Конституция Римской империи

редактировать
Неписаный свод руководящих принципов и принципов Римской империи

Конституция Римской империи Империя была неписаным набором руководящих принципов и принципов, передаваемых в основном через прецеденты. После падения Римской республики конституционный баланс сил сместился с римского сената на римского императора. Начиная с первого императора, Августа, император и сенат теоретически были двумя равноправными ветвями власти. На практике, однако, фактическая власть имперского сената была незначительной, поскольку император обладал истинной властью в государстве. Во время правления второго императора, Тиберия, многие из полномочий, которыми обладали римские собрания, были переданы Сенату.

Полномочия императора существовал в силу его правового статуса. Двумя наиболее важными составляющими императорской власти были «трибунские полномочия» на латыни : tribunicia potestas и проконсульский империум, или власть командовать. Полномочия трибунов давали императору власть над самим Римом и гражданским правительством, в то время как полномочия проконсулов ​​давали ему власть над провинциями и армией. Хотя эти различия были четко определены во время ранней империи, в конце концов они были утрачены, а власть императора стала менее конституционной и более монархической. Традиционными магистратурами, пережившими падение республики, были консульство, преторство, плебейский трибунат, эдилетство, квесторство и Военный трибунал. Любой человек из сенаторского сословия мог баллотироваться на одну из этих должностей. Если человек не принадлежал к сенатскому сословию, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если ему позволил работать император, или иначе он мог быть назначен на одну из этих должностей императором.

Содержание
  • 1 История имперской конституции
  • 2 Сенат
  • 3 Законодательные собрания
  • 4 Исполнительные магистраты
  • 5 Конец принципата
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Основные источники
Конституционная история империи

Генерал, выигравший последнюю гражданскую войну Римской республики, Гай Октавиан, стал хозяином государства. В годы после 30 г. до н.э. Октавиан намеревался реформировать римскую конституцию. Конечным следствием этих реформ стало упразднение республики и основание Римской империи. Когда Октавиан сверг своего товарища триумвира, Марка Антония, в 32 г. до н.э., он отказался от должности триумвира, но, вероятно, был наделен полномочиями, аналогичными тем, от которых он отказался. Октавиан хотел укрепить свой статус хозяина государства, избегая при этом убийства.

13 января 27 г. до н.э. Октавиан отказался от своих исключительных полномочий, включая проконсульский империум, власть триумвирата и полномочия, предоставленные в консенсус универсорум, назад Сенату и народу Рима. Однако в 36 г. до н.э. он сохранил предоставленные Сенатом ему полномочия трибуна и оставался консулом в течение 27 г. до н.э. Он получил от Сената, несомненно, по своему собственному предложению, большую проконсулскую империю сроком на десять лет, дав ему верховную власть над провинциями и, следовательно, над всей римской армией. Эти различные полномочия и должности позволили ему сохранить свою законную власть над империей в целом и заявить, что Республика была восстановлена. Широкое распространение проконсульских властей предшествовало предоставлению lex Gabinia аналогичных полномочий Помпею в 67 г. до н.э. Более того, проконсульские полномочия теоретически превосходили консульские полномочия, которыми обладали действующие консулы, что позволяло Октавиану утверждать, что он не стоит выше любых других магистратов государства. Чтобы сохранить контроль над Италией, которая не считалась провинцией, Октавиан велел Ассамблеям избрать его на должность консула.

В этот момент Сенат также предоставил Октавиану титул «Августа» и должность princeps senatus, или первый сенатор. Когда Август, как был переименован Октавиан, отказался от консульства в 23 г. до н.э., Сенат предоставил ему расширение его проконсульских полномочий с юридическими полномочиями на том же уровне, что и у обычных консулов. Более того, Август расширил использование полномочий трибуна, предоставленных в 36 г. до н.э., что позволило ему вмешиваться в управление, созывать народ, предлагать законы, накладывать вето на другие политические органы и т. Д. конституции, хотя он периодически занимал должность цензора, чтобы влиять на изменения в списках сенаторов (только в 8 г. до н.э. и с Тиберием в 14 г. н.э.) и занимал консульство (дважды после 23 г. до н.э.). Когда в 20 г. до н.э. голод в Риме привел к тому, что люди предложили Августу диктатуру, он отказался, вместо этого взяв на себя cura annonae: управление поставками зерна. И когда десятилетний срок его проконсульской власти истек, он продолжил выдумку о временном характере своей власти, возобновив ее в 18 г. до н. Э., 13 г. до н. Э., 8 г. до н. Э., 3 г. до н. Э. И 8 г. н. Э. Хотя в провинциях, которыми он управлял в соответствии с его проконсульской властью, произошли незначительные изменения (Gallia Narbonensis и Кипр были возвращены администрации Сената в 22 г. до н.э.), его преобладающий характер не изменился. изменить до его смерти.

Конечной целью Августа было найти метод обеспечения упорядоченной преемственности, что необходимо в любой монархической конституции, и избежать возобновления гражданской войны. Август не мог передать свои полномочия преемнику после его смерти, поскольку они были даны ему конкретно на определенный срок или при его жизни. Таким образом, любой преемник должен иметь собственный авторитет и влияние. В 6 г. до н. Э. Август даровал своему пасынку Тиберию полномочия трибунала и признал Тиберия своим наследником. В 13 году нашей эры был принят закон, который сделал юридические полномочия Тиберия эквивалентными и независимыми от полномочий Августа.

После смерти Августа Тиберий должен был взять на себя контроль над государством, поскольку номинально республиканская конституция не позволяла разрешить мертвому императору завещать силы. При поддержке преторианской гвардии и армии он быстро взял под свой контроль государство. Во время его правления власть избирать магистратов была передана от ассамблей Сенату, и он положил конец практике предложения законов перед ними. Когда умер Тиберий, Калигула был провозглашен сенатом императором. В 41 году Калигула был убит, и в течение двух дней после его убийства Сенат обсуждал вопрос о восстановлении Республики. Однако из-за требований армии Клавдий был в конечном итоге объявлен императором. В то время как антикварные интересы Клавдия привели к его попыткам возродить старую цензуру, эти полномочия все больше превращались в имперские прерогативы.

Со временем консульство все больше обесценивалось, поскольку практика выбора количество консулов ​​расширилось, иногда до 12 пар коллег избирались ежегодно в период Антонина. Поскольку его государственные обязанности все больше превращались в должность императора, его судебная власть была подчеркнута в новой роли Сената как уголовного суда; и с потерей практически всех политических полномочий положения, консулы взяли на себя ответственность за организацию публичных игр в честь праздников и имперских событий. С нейтрализацией политической власти многих магистратур Республики многие из бывших высоких государственных должностей фактически превратились в муниципальные учреждения с главным образом административными обязанностями только в Риме. Преторы стали администраторами хлебных пособий и игр, сохраняя некоторую судебную власть над гражданскими и уголовными делами до III века. Обязанности эдилов заключались в организации охраны во время игр и публичных похорон, их судебная власть была лишена в 36 году нашей эры, а к середине третьего века эта служба была временно приостановлена. Трибуны, которые теоретически сохранили свое право вето, которое не имело значения, поскольку они могли быть отменены императором, стали президентами различных новых городских районов.

В период правления Веспасиана была проведена реорганизация Сената из единого состава. аристократических римлян одной из аристократии Империи, с ее членством и привилегиями, данными императором. Правление Домициана ознаменовало собой важный поворотный момент на пути к монархии и конец конституционного устройства, согласно которому сенат и император вместе правили Империей. Сделав себя консулом на десять лет, Домициан стал цензором на всю жизнь, и в отличие от своего отца, он использовал эти полномочия для дальнейшего подчинения Сената, контролируя его членство. На протяжении всего своего правления он аннулировал права сенаторов, передавал им только самые тривиальные вопросы, не позволял им действовать по любым важным вопросам и заставлял их подчиняться, используя свои цензурные полномочия. По сути, это стало штампом. Хотя Сенат восстановил некоторую власть, когда он избрал императора Нерва, к этому моменту полномочия, которые теоретически принадлежали последнему оставшемуся республиканскому учреждению любого значения, были четко определены только волей императора.

Сенат

После падения Римской республики конституционный баланс сил сместился с римского сената на римского императора. Начиная с первого императора, Августа, император и сенат технически были двумя равноправными ветвями власти. На практике, однако, фактическая власть имперского сената была незначительной, поскольку император обладал истинной властью в государстве. Таким образом, членство в сенате стало популярным среди людей, стремящихся к престижу и социальному положению, а не к реальной власти. Во время правления первых императоров законодательная, судебная и избирательная власть была передана от римских собраний сенату. Однако, поскольку контроль, который держал император над сенатом, был абсолютным, сенат действовал как средство, через которое император осуществлял свои авторитарные полномочия.

Курия Юлия на Римском форуме, резиденция имперского сената.

Первый император Август унаследовал сенат, количество членов которого было увеличено до 900 сенаторов. его предшественником, римским диктатором Юлием Цезарем. Август уменьшил размер сената до 600 членов, и после этого размер сената больше никогда кардинально не менялся. Сенатором можно было стать, будучи избранным квестором (мировым судьей с финансовыми обязанностями). Однако баллотироваться на выборах в квестор можно было только в том случае, если он имел сенаторский ранг, а для того, чтобы быть сенаторским, нужно было быть сыном сенатора. Если человек не был сенаторского ранга, у него было два пути стать сенатором. Согласно первому методу император предоставил этому человеку право баллотироваться на пост квестора, тогда как по второму методу император назначил этого человека в сенат.

Власть, которую император имел над сенатом. был абсолютным, отчасти из-за того, что император также был цензором, то есть он контролировал членство в самом теле. Во время заседаний сената император сидел между двумя консулами и обычно выступал в качестве председательствующего. Сенаторы более высокого ранга выступали перед сенаторами более низкого ранга, хотя император мог говорить в любое время. Большинство законопроектов, представленных в сенат, представлял император, который обычно назначал комитет для составления каждого законопроекта перед его представлением. Хотя римские собрания продолжали собираться после основания империи, все их полномочия были переданы сенату, и поэтому сенаторские декреты (senatus consulta) приобрели полную силу закона. Законодательные полномочия имперского сената носили в основном финансовый и административный характер, хотя сенат сохранял за собой ряд полномочий в отношении провинций. В период ранней империи все судебные полномочия, которыми обладали римские собрания, также передавались сенату. Например, сенат теперь обладает юрисдикцией в отношении уголовных процессов. В этих случаях председательствовал консул, сенаторы составляли жюри, и приговор выносился в форме указа (senatus consultum), и, хотя приговор не мог быть обжалован, император мог помиловать осужденного через вето. Теоретически сенат избирал новых императоров, тогда как вместе с народными собраниями он наделял нового императора его властными полномочиями (imperium ). После того, как император умирал или отрекся от должности, сенат часто обожествлял его, хотя иногда издавал декрет (damnatio memoriae или «проклятие по памяти»), который пытался бы уничтожить все следы этого императора. из жизни Рима, как будто его никогда не существовало. Император Тиберий передал все избирательные полномочия от собраний сенату, и, хотя теоретически сенат избирал новых магистратов, для завершения выборов всегда требовалось одобрение императора.

Законодательные собрания

Законодательные собрания Римской империи были политическими учреждениями в древней Римской империи. Во время правления второго римского императора, Тиберия, полномочия, которыми обладали римские собрания (комиции), были переданы Сенат. Стерилизация собраний стала неизбежной, потому что избиратели, как правило, не знали о достоинствах важных вопросов, которые стояли перед ними, и часто были готовы продать свои голоса тому, кто больше заплатит. После основания Римской империи люди Рима продолжали организовываться веками и племенами, но к этому моменту эти подразделения утратили большую часть своей актуальности.

Ликтор, нарисованный Чезаре Вечеллио

Хотя механизмы Центуриатского собрания продолжали существовать и в жизни империи, собрание потеряло всю свою практическую значимость. Во времена империи все собрания Центуриатного собрания проводились в форме несортированного собрания. Законодательство никогда не передавалось на рассмотрение имперской Центуриатной ассамблеи, и единственная основная законодательная власть, которой это собрание владело при республике, - право объявлять войну, - теперь была делегирована императору через его более широкие проконсульские полномочия. Все судебные полномочия, принадлежавшие республиканскому Центуриатному собранию, были переданы независимым судам присяжных, а при императоре Тиберии все его прежние избирательные полномочия были переданы сенату. После того, как он потерял все эти полномочия, у него не было оставшейся власти. Его единственная оставшаяся функция заключалась в том, чтобы после того, как сенат «избрал» магистратов, было слышать, что не имело юридической цели, а вместо этого была церемония, на которой результаты выборов оглашались избирателям. Это позволяло императору утверждать, что магистраты были «избраны» суверенным народом.

После основания империи племенное разделение граждан и вольноотпущенников продолжалось, но единственная политическая цель племенных разделений заключалась в том, чтобы они давали сенату больше возможностей для ведения списка граждан. Племенные разделения также упростили процесс распределения зерна. В конце концов, большинство вольноотпущенников принадлежало к одному из четырех городских племен, а большинство вольноотпущенников принадлежало к одному из 31 сельского племени. При императоре Тиберии избирательные полномочия Племенного собрания были переданы сенату. Каждый год после того, как сенат избирал ежегодных магистратов, Племенное собрание также слушало renuntiatio. Любой закон, который император представил собраниям для ратификации, передавался в Племенное собрание. Собрание утвердило императорские указы, начиная с императора Августа и до императора Домициана. Однако ратификация законодательства собранием не имела юридического значения, поскольку император мог преобразовать любой указ в закон, даже без согласия собраний. Таким образом, при империи глава исполнительной власти снова стал главным законодателем, чего он не имел со времен ранней республики.

Плебейский Совет также пережил падение. республики, а также он потерял свои судебные и избирательные полномочия в Сенате во время правления Тиберия, даже если многие реформы Августа были приняты в Совете как плебисциты. Хотя он сохранил свои теоретические законодательные полномочия, после правления Тиберия единственным известным законодательным актом, за исключением предоставления императору трибунальной власти, принятым через Совет, является аграрный закон при Нерве. В силу своих полномочий трибуна, император всегда имел абсолютный контроль над советом.

Исполнительные магистраты

Исполнительные магистраты избирались людьми древнего Рима. Империя. Полномочия императора (его imperium ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. Двумя наиболее важными составляющими империи императора были «трибунистические полномочия» (potestas tribunicia) и «проконсульские полномочия» (imperium proconsulare). По крайней мере теоретически, полномочия трибунов (которые были аналогичны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов, или Проконсулы, при старой республике) дали ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во время ранней империи, в конце концов они были утрачены, а власть императора стала менее конституционной и более монархической.

В силу своих проконсульских полномочий император обладал той же степенью военного командования. как и главные магистраты (римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. В конце концов, он получил полномочия, которые при республике были зарезервированы за римским сенатом и римскими собраниями, включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры. с зарубежными лидерами. Степень проконсульской власти императора давала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. Полномочия императора трибуна давали ему власть над гражданским аппаратом Рима, а также власть председательствовать и, таким образом, господствовать над собраниями и сенатом. Когда император был наделен властью трибуна, его должность и его личность становились священными, и, таким образом, причинение вреда или препятствование императору становилось наказуемым преступлением. Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые в период республики выполнялись римскими цензорами. В такие обязанности входило право регулировать общественную мораль (цензура ) и проводить перепись. В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору неограниченный контроль над членством в сенате. Император также имел право толковать законы и устанавливать прецеденты. Кроме того, император контролировал религиозные учреждения, поскольку, как император, он всегда был Великим Понтификом и членом каждого из четырех основных духовенства.

Под В империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса был доступен свой карьерный путь (известный как cursus honorum ). Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистратурами, пережившими падение республики, были (в соответствии с их рангом согласно cursus honorum) консульство, преторство, плебейский трибунат, Aedileship, Quaestorship и Военный трибунал. Если человек не принадлежал к сенатскому сословию, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если ему позволял работать император, или иначе он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не потеряла большей власти или престижа, чем консульство, что отчасти было связано с тем, что все основные полномочия республиканских консулов ​​были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. Преторы также потеряли большую часть власти и в конечном итоге не имели власти за пределами города. Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов, и на короткое время им была предоставлена ​​власть над казначейством. При империи плебейские трибуны оставались священными и, по крайней мере теоретически, сохраняли право созывать сенат и собрания или налагать вето на них. Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенаторских провинциях, а другому - управлять гражданской администрацией в Риме. При Августе эдилы потеряли контроль над поставкой зерна совету уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли способность поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в течение 3-го века.

Конец принципата

В период, начавшийся с прихода на престол императора Нервы и закончившийся смертью императора Коммода, империя продолжала ослабевать. Становилось трудно набирать достаточно солдат для армии, инфляция становилась проблемой, и по крайней мере в одном случае империя почти обанкротилась. Самым значительным развитием конституции в эту эпоху был устойчивый дрейф к монархии. Неизвестно, как именно М. Кокцеус Нерва стал императором, хотя, вероятно, его поддержали заговорщики, свергнувшие Домициана. Его правление, хотя и было слишком коротким для каких-либо серьезных конституционных реформ, полностью изменило некоторые злоупотребления, за которые был виноват его предшественник. Когда в январе 98 года Нерва умер, Траян сменил его без сопротивления. Траян пошел дальше, чем даже Нерва, в восстановлении имиджа свободной республики. Он отказался председательствовать на высших судебных процессах над сенаторами и находился вдали от Рима на такие длительные периоды времени, что сенат даже восстановил некоторые независимые законодательные возможности.

Адриан сменил Траяна на посту императора. Безусловно, наиболее важным его конституционным изменением было создание бюрократического аппарата, который включал фиксированную градацию четко определенных должностей и соответствующий порядок продвижения по службе. Многие из функций, которые раньше передавались на аутсорсинг, теперь должно было выполнять государство, и эта система будет возрождена императором Диоклетианом, когда он установит Тетрархию. Адриану наследовал Антоний Пий, который не внес реальных изменений в конституцию. Его сменил Марк Аврелий в 161. Самым значительным конституционным событием, которое произошло во время правления Марка Аврелия, было возрождение республиканского принципа коллегиальности, как он сделал своего брата, Л. Элий, его соправитель. Марк Аврелий правил западной половиной империи, а его брат правил восточной половиной империи. В 169 году Элий умер, а в 176 году Марк Аврелий сделал своим новым соправителем своего сына, Л. Аврелия Коммода. Этот порядок был также возрожден, когда император Диоклетиан установил Тетрархию. В 180 году Марк Аврелий умер, и Коммод стал императором. Тирания Коммода возродила худшие воспоминания о более поздних юлианских императорах, поскольку он был более откровенен, чем любой из его предшественников, в принятии власти, которой он не имел по закону, и в пренебрежении конституцией. Он был убит в 192 году.

Никаких дополнительных конституционных реформ во время принципата не проводилось. Единственным событием, имевшим какое-либо значение, было продолжающееся сползание к монархии, поскольку конституционные различия, установленные Августом, утратили то значение, которое они имели до сих пор. Начиная с 235 г., во время правления императора варваров Максимина Фракса, империя переживала период серьезного военного, гражданского и экономического напряжения. Кризис, возможно, достиг своего апогея во время правления Галлиена, с 260 по 268 год. Кризис закончился с приходом на престол Диоклетиана в 284 году, который реформировал военную, административную и экономическую систему империи, и тем самым отменил принципат в пользу голой самодержавной империи.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература

Первичные источники

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:35:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте