История | |
---|---|
Заложен: | 15 июня 1958 |
Запущен: | 1 апреля 1962 года |
Введен в эксплуатацию: | 30 октября 1963 года |
Порт приписки: | Гремиха |
Судьба: | Затоплен 6 сентября 1982 г. у берегов Новой Земли в 72 ° 31′28 ″ с.ш. 55 ° 30 ′09 ″ в.д. / 72,52444 ° с.ш., 55,50250 ° в.д. / 72,52444; 55,50250 Координаты : 72 ° 31'28 ″ N 55 ° 30′09 ″ E / 72,52444 ° N 55,50250 ° E / 72,52444; 55.50250 |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | ПЛ «Ноябрь» |
Водоизмещение: | 3420 тонн надводное; 4,380 тонн под водой |
Длина: | 109,8 м (360 футов 3 дюйма) |
Ширина: | 8,3 м (27 футов 3 дюйма) |
Осадка: | 5,8 м (19 футов 0 дюймов) |
Силовая установка: | два ядерных реактора ВТ-1 с жидкометаллическими теплоносителями свинец- висмут, способными производство около 73 мегаватт штуки |
Скорость : | поверхность 14,7 узлов; 30,2 узла под водой |
Дальность: | неограничен |
Стажировка | |
В составе: | Советский Северный флот : 17-я дивизия подводных лодок |
К-27 только атомная подводная лодка из ВМФ проекта 645. Построена путем размещения пары экспериментальных ВТ-1 ядерных реакторов, которые использовали жидкометаллический теплоноситель (свинцово-висмутовая эвтектика ) в модифицированный корпус судна проекта 627А (ноябрьский класс ). Уникальное отчетное имя НАТО не было присвоено.
Киль K- 27 заложена 15 июня 1958 года на Северодвинске ССЗ № 402. Спущена на воду 1 апреля 1962 года, а 30 октября 1963 года принята на вооружение как экспериментальная «ударная подводная лодка». введен в состав Советского Северного флота 7 сентября 1965 года. К-27 был передан в состав 17-й дивизии подводных лодок, штаб-квартира которой расположена в Гремихе.
. Ядерные реакторы К-27 вызывали беспокойство с самого начала критичность, но К-27 могла участвовать в испытательной эксплуатации около пяти лет. 24 мая 1968 года мощность одного из ее реакторов внезапно резко упала; радиоактивные газы попали в ее машинное отделение; а уровень радиации по всей территории К-27 опасно вырос - на 1,5 грейса в час. Это излучение состояло в основном из гамма-лучей и тепловых нейтронов, с некоторыми дополнительными альфа-излучением и бета-излучением, генерированными выпущенными радиоактивными веществами. газы, такие как ксенон и криптон в ее реакторном отсеке.
Подготовка экипажа советским флотом была недостаточной, и эти моряки не осознавали, что их ядерный реактор имел обширные отказы тепловыделяющих элементов. К тому времени, когда они отказались от попыток отремонтировать реактор в море, у девяти членов экипажа накопилось смертельное радиоактивное облучение.
Примерно пятая часть активной зоны реактора испытала недостаточное охлаждение из-за неравномерного потока охлаждающей жидкости. В реакторе произошел разрыв горячих точек, в результате чего ядерное топливо и продукты ядерного деления попали в жидкометаллический теплоноситель, который распространил их по всему реакторному отсеку.
К-27 лежал в Бухта Гремиха, начиная с 20 июня 1968 года. Охлаждение реакторов и различные экспериментальные проекты выполнялись на борту подводной лодки до 1973 года. Они включали успешный перезапуск реактора правого борта с выработкой до 40% максимальной мощности.. Были рассмотрены планы отрезать реакторный отсек и заменить его новым, содержащим стандартные водоохлаждаемые реакторы ВМ-А. Восстановление или замена ядерного реактора считались слишком дорогими, а также нецелесообразными, поскольку более современные атомные подводные лодки уже поступили на вооружение ВМФ СССР.
К-27 была официально выведена из эксплуатации 1 февраля 1979 г., и ее реакторный отсек был заполнен специальной затвердевающей смесью фурфурилового спирта и битума летом 1981 г. для герметизации отсека для избегать загрязнения океана радиоактивными продуктами. Эту работу выполняла Северодвинская судостроительная верфь № 893 «Звездочка».
Затем К-27 отбуксировали в район спецподготовки в восточной Карском море, и он был затоплен там 6 сентября 1982 г. в районе 72 ° 31'28 "северной широты, 55 ° 30'09" восточной долготы. у северо-восточного побережья Новой Земли (ат), в фьорде на глубине всего 33 метра (108 футов). Судно-спасательный буксир должен был протаранить корму К-27, пробить ее кормовые балластные цистерны и потопить ее, потому что нос К-27 ударился о морское дно, когда ее корма все еще была на плаву. Это затопление было произведено вопреки требованию Международного агентства по атомной энергии о том, что атомные подводные лодки и надводные корабли должны затопляться на глубине не менее 3000 метров.
Последняя научная экспедиция МЧС России в Карское море обследовала место затопления в сентябре 2006 года. Были собраны и проанализированы многочисленные пробы морской воды, морского дна и морской жизни. В окончательном отчете говорилось, что уровни радиации в этом районе были стабильными.
Уроки строительства и безопасности атомных подводных лодок, извлеченные из проекта 645, были применены в проектах 705 и 705K, которые привели к созданию советских Подводные лодки класса «Альфа». Они были оборудованы аналогичными реакторами с жидкометаллическим теплоносителем.
В сентябре 2012 года сообщалось, что подводную лодку необходимо поднять с ее мелкого дна в Карском море. Судно было заявлено как «ядерная бомба замедленного действия», и что ржавое и разлагающееся судно могло достигать критического уровня, ведущего к «неконтролируемой цепной реакции». Хотя совместная российско-норвежская миссия в 2012 году не обнаружила тревожных уровней радиоактивности в воде и почве вокруг подводной лодки, необходимо срочно рассмотреть вопрос о демонтаже ядерных реакторов в случае подъема подводной лодки. Поскольку реакторы охлаждались жидкими металлами, ядерные стержни слились с теплоносителем, когда реакторы были остановлены, и обычные методы не могут быть использованы для разборки реакторов. Тем не менее, Франция Комиссия по альтернативной энергии и атомной энергии разработала и передала в дар специальное оборудование для специального сухого дока (SD-10) в Гремихе, которое использовалось для демонтажа Подводные лодки класса «Альфа», разделяющие эту конструктивную особенность. Однако, поскольку последний реактор Альфа был демонтирован в 2011 году, это оборудование находится под угрозой.
В 2017 году снова обсуждались планы по подъему подводной лодки к 2022 году. Крыловский государственный научный центр Санкт-Петербург объявил, что работает над проектами катамарана плавучего дока, способного поднимать такие тяжести с морского дна.
В марте 2020 года президент России Владимир Путин издал проект указа об инициативе по подъему из Баренцева моря К-27 и К-159 и четырех реакторных отсеков.