Римский диктатор

редактировать
Чрезвычайный магистрат Римской республики

A диктатор был магистратом из Римская республика, наделенная всеми полномочиями государства решать вопросы военного чрезвычайного положения или выполнять определенные обязанности. Все остальные магистраты подчинялись его imperium, и право плебейских трибунов налагать вето на его действия или людей на апелляцию от них было чрезвычайно ограничено. Однако, чтобы не дать диктатуре угрожать самому государству, на ее полномочия были наложены серьезные ограничения: диктатор мог действовать только в пределах своей предполагаемой сферы власти; и он был обязан уйти в отставку, как только назначенная ему задача была выполнена, или по истечении шести месяцев. Диктаторы часто назначались с самого раннего периода Республики до Второй Пунической войны (218–201 гг. До н.э.), но затем магистратура была временно приостановлена ​​более чем на столетие, пока не была возрождена в значительно измененном виде. форма, сначала Суллой между 82 и 79 г. до н.э., а затем Юлием Цезарем между 49 и 44 г. до н.э. Офис был официально упразднен после смерти Цезаря и не возрожден в рамках Империи.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Назначение
  • 3 Знаки отличия
  • 4 Полномочия и ограничения
  • 5 Magister equitum
  • 6 Упадок и исчезновение
    • 6.1 Возрождение диктатуры
    • 6.2 Отмена
  • 7 Список римских диктаторов
  • 8 См. Также
  • 9 Сноски
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография

Происхождение

С отменой римской монархии в 509 г. до н.э. империя, или исполнительная власть, короля была разделена между двумя ежегодно избираемыми магистратами, известными как преторы. Со временем они станут известны как консулы, хотя, вероятно, только после создания третьего, младшего претора в 367 г. до н.э. Ни один из консулов ​​не превосходил другого, и решения одного могли быть обжалованы другому (provocatio). Их отличительными знаками были toga praetexta и sella curulis, и каждый сопровождался эскортом из двенадцати ликторов, каждый из которых нес фасции - связка прутьев, увенчанная топором; но по обычаю ликторы должны были вынуть топоры из своих фасций в пределах pomerium, священной границы Рима, чтобы обозначить, что народ, а не консулы, были правителями.

После Через несколько лет страх надвигающейся войны как с сабинянами, так и с Латинской лигой в сочетании с широко распространенным подозрением, что один или оба консула выступают за восстановление монархии, привели к призывать к претору максиму или диктатору («тот, кто отдает приказы»), сродни верховному магистрату других латинских городов. По мнению большинства авторитетов, первым диктатором был Тит Лартий в 501 г. до н.э., который назначил Спурия Кассия своим верховным магистром.

. Хотя есть указания на то, что термин praetor maximus может использовались в самый ранний период, официальным титулом диктатора на протяжении всей истории республики был magister populi, или «хозяин пехоты». Его лейтенант, magister equitum, был «хозяином коня» (то есть кавалерии). Однако использование диктатора для обозначения magister populi, по-видимому, было широко распространено с очень раннего периода.

Назначение

Назначение диктатора включало три этапа: во-первых, Сенат издаст указ, известный как senatus consultum, разрешающий одному из консулов ​​назначить диктатора. Технически сенат был консультативным и не имел силы закона, но на практике он почти всегда соблюдался. Любой консул мог назначить диктатора. Если были доступны оба консула, диктатор выбирался по соглашению; если они не могли договориться, консулы жребовали ответственности. Наконец, Curiata Comitia будет призван наделить диктатора империем посредством принятия закона, известного как lex curiata de imperio.

. Диктатор может быть назначен по разным причинам или causa. Три наиболее распространенных из них были rei gerundae causa, «для дела», использовавшиеся в случае диктаторов, назначенных держать военное командование против определенного врага; comitiorum habendorum causa - для проведения комиций или выборов, когда консулы не могли этого сделать; и clavi figendi causa, важный религиозный обряд, включающий вбивание гвоздя в стену Храма Юпитера Оптимуса для защиты от эпидемий. Другие причины включали seditionis sedandae causa («подавить крамолу»); ferarium constituendarum causa (установить религиозный праздник в ответ на ужасное знамение); ludorum faciendorum causa (для проведения Ludi Romani, или "Римских игр", древнего религиозного праздника); quaestionibus exercendis, (для расследования определенных действий); и в одном исключительном случае, senatus legendi causa, чтобы пополнить ряды Сената после битвы при Каннах. Эти причины могут быть объединены (seditionis sedandae et rei gerundae causa), но не всегда записываются или четко указываются в древних авторитетных источниках, и вместо этого следует предполагать.

В более ранний период было принято назначать кого-то, кого консул считался лучшим из доступных военачальников; часто это был бывший консул, но этого никогда не требовалось. Однако с 360 г. до н.э. диктаторы обычно были консулами. Обычно одновременно действовал только один диктатор, хотя новый диктатор мог быть назначен после отставки другого. Диктатор мог быть вынужден уйти со своей должности, не выполнив свою задачу или не отбыв свой срок, если бы была обнаружена ошибка в покровительстве, в соответствии с которым он был назначен.

Знаки отличия

Как и другие курульные магистраты, диктатор имел право на toga praetexta и sella curulis. Он получил церемониального телохранителя, который был уникальным в римской традиции: «[t] goy-four lictors указали на его квази-королевскую власть, которая, однако, была скорее концентрацией консульской власти, чем ограниченным возрождением королевской власти»

В качестве заметного исключения из нежелания римлян воссоздавать символы королей, ликторы диктатора никогда не вынимали топоров из своих фасций, даже внутри померия. Символизируя их власть над жизнью и смертью, топоры ликторов диктатора отделяли его от всех других магистратов. В знак особого почтения ликторы других магистратов вообще не могли носить фасции, появляясь перед диктатором.

Поскольку короли привыкли появляться верхом, это право было запрещено диктатору, если только сначала он получил разрешение от комиций.

Полномочия и ограничения

Римский диктатор Квинт Фабий Максим Веррукос

В дополнение к военному командованию и выполнению действий, предписанных Сенатом, диктатор мог созвать сенат или созвать одно из законодательных собраний римского народа. В полной мере диктаторская власть была значительной, но не безграничной. Это ограничивалось условиями назначения диктатора, а также развивающимися традициями римского права и в значительной степени зависело от способности диктатора работать вместе с другими магистратами. Точные ограничения этой власти не были четко определены, но являлись предметом споров, споров и предположений на протяжении всей римской истории.

В погоне за своим causa власть диктатора была почти абсолютной. Однако, как правило, он не мог превышать мандат, на который был назначен; тогда диктатор, назначенный руководителем комиций, не мог брать на себя военное командование вопреки воле Сената. Некоторые диктаторы, назначенные военным командованием, также выполняли другие обязанности, такие как удерживание комиций или вбивание гвоздя в стену Храма Юпитера Оптимуса Максима; но предположительно они сделали это с согласия Сената.

Империум других магистратов не был отменен назначением диктатора. Они продолжали выполнять свои должностные обязанности, хотя и находились в подчинении у диктатора, и продолжали исполнять свои обязанности до истечения своего года, когда диктатор обычно уходил в отставку. Неизвестно, может ли империя диктатора простираться за пределы империи консула, которым он был назначен; Моммзен полагал, что его империум прекратится вместе с империумом назначившего судьи, но другие предполагали, что он может продолжаться и после окончания гражданского года; и на самом деле есть несколько примеров, в которых диктатор, кажется, вступил в новый год вообще без каких-либо консулов, хотя некоторые ученые сомневаются в подлинности этих лет диктатора.

Первоначально власть диктатора не зависела ни от того, ни от другого. provocatio, право обжаловать решение магистрата, или intercessio, вето плебейских трибунов. Однако lex Valeria, устанавливающий право на обжалование, не был отменен назначением диктатора, и к 300 г. до н.э. даже диктатор подвергался провокации, по крайней мере, в городе Риме. Есть также свидетельства того, что власть плебейских трибунов не была ограничена приказами диктатора, и в 210 г. до н.э. трибуны пригрозили помешать проведению выборов, проводимых диктатором Квинтом Фульвием Флакком, если он не согласится отозвать свои имя из списка кандидатов на консульство.

Ожидалось, что диктатор уйдет в отставку после успешного выполнения задачи, для которой он был назначен, или по истечении шести месяцев. Эти резкие ограничения были предназначены для того, чтобы диктатура не слишком напоминала абсолютную власть римских царей. Но шестимесячное ограничение могло быть отменено, когда Сенат счел это целесообразным; о консулах не известно за 333, 324, 309 и 301 годы, и сообщается, что диктатор и магистр Equitum продолжали исполнять свои обязанности без консулов.

Большинство авторитетов считают, что диктатора нельзя удерживать В связи с его действиями после отставки с должности, судебное преследование Марка Фурия Камилла за незаконное присвоение добычи Вейи было исключительным, как, возможно, было преследование Луция Манлия Капитолина в 362 г., которое было прекращено только потому, что его сын, Тит, угрожал жизни трибуна, начавшего преследование. Однако некоторые ученые предполагают, что диктатор был защищен от судебного преследования только во время своего пребывания в должности и теоретически мог быть вызван для ответа по обвинению в коррупции.

Magister equitum

Лейтенант диктатора был магистром equitum, или «хозяин лошади». Он будет назначен диктатором сразу после его собственного назначения, и, если в senatus consultum не будет указано имя человека, который будет назначен, диктатор может выбрать, кого он пожелает. Для диктатора было принято назначать magister equitum, даже если он был назначен по невоенным причинам. До времен Цезаря единственным диктатором, отказавшимся назначить верховного магистра, был Марк Фабий Бутео в 216 г. до н.э., и он решительно возражал против своего собственного назначения, потому что на местах уже был диктатор. 72>

Подобно диктатору, magister equitum был курульным магистратом, имеющим право на toga praetexta и sella curulis. Его империум был эквивалентен империуму претора (в более позднем употреблении этого термина) в том смысле, что его сопровождали шесть ликторов, что составляет половину числа консулов. Но, как диктатор, он мог созывать Сенат и, вероятно, также народные собрания. Его авторитет не подлежал отзыву, хотя, если диктатор был вынужден уйти в отставку из-за ошибки в покровительстве, ожидалось, что уйдет в отставку и magister equitum, а когда диктатор сложил свое imperium, то и magister equitum тоже.>

Теоретически magister equitum был командиром кавалерии, но он не ограничивался этой ролью. Диктатор и magister equitum не всегда выступали вместе; в некоторых случаях magister equitum был назначен на защиту города, в то время как диктатор выводил армию в поле, в то время как в других случаях диктатор оставался в Риме, чтобы выполнить некоторые важные обязанности, и доверял magister equitum с армией на поле. Магистр Equitum обязательно подчинялся диктатору, хотя это не всегда мешало им противоречить друг другу.

Упадок и исчезновение

В течение первых двух веков Республики диктатура служила целесообразное средство, с помощью которого можно было быстро создать мощную магистратуру для работы в чрезвычайных ситуациях. Офис, созданный для чрезвычайных ситуаций в вооруженных силах, также можно было использовать для подавления мятежа и предотвращения усиления политической власти растущим числом плебеев. В конфликте приказов на диктатора обычно можно было рассчитывать, чтобы он поддержал аристократию патрициев, так как он всегда был патрицием и назначался консулами, которые были исключительно патрициями. После того, как закон Licinia Sextia дал плебеям право проводить одно из ежегодных консульств, для проведения выборов был назначен ряд диктаторов с очевидной целью избрать двух патрицианских консулов ​​в нарушение лицинийского закона.

После Второй самнитской войны диктатура была сведена почти исключительно к внутренней деятельности. Во время Третьей самнитской войны диктатор не был назначен, и шестимесячное ограничение его полномочий сделало диктатуру непрактичной для кампаний за пределами Итальянского полуострова. В 249 г. до н. Э. Авл Атилий Калатин стал единственным диктатором, который возглавил армию за пределами Италии, когда он вторгся в Сицилию, и он был единственным диктатором, который держал военное командование в <107 г.>Первая Пуническая война. Последними диктаторами, возглавившими армию в полевых условиях, были Квинт Фабий Максим Веррукос в 217 г. и Марк Юний Пера в следующем году, во время ранних этапов Второй Пунической войны. Все другие диктаторы, назначенные во время этого конфликта, остались в Риме, чтобы держать комиции; последним диктатором, названным в традиционной манере, был Гай Сервилий Гемин в 202 г. до н. э.

Возрождение диктатуры

Бюст, предположительно, принадлежал римскому диктатору Луцию Корнелиус Сулла

В течение следующего столетия обычным римским магистраты и промагистраты успешно проводили все римские кампании, не нуждаясь в диктаторе, и офис был приостановлен. Затем, в 82 г. до н.э., диктатура была внезапно возрождена Суллой. Сулла, уже успешный полководец, за шесть лет до этого двинулся на Рим и взял город у своих политических противников; но после того, как он разрешил избрание магистратов на 87 человек и отправился в поход на восток, его враги вернулись. В 83 году он обратил свое внимание на возвращение Рима, и после решительного поражения своих противников в следующем году Сенат и народ назвали его диктатором legibus faciendis et rei publicae constituendae, дав Сулле право переписывать римскую конституцию без каких-либо ограничений по времени.

Реформы конституции Суллы увеличили размер Сената вдвое с 300 до 600, пополнив его ряды его сторонниками. Затем он наложил жесткие ограничения на власть трибунов, ограничив право вето и запретив бывшим трибунам занимать более высокие должности. Хотя он отказался от диктатуры в 81 г. и занимал пост консульства в 80 г., прежде чем вернуться к частной жизни, действия Суллы ослабили римское государство и создали прецедент для концентрации власти без эффективных ограничений.

Диктаторская власть затем был пожалован Цезарю в 49 г. до н.э., когда он вернулся в Рим из своих походов в Галлию и обратил в бегство войска Помпея («Помпея Великого»). Он отказался от диктатуры всего через одиннадцать дней, проведя комиции, на которых сам был избран консулом на следующий год. В конце 48 г. Цезарь был назначен диктатором rei gerundae causa сроком на один год и предоставил власть трибуналу на неопределенный срок. Он позаботился об импичменте двух трибунов, которые пытались воспрепятствовать ему, и, получив цензурные полномочия, он заполнил истощенный сенат своими сторонниками, увеличив число сенаторов до 900. В 47 году он был назначен диктатором для срок десять лет. Незадолго до своего убийства в 44 г. до н. Э. Цезарь был назначен диктатором perpetuo rei publicae constituendae и получил право назначать магистратов по своему желанию.

Отмена

Цезарь был убит от рук заговорщиков, которые представили себя как спасителей республики. Чтобы сохранить общественную поддержку, последователи Цезаря приложили все усилия, чтобы показать свою приверженность сохранению римского государства. Через месяц после убийства Марк Антоний, который был верховным судьей Цезаря в 47 г. до н.э., предложил серию законов, подтверждающих действия Цезаря, но разрешающих апелляции и формально отменяющих диктатуру. Они были приняты как leges Antoniae.

. В 23 г. до н. Э., Когда племянник и наследник Цезаря Август получил полный контроль над государством, Сенат предложил назначить его диктатором, но он отказался, в то же время принимая проконсульский империум и пожизненную власть трибунала. Таким образом, Август сохранил вид уважительного к республиканским формам, даже когда он присвоил себе большую часть полномочий римского государства. Следуя его примеру, ни один из сменивших его императоров никогда не принимал титул диктатора. Когда Константин решил возродить древнюю концепцию командира пехоты, он демонстративно дал этой должности имя magister peditum, «хозяин ноги», а не magister populi, официальный стиль диктатора.

Список римских диктаторов

См. также

Сноски

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:20:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте