![]() | |
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Класс Акула |
Строители: | |
Операторы: | |
Предшествовали: | Виктор класса, Класс Сьерра |
Преемник: | класс Ясень |
Стоимость: | оцен. 1,55 миллиарда долларов (в долларах 1995 г.) |
Построен: | 1983–1999 |
В эксплуатации: | 1984 – настоящее время |
Планируется: | 20 |
Завершено: | 15 |
Отменено: | 5 |
Активный : | 5 (4 активных +6 по модернизации в России, 1 активный в Индии) |
На пенсии: | 3 |
Общие характеристики | |
Тип: | Атомная подводная лодка |
Водоизмещение: |
|
Длина: |
|
Ширина: | 13,6 м (45 футов) |
Осадка: | 9,7 м (32 фута) |
Движущая сила: |
|
Скорость: |
|
Срок службы: | 100 дней |
Глубина испытания: |
|
Дополнение: | 73 для Акула I и Improved, 62 (31 офицер) для Акулы II и III |
Датчики и. системы обработки: |
|
РЭБ. и ложные цели: |
|
Вооружение: |
|
Примечания: |
Класс Акула , советское обозначение Проект 971 Щука-Б (Русский : Щука-Б, лит. 'пайк ', отчетное название НАТО Акула ) представляют собой серию ядерных ударных подводных лодок (ПЛА) впервые развернуты ВМФ СССР в 1986 году. Имеется четыре подкласса или рейса «Щука-Б», состоящих из исходных семи лодок проекта 971 (кодовое название Акула I), введенных в строй между 1984 и 1990 годами; шесть проектов 971I («Улучшенный Акулас»), сданные в эксплуатацию в период с 1991 по 2009 год; один пр.971У (Акула II), сдан в 1995 г.; и одна проект 971М (Акула III), введена в строй в 2001 году. Русские называют все подводные лодки Щука-Б, независимо от модификаций.
В названии Акула может быть некоторая путаница (русский : Акула, что в переводе с русского означает «акула ») использовалась Советским Союзом для другого класса подводных лодок, проекта 941, который известен на Западе как класс «Тайфун». Проект 971 был назван в СССР "Щука-Б", но на Западе он получил обозначение "Акула" по названию головного корабля К-284.
По словам оборонного аналитика Нормана Полмара, спуск на воду первой подводной лодки в 1985 году «потряс всех [на Западе]», поскольку западные спецслужбы не ожидали, что Советский Союз изготовить такую лодку еще десять лет.
Akula включает в себя систему двойного корпуса, состоящую из внутреннего прочного корпуса и внешнего «легкого» корпуса.. Это дает больше свободы при проектировании внешней формы корпуса, в результате подводная лодка имеет больший запас плавучести, чем ее западные аналоги.
Отличительная «лампочка» или «банка», расположенная наверху руля Акулы, вмещает его буксируемую группу гидролокаторов, когда она убрана. У большинства Акуласов есть система обнаружения следа (Русский : Система обнаружения кильватерного следа) (СОКС ) гидродинамические датчики, которые обнаруживают изменения температуры и соленость. Они расположены на передней кромке паруса, на внешней обшивке корпуса перед парусом и на днище корпуса перед парусом.
Акуласы (исключая Нерпу) вооружены четырьмя 533 мм. торпедные аппараты, которые могут использовать торпеды Тип 53 или РПК-2, ракету РПК-6 и четыре 650-мм торпедных аппарата, которые может использовать торпеды Тип 65 или ракету РПК-7. Эти торпедные аппараты расположены в два ряда по четыре аппарата в каждом. Наружные аппараты устанавливаются снаружи прочного корпуса в один ряд над торпедными аппаратами и могут быть перезаряжены только в порту или с помощью подводного тендера. 650-мм стволы могут быть оснащены гильзами для использования 533-мм вооружения. Подводная лодка также может использовать свои торпедные аппараты для развертывания морских мин. Модернизированные версии, такие как «Вепрь», будут оснащены крылатыми ракетами Калибр.
Как и многие советские / российские корабли, информация о состоянии «Акулы» подводных лодок класса в лучшем случае немного. Информация, предоставленная источниками, сильно различается.
Известно, что из семи оригинальных Акула только три все еще находятся в эксплуатации. Эти лодки оснащены гидроакустической системой MGK-500 Skat (по классификации НАТО Shark Gill). Головная лодка этого класса, К-284 «Акула», была списана в 2001 году, по всей видимости, для того, чтобы сэкономить деньги нуждающемуся в денежных средствах российскому флоту. К-322 Кашалот и К-480 Барс [ныне Ак Барс] находятся в резерве. К-480 Барс был переведен в резерв в 1998 году и демонтируется в феврале 2010 года. Pantera вернулась в строй в январе 2008 года после капитального ремонта. Все они были оснащены гидродинамическими датчиками СОКС. Все подводные лодки до К-391 Братск имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные тем, что у ПЛАРБ типа «Тайфун», длинные и трубчатые. Братск и последующие подводные лодки имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные коротким на Oscar II (на классах Typhoon, Akula и Oscar используется аналогичный реактор ОК-650).
Считается, что все шесть Акула этого класса находятся на вооружении. Они тише оригинальных Акуласов. Гидролокатор МГК-500 модернизирован до МГК-501 Скат-МС. Источники также расходятся во мнениях относительно того, было ли приостановлено строительство этого класса, или планируется ли строительство еще двух блоков.
Улучшенные корпуса Акула I: К-328 Леопард, К-461 Волк, К-154 Тигр, К-419 Кузбасс, К-295 Самара и К-152 Нерпа. Эти подводные лодки намного тише, чем ранние подводные лодки класса Akula, и все они имеют гидродинамические датчики СОКС, кроме Leopard. Подводные лодки Akula I Improved имеют шесть ложных пусковых установок диаметром 533 мм, как и последующие подводные лодки. У них другое расположение передковых отверстий на внешнем корпусе, чем у островов Акула. Подводные лодки «Нерпа» и «Ирибис» (не завершены) имеют в парусе другую спасательную камеру, которую можно отличить по большому куполу на верхней поверхности.
К-157 Вепрь - единственный завершенный Акула II (см. Таблицу ниже). Akula II на 3 метра (9,8 фута) длиннее и водоизмещает примерно на 700 тонн (подводное водоизмещение) больше, чем Akula I. Дополнительное пространство было использовано для дополнительных мер по снижению шума. Гидролокационная система MGK-501 Skat на Akula I заменена новой гидролокационной системой MGK-540 Skat-3. К-157 «Вепрь» стала первой российской подводной лодкой, которая была тише последних американских ударных подводных лодок того времени, то есть улучшенной класса «Лос-Анджелес» (SSN 751 и позже). Две из этих подводных лодок использовались для создания ПЛАРБ типа Borei.
К-335 «Гепард» - 14-я подводная лодка этого класса и единственная законченная подводная лодка «Акула III» (см. Таблицу ниже), построенная для ВМФ России. Это была первая подводная лодка, введенная в строй в составе ВМФ России после катастрофы «Курск», поэтому ее сдача в эксплуатацию стала важным подъёмом боевого духа ВМФ России с участием президента Владимира Путина. У Akula III нет классификации НАТО. Он длиннее и имеет большее водоизмещение по сравнению с Akula II, а также у него увеличенный парус и другой распределитель буксируемой группы на вертикальном стабилизаторе. Опять же, использовалось больше методов снижения шума. До ввода в строй подводных лодок класса Северодвинск и Борей "Гепард" была самой совершенной подводной лодкой России.
Советские достижения в области шумоподавления вызвали серьезную озабоченность на Западе, поскольку акустика долгое время считалась самым значительным преимуществом в подводных технологиях США по сравнению с Советами.
В 1983–1984 годах японская фирма Toshiba продала Советам сложное девятиосевое фрезерное оборудование вместе с компьютерными системами управления, разработанными норвежской фирмой Kongsberg Vaapenfabrik. Представители ВМС США и конгрессмены заявили, что эта технология позволяет советским подводным лодкам производить более точные и тихие гребные винты.
Из-за распада Советского Союза в 1991 году производство всех Акуласов замедлилось..
В выпуске 1999–2000 годов Jane's Fighting Ships первый Акула III был неправильно указан как Viper (настоящее название - «Вепрь», что по-русски - кабан), введенный в эксплуатацию 25 ноября. 1995. Гепард (Cheetah), спущенный на воду в 1999 году и введенный в эксплуатацию 5 декабря 2001 года, и Нерпа, заложенный в 1993 году, начали ходовые испытания в октябре 2008 года. Он был сдан в аренду Индии и введен в эксплуатацию ВМС Индии как INS. Чакра II в апреле 2012 года.
С декабря 1995 по февраль 1996 года подводная лодка К-461 «Волк» находилась на борту российского авианосца Адмирал Кузнецов, где она наблюдала за деятельностью нескольких подводных лодок НАТО под командованием капитана 1 ранга С. В. Справцева.
В период с апреля по июнь 1996 г. подводная лодка К-154 «Тигр» находилась в Атлантике, где она обнаружила американский ПЛАРБ класса «Огайо» и проследила ее боевые действия. патруль. 23 июля 1996 года его командир капитан 1 ранга Алексей Буриличев получил награду Герой Российской Федерации.
В августе 2009 года в СМИ сообщалось, что две подводные лодки типа «Акула» действовали у восточного побережья США, одна из которых была идентифицирована как тип проекта 971 «Щука-Б». Военные источники США отметили, что это была первая известная российская подводная лодка, развернутая в западной части Атлантического океана после окончания холодной войны, что вызвало обеспокоенность в военных и разведывательных кругах США. США Северное командование подтвердило, что это развертывание подводных лодок класса Акула в 2009 году действительно произошло. Одной из лодок, вероятно, была К-335 «Гепард», которая завершила относительно продолжительное боевое патрулирование с июня по сентябрь того же года под командованием капитана 1 ранга Алексея Вячеславовича Дмитрова, которому 15 февраля 2012 года было присвоено звание Героя Российской Федерации. за мужество, проявленное на работе. Другой подводной лодкой могла быть К-154 «Тигр» под командованием капитана Е.А. Петрова, учитывая, что она выполняла боевое патрулирование где-то в период с марта по ноябрь 2009 г. Маловероятно, что другие подводные лодки проекта 971 могли присутствовать в Атлантике в этом году.. Подводная лодка Pantera летом находилась в Севереморске, в то время как «Вепрь», «Леопард» и «Волк» не сообщали о каких-либо действиях в этом году (обычно 1-3 подводные лодки проекта обычно активны с Северным флотом в любой момент).
В августе 2012 года средства массовой информации сообщили, что еще одна подводная лодка класса «Акула» работала в Мексиканском заливе, якобы незамеченной более месяца, что вызвало разногласия в военных и политических кругах США, включая США. Сенатор Джон Корнин из комитета Сената по вооруженным силам требует подробностей об этом развертывании у адмирала Джонатана В. Гринерта, начальника военно-морских операций. Скорее всего, это была подводная лодка К-154 «Тигр», так как ее командир капитан 1 ранга Павел Булгаков награжден орденом Мужества в День защитника Отечества 22 февраля 2013 года.
# | Имя | Проект | Строители | Заложены | Запущены | Введены в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
К-284 | Акула | 971 | Амурский ССЗ | 11 ноября 1983 г. | 27 июня 1984 г. | 30 декабря 1984 г. | Тихоокеанский флот | Списан в 2001 г. |
К-480 | Ак Барс | 971 | Севмаш | 22 февраля 1985 г. | 16 апреля 1988 г. | 29 декабря 1988 г. | Северный флот | Списан в 2002 г., списание началось в 2010 г., но секция корпуса использовалась. при строительстве баллистических ракетная подводная лодка Владимир Мономах |
К-263 | Дельфин | 971 | Амурский ССЗ | 9 мая 1985 г. | 28 мая 1986 года | 30 декабря 1987 года | Тихоокеанский флот | Списан в 2011 году |
К-322 | Кашалот | 971 | Амурский ССЗ | 5 сентября 1986 года | 18 июля 1987 года | 30 декабря 1988 г. | Тихоокеанский флот | Возможные капитальный ремонт и модернизация, ведутся переговоры об аренде Индии |
К-317 | Pantera | 971 | Севмаш | 6 ноября 1986 г. | 21 мая 1990 г. | 27 декабря 1990 г. | Северный флот | Действует, после капитальный ремонт и модернизация завершены в 2007 г. |
К-461 | Волк | 971 | Севмаш | 14 ноября 1987 г. | 11 июня 1991 | 29 декабря 1991 | Северный флот | Капитальный ремонт и модернизация |
К-391 | Братск | 971 | Амурский судостроительный завод | 23 февраля 1988 г. | 14 апреля 1989 г. | 29 декабря 1989 г. | Тихоокеанский флот | на капитальном ремонте и модернизация |
К-328 | Леопард | 971 | Севмаш | 26 октября 1988 г. | 28 июня 1992 г. | 30 декабря 1992 г. | Северный флот | Underg капитальный ремонт и модернизация |
К-154 | Тигр | 971 | Севмаш | 10 сентября 1989 г. | 26 июня 1993 г. | 29 декабря 1993 г. | Северный флот | В ремонте |
К-331 | Магадан | 971 | Амурский ССЗ | 28 декабря 1989 г. | 23 июня 1990 г. | 23 декабря 1990 г. | Тихоокеанский флот | В капитальном ремонте с июля 2019 г. |
К-157 | Вепрь | 971У | Севмаш | 13 июля 1990 г. | 10 декабря 1994 г. | 25 ноября 1995 г. | Северный флот | Действует, после капитального ремонта и модернизации завершены в 2020 году. |
К-ххх | 971М | Амурский ССЗ | 1990 | Не завершено | ||||
К-419 | Кузбасс | 971 | Амурский ССЗ | 28 июля 1991 г. | 18 мая 1992 г. | 31 декабря 1992 г. | Тихоокеанский флот | Действует, после капитального ремонта и модернизации, завершенных в 2015 г. |
К-335 | Гепард | 971М | Севмаш | 23 сентября 1991 г. | 17 сентября 1999 г. | 5 D декабрь 2001 | Северный флот | Действует, после капитального ремонта и модернизации в 2015 г. |
К-ххх | 971М | Амурский судостроительный завод | 1991 | Не достроен | ||||
К-337 | Кугуар | 971У | Севмаш | 18 августа 1992 г. | Не достроен, корпусная секция был использован при постройке ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» | |||
К-333 | Рысь | 971У | Севмаш | 31 августа 1993 г. | Незавершенная, часть корпуса использовалась при постройке ПЛАРБ «Александр Невский» | |||
К-295 | Самара | 971 | Амурский ССЗ | 7 ноября 1993 г. | 5 августа 1994 г. | 17 июля 1995 г. | Тихоокеанский флот | Капитальный ремонт и модернизация |
К-152 | Чакра. (бывший Нерпа) | 971I | Амурский ССЗ | 1993 | 26 июля 2006 г. | 28 декабря 2009 г. | Активный, был сдан в аренду Индии с конца 2012 г. по 2022 г. | |
K-xxx | Ирибис | 971I | Амурский судостроительный завод | 1994 | Construc остановлено на 42% в 1996 г., может быть завершено и сдано в аренду Индии |
27 октября 2008 г. сообщалось, что К-152 Нерпа российского Тихоокеанский флот начал ходовые испытания в Японском море перед передачей по договору аренды ВМС Индии. 8 ноября 2008 года во время проведения одного из этих испытаний в носовой части судна произошло случайное срабатывание системы пожаротушения на основе галона. За несколько секунд газообразный галон вытеснил из отсека весь пригодный для дыхания воздух. В результате от удушья погибло 20 человек (17 мирных жителей и 3 моряка). Десятки других получили травмы от фреона и были эвакуированы в неизвестный порт в Приморском крае. Это была самая страшная авария в российском флоте после гибели подводной лодки К-141 Курск в 2000 году. Сама субмарина не получила серьезных повреждений и не было выброса радиации.
Триста военнослужащих ВМС Индии прошли подготовку в России для эксплуатации подводной лодки «Акула II» «Нерпа». Индия заключила сделку с Россией, в соответствии с которой по окончании аренды этих подводных лодок у нее будет возможность купить их. Подводная лодка получила название INS Chakra, как и предыдущая советская ПЛАРБ Charlie-I, арендованная Индией. Официально «Чакра» была введена в состав ВМС Индии 4 апреля 2012 года.
В то время как «Акула-II» ВМФ России мог быть оснащен 28 крылатыми ракетами с ядерной боеголовкой с дальностью поражения 3000 км (1620 миль; 1864 мили).), индийская версия, как сообщается, вооружена ракетами с ядерным оружием дальности 300 км (162 морских миль; 186 миль) Club-S. Ракеты с дальностью более 300 км (162 морских миль; 186 миль) не могут быть экспортированы из-за ограничений контроля над вооружениями, поскольку Россия подписала договор РКРТ.
Россия заявила в декабре 2014 года, что она готова арендовать Индию. больше атомных подводных лодок через день после того, как Президент Владимир Путин и премьер-министр Нарендра Моди пообещали углубить оборонные связи.
В январе 2015 года сообщалось, что Индия участвовала в переговорах по аренде Кашалота и Ириби. Как сообщается, соглашение было достигнуто в октябре 2016 года.
7 марта 2019 года Индия и Россия подписали сделку на 3 миллиарда долларов на аренду еще одной атомной подводной лодки класса Akula. Подводная лодка, получившая название Chakra III, должна быть передана ВМС Индии к 2025 году.
Подводная лодка К-322 Кашалот
Подводная лодка класса «Акула» во время Дня ВМФ России в 2009 году
Подводная лодка К-419 Кузбасс
Подводная лодка К-317 Pantera
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с подводными лодками класса Акула. |