Дэн люди

редактировать

Dan являются Манде этнической группой из северо - западной части Берега Слоновой Кости и соседней Либерии. Группа насчитывает около 700 000 членов, и их крупнейшее поселение - Мэн, Кот-д'Ивуар. Соседние народы включают кран, кпелле и мано. Они официально известны как Якуба (или Якуба) в Кот-д'Ивуаре. В Либерии они также известны как Gio ( Bassa для «раб»), что считается уничижительным экзонимом.

Они говорят на языке Дэну, а язык Юго - манде. Дан известны своим искусством, особенно ритуалами масок ( Ge или Gle ), а также своим тайным обществом Гор. Гор (Дан означает «леопард») - миротворческое общество, не путать с жестоким обществом Экпе (леопард) в Нигерии.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Экономика
  • 3 Культура
    • 3.1 Искусство
    • 3.2 Мужские общества
      • 3.2.1 Горское общество
    • 3.3 Религия
    • 3.4 Архитектура
  • 4 ссылки
История

Первоначально Дан пришел из западного региона Судана на север, части современной Мали и Гвинеи. Местоположение и движение Дана, Мано и Мы можно реконструировать еще с 8 века, когда Дан и Мано находились в регионе саванн на севере Кот-д'Ивуара. В десятом веке политические беспорядки, рост населения и истощение земель заставили дана мигрировать к югу от хребта Нимба в густые леса.

Дан имел репутацию жестокого воинского общества. Одним из известных вождей воинов был Гроугбай Зобани, который сражался и вытеснял племена, которые когда-то жили в нынешнем графстве Нимба, до Логуатуо в Кот-д'Ивуаре. Кипко Тоха-Гбеу изгнал людей кру из того места, которое сейчас называется Тапитах, графство Нимба (до прибытия вождя Тапеха); его последняя крупная война с поселенцами была в Санниквелли. Он ушел в отставку, когда был ранен в войне с Санникелли. Кифо выдал свою дочь Лекпахсеу замуж за Гроугбая Зобани. Бхо'Яа, который жил в сегодняшнем Гарпле, графство Нимба, в союзе с Кипхо Тох'Гбеу, заключил перемирие, чтобы прекратить борьбу с поселенцами. На самом деле он был одним из последних главных воинов Дана, который сопротивлялся американско-либерийскому военному вторжению в Нимбу. Гонсан Ге'Гбеу был из Миамплеу Йизлеу, графство Нимба. Он также выгнал Kphelehs из Восточной Либерии.

После того, как Либерия стала нацией в 1847 году, новое правительство Монровии начало умиротворять народ дан. К началу 1900-х годов был достигнут мир и был установлен административный контроль.

Экономика

Дан - в первую очередь фермеры, которые ежегодно расчищают лесные угодья для выращивания основных продуктов питания и товарных культур, таких как рис, маниока, сладкий картофель и различные кукурузы. Сегодня они также выращивают какао, кофе и каучук. Женщинам предоставляется небольшой участок земли, на котором они могут выращивать собственные овощи для использования в домашних условиях или для продажи на рынке. Зелень собирают с домашних и дикорастущих растений в лесу. Пальмовое масло добывают из многих диких пальм, а затем используют в качестве топлива и для приготовления пищи.

Мужчины Дана выполняют большую часть сельскохозяйственных работ, а женщины помогают с уборкой урожая и прополкой. Мужчины также занимаются охотой и большей частью рыбной ловлей, а женщины выполняют такие домашние обязанности, как уход за детьми и приготовление еды. Дети помогают, отгоняя крупный рогатый скот, диких животных и птиц от посевов. Дан также разводит домашний скот, такой как крупный рогатый скот, коров, овец и коз, кур и кур. Некоторых из этих животных (белых) едят только в особых ритуальных случаях, связанных с обильным пиршеством, или для принесения жертвоприношений во имя прощения грехов.

