крестьян и дворян переплетается в хоре влюбленных пар. Рыцарь Дон Санче появляется, но паж преграждает ему путь к дому. ворота, так как только пары могут войти в этот замок, где любовь является предварительным условием. Дон Санче рассказывает о том, что лежит у него на сердце: он может не присоединяться к счастливым обитателям замка, потому что тот, кого он любит, прекрасная принцесса Эльзира жестока и не отвечает на его чувства. Легкий марш пажа и припев не сулит больших надежд отчаявшемуся рыцарю, а Дон Санче чуть ли не играет с мыслью о самоубийстве.

Появляется Алидор, Владыка замка. Он рассказывает, как построил свой замок как памятник любви, в благодарность судьбе за то, что он назначил ему много свиданий счастливых влюбленных. Алидор, тоже волшебник, видит будущее Эльзиры: девушка выберет в мужья королевского отпрыска. В Дон Санче пробуждаются ревность и желание драться, и он поет гневный дуэт с Алидором. Тем временем он узнает от Алидора, что принцесса направляется в Наварру. Маг обещает сбить Эльзир с намеченного маршрута. Алидор остается один, и когда небо затмевается облаками, он приказывает духам вызвать бурю. Заклинание срабатывает, и Эльзира уже приближается со своей свитой.

Деревенские жители боятся разрушительной бури, а затем гром стихает, Эльзир и ее фрейлина Зелис ищут убежища в Замке Любви, но их тоже останавливает паж. Он рассказывает новичкам правила игры в песне. Эльзира и Зелис выражают ужас перед строгим приказом. Ничего не поделаешь: Эльзире и ее свиту нельзя впустить, даже если сейчас ночь и бушует буря. На странице есть спасительная идея: он упоминает Дона Санче как возможное средство проникновения в замок, поскольку юноша безумно любит принцессу. Но Эльзире об этом и слышать не будет.

Снова бушует буря, паж уходит в замок, и подъемный мост поднимается. Люди Эльзиры ищут убежища в лесу. Зелис упрекает свою даму в ее холодности и гордости и объясняет, что случилось с местью любви. Рыцарь по имени Ромуальде приставал к принцессе Эльзире своей любовью, и также выясняется, что в Наварре Эльзире надеется встретить своего предполагаемого мужа. Мы узнаем от Эльзиры, что этот неизвестный герой и будущий муж является причиной ее отказа от Дона Санче, хотя фигура героя пока появлялась только в снах принцессы. Зелис считает, что было бы лучше принять любовные услуги дона Санче, который находится здесь под рукой, тем более что ночь очень холодная. Появляется Дон Санче, но Эльзир остается твердой, как скала. Алидор появляется на террасе замка и своей палочкой вызывает в воображении лужайку. Усталая принцесса ложится под лиственную беседку и засыпает. В том же мечтательном, убаюкивающем настроении Дон Санче поет колыбельную своему любимому человеку. Юноше также снится, что его дама отвечает за его любовь.

Часть II

Группа возвращается в секретные залы замка. Хор объявляет о приближении злого рыцаря Ромуальда, который, не теряя времени, просит руки принцессы, даже угрожая ей силой. Дон Санче не может этого вынести, и два рыцаря обнажают свои мечи. Пока Дон Санче борется за женщину, которую он так безнадежно любит, Эльзиру охватывает раскаяние и сочувствие к храброму рыцарю, постепенно пробуждающим ее любовь. Ее молитва Купидону - это молитва покаяния и признания в любви.

Дон Санче смертельно ранен в бою, и его последнее желание - проститься с жизнью рядом со своей обожаемой дамой. Раненого героя несут к Эльзире под звуки похоронного марша. Внезапно принцесса приказывает Зелису запросить вход в Замок Любви, поскольку она готова отдать свою жизнь Дону Санче в обмен на его. Страница уступает место запросу Эльзиры. Оказывается, роль злого Ромуальда сыграл волшебник Алидор, и что битва и смертельная рана были испытанием любви. Эльзир и Дон Санче клянутся в бессмертной любви друг к другу и народу вместе со счастливыми любовными парами, ликуют прославляют торжество любви.

Известные арии
  • «Aimer, aimer voilà» - Дон Санче в части I, Сцена III
Записи
  • Тамаш Пал дирижирует Венгерским государственным оперным оркестром и хором, с Жераром Гарино, Юлией Хамари, Иштваном Гати, Каталин Фаркаш, Иидико Комлоши, Марией Задори и Габором Каллай (Hungaroton, 1986).
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:22:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте