Филип Чиприани Хэмбли Поттер (3 октября 1792 г. - 26 сентября 1871 г.) был английским музыкантом. Он был композитором, пианистом, дирижером и педагогом. Начав карьеру исполнителя и композитора, он был преподавателем Королевской музыкальной академии в Лондоне и был ее директором с 1832 по 1859 год.
Поттер родился в Лондоне в музыкальной семье. Он был третьим сыном из семи детей Ричарда Хаддлстона Поттера (1755–1821), флейтиста, скрипача и учителя, и его жены Шарлотты, урожденной Баумгартен (1757–1837). Имя Чиприани, под которым он был известен на протяжении всей своей жизни, произошло от его крестной матери, которая, как говорили, была сестрой художника Джованни Баттиста Чиприани.
Когда Поттеру было семь лет, его музыкальное обучение началось, сначала с его отец, а затем с Томасом Этвудом, Уильямом Кротчем и с 1805 по 1810 год Джозефом Вёльфлем. Последний, который, как и Аттвуд, был бывшим учеником Моцарта, биограф Филип Оллесон считает учителем, оказавшим наибольшее влияние на молодого Поттера. В 21 год Поттер был принят в качестве ассоциированного члена недавно основанного филармонического общества и был избран в полноправные члены в 1815 году. В следующем году общество заказало ему увертюру ми минор, и он появился в последующих концерты как композитор, так и исполнитель. Он дебютировал как пианист в собственном секстете для фортепиано, флейты и струнных, соч. 11, еще одно поручение общества, в апреле 1816 г.
В 1817 г. Поттер отправился в Вену, где пробыл восемь месяцев, а затем переехал в другие города Австрии. и Германия, а затем собирается в Италию. Оглядываясь на жизнь Поттера, композитор и академик сэр Джордж Макфаррен заметил в 1884 году, что временное место жительства Поттера в континентальной Европе было «столько же для учебы, сколько и для получения опыта других музыкальных выступлений, кроме должны были быть услышаны в Лондоне. В то время Лондон не был, как сейчас, центром всего, что можно услышать в музыке ». В Вене Поттер встретил Бетховена, который одобрил его, но отказался учить его композиции, посоветовав ему учиться у Алоиса Ферстера. Тем не менее Бетховен прочитал некоторые сочинения Поттера и дал ему свои комментарии. Позже Поттер опубликовал статью «Воспоминания о Бетховене» в «Музыкальном мире», ясно выразив свое восхищение и привязанность. Во время своего пребывания в Италии Поттер полюбил итальянскую оперу и особенно произведения Россини. Двенадцать лет спустя он написал Variazioni di bravura на тему Россини, используя мелодию из Матильды ди Шабран.
Вернувшись в Англию в 1819 году, Поттер стал центральной фигурой в концертной жизни Лондона как пианист и дирижер. Он регулярно программировал фортепианные концерты Моцарта, о которых в Лондоне мало знали: до возвращения Поттера там было всего шесть исполнений фортепианных концертов Моцарта. Он дал регулярные выступления по крайней мере для девяти из них. Он также дал английские премьеры третьего и четвертого фортепианных концертов Бетховена.
В 1822 году Поттер начал преподавал в только что созданной Королевской Музыкальной Академии, сначала на фортепиано, а затем - на дирижировании оркестром. В 1832 году он стал директором, занимая этот пост в течение 27 лет, и по продолжительности он уступил лишь Александру Маккензи. Среди его учеников Уильям Стерндейл Беннет, Эдвард Коллетт Мэй и Джозеф Барнби. Поскольку он больше сосредоточился на своей образовательной работе и подготовке редакций клавишной музыки Моцарта и Бетховена, он сочинял все реже и реже. После 1837 года написано мало произведений. Он сохранял живой интерес к новой музыке с континента, отстаивая произведения Шумана и, в более поздние годы, Брамса. Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува, «влияние Поттера как учителя было огромным; человеком остроумия и щедрости, его очень восхищались и любили».
В 1871 г. Концертное выступление состоялось в первом британском исполнении «Немецкого Реквиема» Брамса в версии с аккомпанементом двух фортепиано с пианисткой Кейт Лодер. Он умер 26 сентября того же года в своем доме около Гайд-парка в Лондоне и был похоронен на Кенсал-Грин-Кладбище.
Похоже, что Поттер принял две отдельные и противоречивые системы для нумерации своих симфоний, из которых девять сохранились, и столько же цитируется в современных комментариях: одна основана на порядке композиции (отсюда те, которые называются 1, 6, 7, 8 и 10), а другая основана на тональности (следовательно, симфония соль минор 1832 года также имеет стиль номер 2, то есть вторая симфония соль минор, в то время как две симфонии ре мажор имеют стиль номера 2 и 4, то есть вторая и четвертая симфонии ре мажор). Таким образом, можно предположить, что несколько произведений, включая как первую, так и третью симфонию ре мажор, были потеряны или уничтожены. Это привело к значительной путанице, которую следующий список пытается прояснить с помощью простой хронологии.
(Соло, если не указано иное)
В Оксфордском национальном биографическом словаре Филип Олесон пишет, что наиболее продуктивным периодом Поттера как композитора был между его возвращением в Великобританию в 1819 и 1837 годах, после чего он почти не сочинял музыку. Олесон отмечает, что, хотя в списке произведений Поттера сочинения для фортепиано соло значительно превосходят его другие сочинения, наиболее важными являются девять сохранившихся симфоний, которые демонстрируют «много эффективных элементов оркестровки и много контрапунктов и имитаций». В статье о Поттере в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» Филип Питер и Джулиан Раштон выражают сожаление по поводу того, что Поттер оставил сочинение, и считают некоторые из его работ «виртуозными»: они приводят «по крайней мере полдюжины» симфоний », струнный квартет соль мажор, секстет для флейты, кларнета, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано и три увертюры к пьесам Шекспира.
Музыкальный писатель Льюис Форман отмечает, что Поттер был первое собрание симфонических произведений британского композитора. По мнению Формана, симфонии для своего времени амбициозны в использовании оркестра, демонстрируют влияние раннего Бетховена и напоминают симфонии Шуберта, хотя последние были совершенно неизвестны в Британии в то время.