Культура
Маска шимпанзе

Основная ячейка данской культуры - семья. Культура дана является патрилинейной и полигамной, поэтому в эту единицу входят муж, одна или несколько жен и их дети. Линии или группы людей, произошедшие от общего предка по отцовской линии, живут в разных частях города, которые на либерийском английском называются кварталами. Города, объединенные центральной властью, называются кланами.

Изобразительное искусство

Основные статьи: Дэн арт и маски Дэна

Искусство дана примечательно деревянной скульптурой, в том числе огромным разнообразием масок, каждая из которых имеет уникальные формы и цели. Маски дана - самая важная форма искусства народа дана. Ремесленники также производят традиционные деревянные ложки.

Мужские общества

Мужчины дана имеют свои собственные братские общества, что знаменует их посвящение в мужественность и направляет их на протяжении всей жизни. Мужские общества, как пишет куратор Барбара Джонсон, «сегодня составляют реальную социально-политическую единицу власти в сообществе данов, как и в прошлом». Эти общества контролируются старейшинами и действуют как источник власти для общества. Посвященные в общество мальчики готовы столкнуться с тайнами духовного мира и изучить правила взрослых мужчин Дэн. У женщин тоже такое же общество.

Эти общества демонстрируют свою силу и эффективность с помощью маскарадов, в которых они призывают и контролируют духов-покровителей из кустов, которые в этом контексте появляются в масках. Используя этих духов-масок, общества могут разрешать споры, обеспечивать соблюдение правил и исправлять поведение. Все мужчины посещают школу бон или кустарную школу во время своего посвящения в эти общества в подростковом возрасте.

Общество гор

Как и во многих культурах манде, социальная организация сосредоточена вокруг «обществ»: возрастной группы, касты, профессии или географического положения. В недавний исторический период сообщества дана впервые (как известно) объединились в политическую организацию, созданную через общество леопардов ( Гор ). Дух Гора в обществе сосредоточен на миротворчестве между сообществами, которые часто вступали в конфликт вокруг могущественного духа Гора, который несет ответственность за миротворчество.

Отдельные деревни, даже те, которые объединены обществом леопардов, по-прежнему сохраняют высокую степень политической независимости.

Деревни дан разделены на кварталы, в каждом из которых проживает большая семья или род. Каждую четверть возглавляет «квартальный начальник», которого выбирают либо за то, что он самый старший мужчина в семье, либо за наиболее агрессивную личность. Хотя глава деревни или города управляет всей деревней, реальная власть исходит от совета старейшин, который помогает вождю во всех решениях. Почетные титулы вождя могут быть присвоены не членам племени, которые помогли племени благотворительными средствами. Например, американский дипломат Джон Ф. Мосс (работающий на « Голос Америки» ) был удостоен звания почетного вождя племени дан в Либерии после того, как заказал бульдозер, чтобы помочь им построить дорогу через джунгли.

Религия

У дана сложная традиционная религия. Дан верят в Злана, Верховного Бога, создавшего вселенную и все в ней. Они считают, что никто не может связаться с ним или увидеть его физически. Вместо этого они поклоняются Зу, независимой духовной силе. Большинство людей верят в реинкарнацию, благодаря которой Зу может позволить человеку перейти в другого человека или даже в животное после смерти. Дан верят, что Зу присутствует во всех аспектах вселенной и к ним обращаются за помощью. Зу используют с помощью маскарада или гадания; Дэн обвяжет ду, создав объект, который ду должен воплотить. Сновидения - это средство общения людей с Зу.

Архитектура

Традиционные хижины дан были небольшими однокомнатными жилищами из глины и соломы. У каждой жены мужчины была своя хижина, где жили ее дети, пока они не стали достаточно взрослыми, чтобы переехать. Сегодня дома большие и прямоугольные, с несколькими комнатами. В старые традиции внесено множество изменений, но хотя некоторые из старых традиций все еще практикуются, это только в бедных регионах.

Рекомендации
Последняя правка сделана 2024-01-11 03:20:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте