Вывод из эксплуатации российских атомных судов

редактировать

Вывод из эксплуатации российских атомных судов является проблемой вызывают серьезную озабоченность в Соединенных Штатах и ​​скандинавских странах рядом с Россией. С 1950 по 2003 год Советский Союз и его основное государство-преемник Россия построили самый большой в мире атомный флот, больше кораблей, чем все другие военно-морские силы вместе взятые: 248 подводных лодок ( 91 ударные подводные лодки, 62 подводные лодки с крылатыми ракетами, 91 подводные лодки с баллистическими ракетами и четыре исследовательские подводные лодки), четыре линейных крейсера типа "Киров" и один ракетный испытательный корабль, а также девять ледоколов . Многие из них питались или работают от двух реакторов каждый, в результате чего общее количество реакторов составляет 468. С окончанием холодной войны и хронической нехваткой финансирования военно-морского флота Россия списала многие из этих судов и, согласно одному отчету от ноября 2008 года, намеревалась списать все списанные подводные лодки (более 200) к 2012 году. Однако показатели безопасности советского и российского военно-морского флота и бюджетные ограничения российского правительства вызывают серьезную озабоченность. Суда, ожидающие вывода из эксплуатации, нуждаются в небольшом техническом обслуживании, а складских помещений для хранения отходов недостаточно, что вызывает опасения по поводу возможного экологического ущерба в результате аварий или ненадлежащего хранения.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Утилизация реактора
  • 3 Подводные лодки
    • 3.1 Ноябрьский класс
    • 3.2 Гостиничный класс
    • 3.3 Эхо-класс
    • 3.4 Папа-класс
    • 3.5 Янки-класс
    • 3,6 класс Delta
    • 3,7 класс Charlie
    • 3,8 класс Victor
    • 3,9 класс Alfa
    • 3,10 класс Oscar
    • 3.11 класс Typhoon
    • 3,12 класс Akula
  • 4 надводные корабли
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Обзор

В разгар холодной войны Советский Союз больше заботился о наращивании своего флота, чем о создании условий для утилизация стареющих атомных судов. Только в 1986 году «ЦК Коммунистической партии и Верховный Совет ратифицировали Постановление № 095-296, устанавливающее формальные процедуры вывода из эксплуатации и демонтажа бездействующих атомных подводных лодок. " К этому времени подводные лодки первого поколения класса «Ноябрь» находились на вооружении более 20 лет. Для сравнения, ожидаемый срок службы более современных Delta IV составляет от 20 до 30 лет с регулярным ремонтом или от 10 до 15 лет без ремонта.

Прогрессу препятствовало большое количество вовлеченных государственных органов, что приводит к путанице и конкуренции. Распад Советского Союза в 1991 году еще больше усложнил ситуацию. Россия взяла на себя ответственность за все атомные корабли ВМФ СССР, но пришлось пересмотреть соглашения между ведомствами, ответственными за вывод из эксплуатации.

Основные проблемы - финансовые. В 1995 году подводная лодка Северного флота, базирующаяся недалеко от Мурманска, чуть не пострадала от ядерной аварии, когда было отключено электричество из-за неоплаченных счетов за электроэнергию. Списанные суда часто остаются на плавучих хранилищах до тех пор, пока не будут выделены средства на их демонтаж. По состоянию на ноябрь 2001 г. «до 40% списанных подводных лодок находились на плавучих хранилищах без особого обслуживания более 10 лет».

Ситуация вызвала беспокойство в других странах, таких как Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Япония и скандинавские страны, которые предоставили финансирование и помощь. (AMEC) был совместным правительственным консорциумом Норвегии, России и США (позже к которому присоединились британцы), созданным для решения военно-экологических проблем, в основном, утилизации российского атомного подводного флота в Европе. После «несколько резкого роспуска» AMEC правительства Норвегии и Великобритании разделили 3,9 миллиона фунтов стерлингов на демонтаж подводной лодки класса «ноябрь». При преемнике AMEC, Cooperative Threat Reduction, британское правительство профинансировало демонтаж двух подводных лодок Oscar I. В рамках программы Совместное уменьшение угрозы Нанна-Лугара было выведено из строя и уничтожено много видов оружия, включая 33 атомные подводные лодки. В рамках программы «Звезда надежды» Япония профинансировала демонтаж пяти подводных лодок Victor III и одной Charlie I на Дальнем Востоке.

Безопасность также является проблемой. Российские моряки были осуждены и заключены в тюрьму за две кражи в 1993 году высокообогащенного урана из топливных стержней. В 1994 г. российские официальные лица поймали двух северокорейских агентов, пытавшихся купить графики утилизации подводных лодок.

Утилизация реактора

Для удаления топлива из ядерного реактора требуется специально обученная команда. Сначала сливается охлаждающая жидкость. Прежде чем это можно будет сделать, реактор должен быть охлажден в течение как минимум трех лет после его окончательного останова. Затем снимается корпус над реактором, а затем верхний щит. Топливные элементы извлекаются и транспортируются на корабле, а затем по железной дороге в хранилище.

Все еще сильно радиоактивный реакторный отсек может быть удален. (Большинство российских подводных лодок имеют два реактора, «в разных помещениях, но в одном отсеке».) Из-за отсутствия наземных хранилищ два соседних опустошенных отсека, один в носу и один в корме, обычно также отсекаются для обеспечения плавучести. для хранения на воде. Однако в некоторых случаях снимается только реакторный отсек и прикрепляются понтоны, чтобы удерживать его на плаву. Третий метод включает заполнение реакторного отсека полистиролом для плавучести. «Реакторные отсеки Полярного и других судостроительных заводов на Кольском полуострове и в Северодвинске, Архангельская область, отбуксированы в губу Сайда ".

10 августа 1985 г. стержни управления были неправильно снята с подводной лодки класса Виктор во время выгрузки топлива на военно-морской верфи бухты Чазма за пределами Владивостока, что привело к взрыву, "выбросу большого количества радиоактивности" и десяти погибшим. Помимо этого Виктора, еще пять подводные лодки повредили активную зону, препятствуя выгрузке топлива обычными методами.

В отчете правительства России в марте 1993 г. признавалось, что «в период с 1965 по 1988 гг. Северный флот сбросил четыре реакторных отсека с восемь реакторов (три с поврежденным топливом) в Абросимовском заливе на глубине от 20 до 40 метров ". Шесть других отсеков, содержащих всего девять реакторов, также были сброшены в воду в 1960-х и 1970-х годах.

Подводные лодки

Ноябрьский класс

Уцелевшие субмарины Ноябрьского класса Арины были выведены из эксплуатации в период с 1986 по 1990 год. Некоторые из них уже списаны. Все выжившие остаются на приколе на базах ВМФ России (К-14, К-42, К-115 и К-133 Тихоокеанского флота; К-11 и К-21 Северного флота). Есть планы переделать первую подводную лодку этого класса (К-3) в корабль-музей в Санкт-Петербурге, но остов остается в Полярном Мурманской области по экономическим причинам и «радиофобии». некоторых экологических организаций.

была выгружена на военно-морской верфи в Полярном в ноябре 1966 года. Согласно одному источнику, верфь «вероятно, демонтировала» подводную лодку в том же году.

К-27 был экспериментальная ударная подводная лодка класса «Ноябрь», вступившая в строй в октябре 1963 года. Неисправность реактора 24 мая 1968 года привела к выбросу радиоактивного газа в машинное отделение и смертельному исходу для девяти членов экипажа. Замену реактора рассматривали и отказались. К-27 был официально списан с эксплуатации 1 февраля 1979 года. «Пустые пространства реактора и оборудования, связанного с реактором... были заполнены застывающим радиационно-стойким консервантом», и он был затоплен у северо-восточного побережья Новой Земля 6 сентября 1982 года.

К-159 затонул в Баренцевом море 30 августа 2003 года при буксировке на слом, в результате чего погибли девять членов экипажа и было сброшено 800 кг (1800 кг). lb) реакторного топлива на морском дне.

Гостиничный класс

Все восемь подводных лодок гостиничного класса были списаны на слом в период с 1987 по 1991 год. Одна недатированная статья поместила одну на Севморпуть. Военно-морской судостроительный завод №35 в Мурманске. По состоянию на февраль 2003 г. две лодки находились на Российской верфи № 10 в Полярном.

класса «Эхо»

34 подводных лодки класса «Эхо» был списан на слом в период с 1985 по 1995 год. По данным Федерации американских ученых, один или, возможно, два Echo Is были выведены из эксплуатации в середине 1980-х, а оставшиеся три или четыре - в 1990 году. Все 29 Echo II были списана к середине 1990-х годов.

23 октября 2002 года во время утилизации на Севморпути загорелась атомная подводная лодка; По данным Bellona Foundation, вероятно, это был Echo II K-22. К счастью, реакторный отсек уже был снят, и опасности радиоактивного заражения.

Папа класс

4 июня 2010 года Голос России сообщил, что К-222, единственный представитель класса Папа, был списан в Северодвинск.

класс Янки

в результате СОЛИ I и СНВ I / II договоров, 33 из 34 лодок класса Янки были выведены из эксплуатации. К-219 погиб 6 октября 1986 года в результате взрыва и пожара. возле Бермудских островов. Фонд Беллона сообщил 7 февраля 2003 года, что:

  • был демонтирован на судоверфи Севмаш «в качестве эксперимента, чтобы определить, может ли верфь справиться с подобными операциями».
  • <На заводе «Звездочка» демонтировано 48>десяти катеров:, К-140, и

класса «Дельта»

Все 18 катеров «Дельта I» были выведены из эксплуатации к 1998 г. и списаны к 2005 г., в то время как четыре Delta II были выведены из эксплуатации в 1996 году. Некоторые Delta III были списаны, а другие оставлены в резерве. Пять остаются в активной эксплуатации, как и все семь Delta IV. Delta Is K-279, Delta II и Delta III были демонтированы на верфи Звездочка.

Класс Charlie

11 Charlie Is и семь Charlie II были списаны на слом в период с 1990 по 1994 год. 4 июня 1997 года судно Charlie "затонуло в гавани на полуострове Камчатка ". Однако местный чиновник сообщил, что активная зона реактора уже удалена. 21 ноября 2005 г. президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми достигли соглашения о демонтаже пяти списанных атомных подводных лодок, в том числе «Чарли I», последняя «первый проект в России. Камчатка в рамках японо-российского сотрудничества ».

Класс Виктор

По некоторым источникам, все 16 Виктор Ай и семь Виктор II были списаны к 1996 году. Один из источников ссылался на« различные источники »при оценке что «где-то от 8 до 15 [Victor III] были выведены из эксплуатации из-за нехватки средств в период с 1999 по 2000 год», в то время как другой поместил цифру «около дюжины» (из 26 построенных) к 1996 году.

В феврале 2003 года в рамках российско-японской программы "Звезда надежды" Япония потратила 6 миллионов долларов на демонтаж Виктора III Тихоокеанского флота России; работы были завершены в декабре 2004 года. Еще 20 миллиардов йен (171 миллион долларов) было выделено на демонтаж четырех судов Victor III на судостроительной верфи Звезда в городе Большой Камень и Charlie I в Вилючинске на Камчатке (как ранее

класса «Альфа»

К-64, первая из семи подводных лодок класса «Альфа», поступила в ВМФ СССР в декабре 1971 г., однако в следующем году » К-64 столкнулся с серьезной реакционной проблемой, когда жидкий металл в теплоносителе первого контура затвердел ». Ее корпус был разрезан пополам в 1973–1974 годах в Сверодвинске, передняя часть была отправлена ​​в Ленинград для тренировок, а реакторный отсек остался на Звездочке. Остальные лодки были списаны на слом, пять в 1990 году и одна в 1996 году. По состоянию на февраль 2003 года они были разобраны на Севмаше, а оставшиеся два на Большой Лопатке, Западная Лица ожидала та же участь. В реакторах Alfa используется жидкометаллический теплоноситель, который необходимо поддерживать при температуре выше 123 ° C, чтобы избежать затвердевания; В статье 2002 года сообщается, что охлаждающая жидкость в обоих и затвердела. В ноябре 1997 г. сообщалось, что реакторный отсек «Альфа» находится на «открытой площадке на острове Ягры в Северодвинске».

класс «Оскар»

Два корабля «Оскар» были выведены из эксплуатации в 1996 г. К 2006 г. он Сообщалось, что их демонтаж, финансируемый Соединенным Королевством в рамках Программы совместного снижения угрозы, завершен на верфи Севмаша. Два или, возможно, три Оскара II "были выведены из строя в конце 1990-х, и по состоянию на середину 2000 года были спрятаны в ожидании утилизации".

Класс "Тайфун"

Три из шести Тайфунов были списаны. ТК-202 был выведен из эксплуатации в 1997 году, простоял с июля 1999 года на заводе Севмаш в Северодвинске. При финансовой поддержке программы Nunn – Lugar Cooperative Threat Reduction в июне 2002 года на судостроительном заводе «Звездочка» началась выгрузка топлива из ее реакторов. Утилизация завершена в 2003-2005 гг. выведен из действующей службы в 1996 г., списан в 2006-2008 гг. был выведен из действующей службы в 1997 году и списан в 2007-2009 годах, «профинансирован Россией, США и Канадой в рамках программы« Глобальное партнерство »». В сентябре 2011 года министерство обороны России объявило о выводе из эксплуатации и демонтаже трех оставшихся лодок в соответствии с договором СНВ-3, а также потому, что более новые подводные лодки класса Borei требуют меньшего количества экипажей и меньше дорогостоящее в обслуживании.

Акула класса

К-284 Акула, головной корабль Акула класса подводная лодка, "был списан в 1995 году. чтобы избежать расходов на дозаправку реактора ».

Надводные корабли

Н.С. Ленин, первое в мире надводное и гражданское судно с ядерными двигателями, было выведено из эксплуатации в 1989 году. Впоследствии оно было преобразовано в музей корабль.

Из шести ледоколов класса «Арктика» два уже не эксплуатируются. НС Арктика был выведен из эксплуатации, а реактор демонтирован в 2008 году. НС Сибирь был выведен из эксплуатации в 1992 году из-за неисправности парогенератора судна. Barents Observer сообщил 3 ноября 2008 г., что российские власти готовятся к выводу из эксплуатации и утилизации Sibir. В 2010 году заместитель главного инженера российского оператора атомного флота Атомфлот сообщил, что «все радиоактивные [материалы] выгружены» из Сибири, но «решение о выводе из эксплуатации еще не принято. «

Ссылки
Внешние ссылки
  • Портал ядерных технологий
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:56:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте