Дихотическое слушание

редактировать
Слуховой тест для оценки избирательного внимания
Дихотическое слушание
Синонимы Тест дихотического слушания
Цельиспользуется для исследования избирательного внимания

Дихотическое слушание - психологический тест, обычно используемый для исследования избирательного внимания и латерализации функции мозга в пределах слуховая система. Он используется в областях когнитивной психологии и нейробиологии.

. В стандартном дихотическом тесте слушания участнику одновременно предъявляются два разных слуховых стимула (обычно речь ), направленный в разные уши через наушники. В одном типе теста участников просят обратить внимание на один или оба стимула; позже их спрашивают о содержании стимула, на который их просили обратить внимание, или стимула, который им не велели игнорировать.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Дизайн дихотических тестов на слушание
    • 2.1 Тест на дихотические слитные слова (DFWT)
    • 2.2 Тестирование с эмоциональными факторами
    • 2.3 Манипуляция временем появления голоса (VOT)
  • 3 Неврология
  • 4 Обработка речи
  • 5 Выборочное внимание
  • 6 Половые различия
  • 7 Эффект шизофрении
  • 8 Эмоции / Дихотическое слушание
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
История

Дональду Бродбенту приписывают звание первого ученый систематически использовать дихотические тесты слушания в своей работе. В 1950-х Бродбент использовал дихотические тесты на слушание в своих исследованиях внимания, прося участников сосредоточить внимание на последовательности цифр для левого или правого уха. Он предположил, что из-за ограниченных возможностей человеческая система обработки информации должна выбирать, на какой канал стимулов обращать внимание, получив свою модель фильтра внимания.

В начале 1960-х годов Дорин Кимура использовала дихотические тесты на слушание, чтобы сделать выводы о боковой асимметрии слуховой обработки в головном мозге. Она продемонстрировала, например, что здоровые участники имеют преимущество над правым ухом при восприятии словесных стимулов и над левым ухом при восприятии мелодий. На основании этого и других исследований с участием неврологических пациентов с поражениями головного мозга она пришла к выводу, что существует преобладание левого полушария для восприятия речи и преобладание правого полушария для восприятия мелодии.

В конце 1960-х годов и в начале 1970-х годов Дональд Шанквейлер и Майкл Стаддерт-Кеннеди из Haskins Laboratories использовали дихотическую технику слушания (представление разных бессмысленных слогов), чтобы продемонстрировать диссоциацию фонетического ( речь) и слуховое (неречевое) восприятие, обнаружив, что лишенная смысла фонетическая структура является неотъемлемой частью языка и обычно обрабатывается в левом полушарии головного мозга. Преимущество дихотического прослушивания для одного уха интерпретируется как указание на преимущество обработки в контралатеральном полушарии. В другом примере Сидтис (1981) обнаружил, что здоровые взрослые люди имеют преимущество перед левым ухом в эксперименте по дихотическому распознаванию звука. Он интерпретировал этот результат как указание на доминирование правого полушария для различения высоты звука.

В начале 1970-х Тим Рэнд продемонстрировал дихотическое восприятие в Haskins Laboratories. В его исследовании первые стимулы: формант (F1) подавались в одно ухо, а второй и третий стимулы: (F2) и (F3) - в противоположное ухо. F2 и F3 различались по низкой и высокой интенсивности. В конечном счете, по сравнению с бинауральным состоянием, «периферическое маскирование избегается, когда речь слышится дихотически». Эта демонстрация первоначально была известна как «эффект Рэнда», но позже была переименована в «дихотическое освобождение от маскировки». Название этой демонстрации продолжало развиваться и, наконец, было названо «дихотическое восприятие» или «дихотическое слушание». Примерно в то же время Джим Каттинг (1976), исследователь из Haskins Laboratories, исследовал, как слушатели могут правильно определять слоги, когда разные компоненты слога представлены разным ушам. Форманты гласных звуков и их отношения имеют решающее значение для различения гласных звуков. Несмотря на то, что слушатели слышали два отдельных сигнала, при этом ни одно ухо не получало «полного» гласного звука, они все же могли различать слоговые звуки.

Дизайн тестов на дихотическое слушание

Тест на дихотические слитные слова (DFWT)

«Тест на дихотические слитые слова» (DFWT) - это модифицированная версия основного дихотического теста на слушание. Первоначально он был исследован Johnson et al. (1977), но в начале 80-х годов Векслер и Хоулз (1983) модифицировали этот исходный тест, чтобы получить более точные данные, относящиеся к полушарной специализации языковых функций. В DFWT каждый участник слушает пары односложных рифмующихся слов согласный-гласный-согласный (CVC). Каждое слово различается по начальному согласному. Существенная разница в этом тесте заключается в том, что «стимулы построены и выровнены таким образом, что происходит частичное интерауральное слияние: субъекты обычно испытывают и сообщают только об одном стимуле за испытание». Согласно Zatorre (1989), некоторые основные преимущества этого метода включают «минимизацию факторов внимания, поскольку восприятие единообразно и локализовано на средней линии» и «эффекты доминирования стимула могут быть явно рассчитаны, а их влияние на асимметрию уха оценивается и устраняется. " В исследовании Wexler и Hawles была получена высокая надежность повторного тестирования (r = 0,85). Высокая надежность повторного тестирования - это хорошо, потому что это доказывает, что данные, собранные в ходе исследования, согласованы.

Тестирование с эмоциональными факторами

Была разработана эмоциональная версия дихотической задачи на слушание. В этой версии люди слышат одно и то же слово в каждом ухе, но слышат его удивленным, счастливым, грустным, злым или нейтральным тоном. Затем участников просят нажать кнопку, указывающую, какой тон они слышали. Обычно дихотические тесты на слушание показывают преимущество правого уха в отношении звуков речи. Преимущество правого уха / левого полушария ожидается из-за данных из области Брока и области Вернике, которые расположены в левом полушарии. Напротив, левое ухо (и, следовательно, правое полушарие) часто лучше обрабатывает нелингвистический материал. Данные задачи эмоционального дихотического слушания согласуются с данными других исследований, потому что участники, как правило, более правильно реагируют на левое ухо, чем на правое. Важно отметить, что задача эмоционального дихотического слушания, по-видимому, сложнее для участников, чем задача фонематического дихотического слушания, что означает, что люди отправили больше неправильных ответов.

Манипуляция временем начала голоса (VOT)

Манипулирование временем начала голоса (VOT) во время дихотических тестов на слух дало много идей относительно функций мозга. На сегодняшний день наиболее распространенной схемой является использование четырех условий VOT: коротко-длинные пары (SL), где слог согласный-гласный (CV) с коротким VOT представлен левому уху, а слог CV - длинным VOT. представлена ​​в правом ухе, а также в парах длинно-коротких (LS), коротких-коротких (SS) и длинных-длинных (LL). В 2006 году Rimol, Eichele и Hugdahl впервые сообщили, что у здоровых взрослых пары SL вызывают наибольшую REA, в то время как на самом деле пары LS вызывают значительное преимущество левого уха (LEA). Исследование детей 5–8 лет показало траекторию развития, согласно которой длинные VOT постепенно начинают преобладать над короткими VOT, когда пары LS представлены в дихотических условиях. Совпадающие данные исследований модуляции внимания эффекта VOT показывают, что в возрасте около 9 лет детям не хватает когнитивной гибкости, как у взрослых, необходимой для осуществления контроля сверху вниз над процессами снизу вверх, управляемыми стимулами. Arciuli et al. (2010) далее продемонстрировали, что этот вид когнитивной гибкости является предиктором умения справляться со сложными задачами, такими как чтение.

Неврология

Дихотические тесты на слушание также могут использоваться в качестве латерализованной речи. оценочное задание. Нейропсихологи использовали этот тест для изучения роли отдельных нейроанатомических структур в восприятии речи и языковой асимметрии. Например, Hugdahl et al. (2003) исследовали дихотическую способность слышать и функцию лобной доли у пациентов, не страдающих афазией, с поражением левой и правой лобных долей по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы. В исследовании все группы прошли 36 дихотических испытаний с парами слогов резюме, и каждого пациента попросили указать, какой слог он или она слышит лучше всего. Как и ожидалось, пациенты с правым поражением показали преимущество правого уха, как и здоровая контрольная группа, но пациенты с поражением левого полушария показали ухудшение по сравнению как с пациентами с правым поражением, так и с контрольной группой. На основании этого исследования исследователи пришли к выводу, что «дихотическое слушание - это нейронная цепь, которая также включает лобные доли, и что это может быть критическим аспектом восприятия речи». Точно так же Вестерхаузен и Хугдал (2008) проанализировали роль мозолистого тела в дихотическом слушании и восприятии речи. После обзора многих исследований был сделан вывод, что «... дихотическое слушание следует рассматривать как тест функционального межполушарного взаимодействия и взаимосвязи, помимо теста латерализованной языковой функции височной доли» и «мозолистое тело критически участвует в нисходящий контроль внимания над дихотическим слушанием, таким образом, играющий критическую роль в латеральности слуха ».

Обработка речи

Дихотическое слушание также может использоваться для проверки полушарной асимметрии из языковой обработки. В начале 60-х Дорин Кимура сообщила, что дихотические вербальные стимулы (в частности, произносимые цифры), предъявляемые участнику, производили преимущество правого уха (REA). Она объяснила преимущество правого уха «локализацией речи и языковой обработки в так называемом доминантном левом полушарии коры головного мозга». Согласно ее исследованию, этот феномен был связан со структурой слуховых нервов и левосторонним преобладанием языковой обработки. Важно отметить, что REA не применяется к неречевым звукам. В статье «Специализация полушария для восприятия речи» Студдерт-Кеннеди и Шанквейлер (1970) исследуют дихотическое слушание пар слогов CVC. Шесть стоп-согласных (b, d, g, p, t, k) сочетаются с шестью гласными и анализируются вариации начальных и конечных согласных. REA является самым сильным, когда звук начальных и конечных согласных отличается, и самым слабым, когда изменяется только гласная. Асбьорнсен и Брайден (1996) утверждают, что «многие исследователи предпочли использовать пары слогов CV, обычно состоящие из шести согласных согласных в паре с гласной \ a \. За прошедшие годы с использованием такого материала был получен большой объем данных. «

Избирательное внимание

В экспериментах с избирательным вниманием участников могут попросить повторить вслух содержание сообщения, которое они слушают. Эта задача известна как затенение. Как обнаружил Колин Черри (1953), люди плохо помнят затененное сообщение, предполагая, что большая часть обработки, необходимой для затенения обслуживаемого сообщения, происходит в рабочей памяти и не сохраняется. в долгосрочном магазине. Производительность автоматического сообщения хуже. Обычно участники почти ничего не могут сообщить о содержании автоматического сообщения. Фактически, изменение с английского на немецкого в автоматическом канале часто остается незамеченным. Однако участники могут сообщить, что автоматическое сообщение является речевым, а не невербальным содержанием. В дополнение к этому, если содержимое автоматического сообщения содержит определенную информацию, такую ​​как имя слушателя, то автоматическое сообщение с большей вероятностью будет замечено и запомнено. Демонстрация этого была сделана Конвеем, Коуэном и Бантингом (2001), в котором испытуемые использовали тени для слов в одном ухе, игнорируя слова в другом ухе. В какой-то момент имя субъекта произносилось игнорируемым ухом, и вопрос заключался в том, сообщит ли субъект, что слышал его имя. Субъекты с большим объемом оперативной памяти (WM) были более способны блокировать отвлекающую информацию. Также, если сообщение содержит слова сексуального характера, люди обычно сразу замечают их. Это говорит о том, что автоматическая информация также подвергается анализу, и ключевые слова могут отвлечь на нее внимание.

Половые различия

Некоторые данные, собранные в ходе экспериментов с дихотическими тестами на слушание, предполагают, что, возможно, существует небольшая популяционная половая разница в перцепционной и слуховой асимметрии и латеральности языка. Согласно Voyer (2011), «дихотические задания на слушание производят однородный эффект независимо от типа задачи (вербальный, невербальный), отражая значительную половую разницу в величине эффектов латеральности, при этом мужчины получают больший эффект латеральности, чем женщины». Однако авторы обсуждают множество ограничивающих факторов, начиная от предвзятости публикации до небольшого размера эффекта. Более того, как обсуждалось в разделе «Внимание, надежность и обоснованность асимметрий восприятия в тесте слитных дихотических слов», женщины сообщали о большем количестве «вторжений» или слов, представленных на ухо без привязки, чем мужчины, когда им предъявлялись экзогенные сигналы в задаче слияния дихотических слов, которая предлагает две возможности: 1) женщинам труднее обращать внимание на слово, вызываемое командой, чем мужчинам, и / или 2) независимо от сигнала женщины распределяют свое внимание равномерно, в отличие от мужчин, которые могут более пристально фокусироваться на внешних сигналах.

Эффект шизофрении

Исследование, проведенное с использованием дихотического теста слушания с акцентом на подтипы шизофрении (особенно параноидальной и недифференцированной), продемонстрировало, что параноидальные шизофреники имеют самое большое левое полушарие. преимущество - у недифференцированных шизофреников (у которых присутствуют психотические симптомы, но не соблюдаются критерии параноидального, дезорганизованного или кататонического типов) меньше всего. Применение дихотического теста на слушание помогло укрепить убеждение, что сохранение обработки информации в левом полушарии является продуктом параноидной шизофрении, и, напротив, отсутствие активности в левом полушарии является симптомом недифференцированной шизофрении. В 1994 году М.Ф. Грин и его коллеги пытались связать «функциональную интеграцию левого полушария у галлюцинирующих и негаллюцинирующих психотических пациентов», используя дихотическое слушание. Исследование показало, что слуховые галлюцинации связаны с нарушением работы левого полушария головного мозга.

Эмоции / Дихотическое слушание

Дихотическое слушание также может быть обнаружено в эмоционально-ориентированных частях мозга.. Дальнейшее изучение этого вопроса было проведено Филом Брайденом и его дихотическим исследованием слушания, сфокусированным на эмоционально нагруженных стимулах (Hugdahl, 2015). Дополнительные исследования, сфокусированные на том, как латерализация и идентификация корковых областей мозга заставили задуматься о том, как задействовано дихотическое слушание, когда предоставляются две дихотические задачи слушания. Чтобы получить результаты, Янке и др. (2001) использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для определения активации частей мозга, отвечающих за внимание, слуховых стимулов к конкретным эмоциональным стимулам. После результатов этого эксперимента выяснилось, что надежность предоставленных стимулов (фонетических, эмоций) в значительной степени влияет на активацию различных частей мозга, отвечающих за определенные стимулы. Однако никаких существенных различий в активации коры не обнаружено.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Hugdahl, Kenneth (1988). Справочник дихотического слушания: теория, методы, исследования. Нью-Йорк: Вили. ISBN 978-0-471-91267-5. OCLC 18350007.
Последняя правка сделана 2021-05-17 04:56:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте