Сонаты для кларнета (Брамс)

редактировать
Сонаты для кларнета
автора Иоганнес Брамс
Brahms.jpg Композитор
Каталогсоч. 120, №№ 1, 2
Сочинение1894 (1894)
ПосвящениеРичард Мюльфельд
Выполнено7 января 1895 (1895-01-07): Вена
Движения
  • четыре
  • три

Сонаты для кларнета, соч. 120, №№ 1 и 2, представляют собой пару произведений, написанных для кларнета и фортепиано романтическим композитором Иоганнесом Брамсом. Они были написаны в 1894 году и посвящены кларнетисту Рихарду Мюльфельду. Сонаты восходят к позднему периоду жизни Брамса, когда он «открыл» красоту звука и тонального цвета кларнета. Форма сонаты для кларнета была в значительной степени неразвита до завершения этих сонат, после чего комбинация кларнета и фортепиано более охотно использовалась в новых произведениях композиторов. Это были последние камерные пьесы, написанные Брамсом перед смертью, и они считаются двумя величайшими шедеврами в репертуаре кларнета. Брамс также произвел часто исполняемую транскрипцию этих произведений для альта с изменениями, которые лучше подходят для инструмента.

Содержание
  • 1 Фон
  • 2 Соната №1 фа минор
    • 2.1 Структура
      • 2.1.1 I. Allegro appassionato
      • 2.1.2 II. Andante un poco adagio
      • 2.1.3 III. Allegretto grazioso
      • 2.1.4 IV. Vivace
    • 2.2 Аранжировки и транскрипции
  • 3 Соната № 2 ми мажор
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Предпосылки

К 1890 году Брамс поклялся уйти из сочинения, но его обещание было недолгим. В январе 1891 года он совершил поездку в Майнинген на фестиваль искусств и был очарован выступлениями Карла Марии фон Вебера Концерт для кларнета № 1 и Моцарт Кларнет-квинтет. Сольным кларнетистом был Рихард Мюльфельд, и Брамс начал нежную дружбу с человеком, которым он так восхищался. Прекрасный тон «Fräulein Klarinette» (так Брамс называл бы Mühlfeld) вдохновил его снова начать сочинять музыку менее чем через год после выхода на пенсию. Плодами их дружбы стали четыре замечательных дополнения к все еще скромному репертуару кларнета того времени, включая трио ля минор для кларнета, виолончели и фортепиано Op 114 (1891), квинтет си минор для кларнета и струнных, соч. 115 (1891) и две сонаты для кларнета. В июле 1894 года в своем ретрите в Бад-Ишле Брамс завершил сонаты. 26 августа он написал Мюльфельду, пригласив его в Бад-Ишль, чтобы исполнить их, загадочно заявив, что «было бы прекрасно, если бы вы принесли свой кларнет B B». Поскольку этим летом у Мульфельда были другие обязательства, он откладывал ответ, но в сентябре отправился в Вену, чтобы встретиться с Брамсом и познакомиться с двумя сонатами. Впервые они были исполнены (Брамсом и Мюльфельдом) в частном порядке для герцога Георга и его семьи в сентябре того же года. Затем Брамс и Мюльфельд исполнили их для Клары Шуман в ноябре 1894 года перед публичной премьерой 7 января 1895 года. Опыт Брамса в написании своего Квинтета для кларнета тремя годами ранее заставил его сочинить сонаты для кларнета и фортепиано, потому что он предпочитал звук кларнета со струнными. Клавиши сонат - фа минор и ми мажор - соответствуют клавишам двух концертов для кларнета, сочиненных Вебером более восьмидесяти лет назад.

Соната № 1 в фа минор

Структура

Соната № 1 состоит из следующих частей:

I. Allegro appassionato

фа минор,. 4время
Фортепианное вступление к первой части.

Первая часть в сонатной форме. Он начинается с вступления для фортепиано соло в трех параллельных октавах, обрисовывая в общих чертах повторяющийся мотив на протяжении всей части. Затем вступает кларнет с невнятной первой темой. Фортепиано берет на себя эту тему, а кларнет играет скорее украшающую роль. В музыке для кларнета до сонат было нормальным, когда солист играл в основном, если не всегда, мелодию. Брамс не уменьшил объем фортепианной партии, чтобы приспособить ее к кларнету, но создал более равные и гармоничные отношения между солистом и аккомпаниатором. Тихий переход между двумя темами выполнен в ре мажоре и включает ступенчатые входы между ладонями фортепиано. Вторая тема представляет собой пунктирные ритмы и помечена marcato, что контрастирует с первой темой. Он быстро проходит через многие ключевые области, прежде чем наконец остановиться на до минор.

Разработка начинается с развития идей, высказанных во введении и переходе. Фортепиано играет с шахматным входом рук и присоединяется к кларнету, вспоминая второй такт вступления. Музыка делает ложное движение в сторону ля мажор, вместо этого она попадает на ми мажор. Вступительный материал переходит на стр. . Subito forte пробуждает вторую тему в сочетании со ступенчатым входом как для фортепиано, так и для кларнета. Вторая тема, наконец, представлена ​​и приводит к перепросмотру.

Вступление переформулировано в тональности до минор. Брамс возвращает тональность к фа минор, и снова слышны первая тема, переход и вторая тема. Тонально этот раздел не уходит далеко от фа, хотя музыка проходит через мажорные и минорные секции. Последнее утверждение первой темы ведет к коде, обозначенной Sostenuto ed espressivo. Кода медленнее по темпу и основана на материале из вступления. Движение спокойно заканчивается фа мажор.

II. Andante un poco adagio

A ♭ major, in. 4time
Материал из введения видели многие раз на протяжении первой части. Нисходящая тема в кларнете в начале второй части.

Вторая часть имеет троичную форму. Кларнет представляет простую нисходящую тему, украшенную поворотами. Фортепианная письменность в первой тематической области немногочисленна. Этот раздел A повторяется дважды, один раз заканчивается на половинной каденции, а другой - на совершенной аутентичной каденции домашней тональности A ♭ мажор.

Секция B характеризуется более быстрым ритмичным и гармоничным движением. Фортепиано играет шестнадцатые ноты, обрисовывая гармонии, в то время как кларнет продолжает играть невнятную мелодию. Гармония спускается в имитацию мелодии части A через клавиши D ♭ мажор, C ♭ мажор и ля мажор. Кларнет получает возможность сыграть шестнадцатые ноты, которые были у фортепиано до модуляции до ми мажор.

Мелодия A возвращается в фортепиано в «неправильной» тональности ми мажор, переходит в до мажор и, наконец, обратно в ля мажор. Затем часть A полностью перестраивается с более активным фортепианным аккомпанементом. Короткая пауза из шестнадцатых нот в фортепиано отсылает к секции си, а последняя итерация мелодии завершает движение.

III. Allegretto grazioso

A ♭ мажор,. 4время

Третья часть также имеет троичную форму. Секция A состоит из восьмитактовой мелодии, которую играет кларнет, а затем переходит на фортепиано с помощью вспомогательных линий кларнета. Повторяющаяся часть форте инвертирует мелодию, а вторая концовка ведет к части си.

Фортепиано занимает нисходящую линию, синкопированную между двумя руками, в то время как кларнет добавляет низкую вспомогательную линию, ограниченную пространством второстепенной трети. Еще одна повторяющаяся часть позволяет кларнету сыграть нисходящую мелодию. После повтора мелодия из секции A возвращается и завершает движение.

IV. Vivace

F Major, alla breve (время сокращения )
Три акцентированных F из вступления используются как своего рода визитная карточка для первой темы. Обычно их слышат в связи с темой или в предвкушении ее. Введение в последнюю часть сонаты.

Четвертая часть представлена ​​в измененной форме рондо, которую можно описать как A – B – A′ – C – B′ – A ″. Движение начинается с трех акцентированных F во вступлении для фортепиано, которые служат своего рода призывом к определению первой темы. Тема A обозначена в кларнете leggero и состоит в основном из восьмых ступенчатых нот. Контрастная тема B состоит из четверных триолей и более невнятная и неторопливая. После напыщенного возвращения к A 'тихая тема C исполняется на фортепиано, а затем передается кларнету. Затем кларнет играет «зов» из вступления, в то время как фортепиано снова произносит тему си. Наконец, заключительная часть ля ″ заканчивается кодой, а соната завершается фа мажор.

Аранжировки и транскрипции

  • Лучано Берио, как известно, оркестровал и переработал всю сонату для оркестра в 1986 году. В результате композиция получила название Op. 120, № 1, как четкая ссылка на каталожный номер оригинального произведения.
Соната № 2 в E ♭ мажор

Соната № 2 состоит из трех частей.

  1. Allegro amabile, ми мажор, в. 4время
  2. Allegro appassionato, in E ♭ минор, в. 4время
  3. Andante con moto - Аллегро, ми мажор,. 8время
Примечания
Ссылки
  • Сваффорд, Ян (1997), Иоганнес Брамс: биография, Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, ISBN 0-679-42261-7
  • Масгрейв, Майкл (1985), Музыка Брамса, Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 0-19-816401-7
  • Лоусон, Колин (1998), "Brahms: Clarinet Quintet", Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-58831- 6
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:00:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте