Скульптура из хризелефантина

редактировать
Древнегреческая скульптура из золота и слоновой кости Золото и обгоревшие фрагменты слоновой кости, почерневшие от огня Архаические статуя хризелефантина (Археологический музей Дельф )

Скульптура хризелефантина (от греч. χρυσός, chrysós, «золото» и ελεφάντινος, слоновая кость, слоновая кость) - скульптура, сделанная из золото и слоновая кость. Хризелефантин культовые статуи пользовались высоким статусом в Древней Греции.

Содержание
  • 1 Древние образцы
  • 2 Современные образцы
  • 3 Ссылки
  • 4 См. Также
Древние примеры

статуи хризелефантины были построены вокруг деревянного каркаса с прикрепленными тонкими резными пластинами слоновой кости, представляющими плоть, и листами сусальное золото, изображающее одежду, доспехи, волосы и другие детали. В некоторых случаях стеклянная паста, стекло и драгоценные и полудрагоценные камни. камни использовались для таких деталей, как глаза, украшения и понры.

Происхождение техники неизвестно. Известны примеры со 2-го тысячелетия до нашей эры композитных скульптур из слоновой кости и золота из областей, которые стали частью греческого мира, наиболее известными из которых являются так называемые «Палаикастро Курос » (не путать с архаическими статуями, известными под этим термином ) из Миноан Палаикастро, c.1500 г. до н.э. Однако неясно, связана ли с ними греческая хризелефантина. Хризелефантиновая скульптура получила широкое распространение в архаический период. Позже акролитит статуи с мраморными головами и конечностями и деревянным стволом, позолоченным или покрытым драпировкой, были сопоставимой техникой, использовавшейся для культовых изображений.

Эта техника обычно использовалась для культовых статуй в храмах; обычно они были больше, чем в натуральную величину. Конструкция была модульной, так что часть золота можно было удалить и переплавить для получения монеты или слитков во время серьезных финансовых трудностей, чтобы заменить позже, когда финансы восстановятся. Например, фигура Ники в правой руке Афины Парфенос Фидия была сделана из чистого золота именно с этой целью. Действительно, во времена процветания было отлито до шести никае из чистого золота, которые служили «священной сокровищницей», безопасность которой дополнительно обеспечивалась святостью, придаваемой культовому объекту, а также присутствием жриц, жрецов и обслуживающего персонала в монастыре. храм.

Фрагменты сгоревшей хризелефантовой статуи иногда предлагали изображать Аполлона (Археологический музей Дельфы )

Двумя наиболее известными образцами, относящимися к классическому периоду, являются скульптуры Фидия : стоящая статуя Афины Парфенос высотой 13 метров (43 фута) в Парфеноне в Афинах, и 12-метровая (39 футов) сидящая статуя Зевса в храме в Олимпии, считающаяся одним из семи чудес древнего мира.

Статуи из хризелефантина не только поражали воображение, они также отображали богатство и культурные достижения тех, кто их построил или финансировал их строительство. Для создания такой статуи потребовались навыки скульптуры, столярных работ, ювелирных изделий и резьбы по слоновой кости. статуи нуждались в постоянном уходе. Известно, что в Олимпии был задействован квалифицированный персонал, чтобы поддерживать статую. Во втором веке до нашей эры выдающийся скульптор, Damophon из Messene было поручено отремонтировать его.

Из-за высокой стоимости некоторых использованных материалов и недолговечности других большинство статуй из хризелефантинов было разрушено в древности и средневековье. Например, от статуи Афины Парфенос сегодня в полу ее храма сохранилась только дыра, которая удерживала ее центральную деревянную опору. Тем не менее, внешний вид статуи известен по ряду миниатюрных мраморных копий, обнаруженных в Афинах, а также по подробному описанию Павсания. Павсаний также описал статую Зевса Фидия в Олимпии. Здесь, в здании, известном как «Мастерская Фидия», были обнаружены глиняные формы для частей одежды Зевса из стекла или стеклотары. Это единственные находки, которые напрямую связаны с самыми известными произведениями великого скульптора и, таким образом, предоставляют полезную информацию об их творчестве.

Было найдено несколько примеров хризелефантовой скульптуры. Наиболее яркими из сохранившихся примеров являются фрагменты нескольких сожженных статуй (меньше, чем в натуральную величину) периода архаики, обнаруженные в Дельфах. К сожалению, неизвестно, кого они изображают, хотя предполагается, что они представляют божеств.

Современные примеры
Репродукция статуи Афины Парфенос в репродукции Парфенона в Нэшвилле, Теннесси, США.

Термин «хризелефантин» также Используется для стиля скульптуры, довольно распространенного в европейском искусстве XIX века, особенно ар-нуво. В этом контексте он описывает статуэтки, кожу, представленную в слоновой кости, с одеждой и другими деталями, сделанными из других материалов, таких как золото, бронза, мрамор, серебро или оникс. Например, скульптор Пьер-Шарль Симар создал копию Афины Парфенос из Фидия для покровителя Оноре Теодорика д'Альбер де Люин, около 1840 года, из слоновой кости и золота, по древним описаниям. Результат был несколько разочаровывающим: «Люинсу стоило сто тысяч франков доказать, что Симарт не Фидий». Другая версия этой фигуры, созданная американским скульптором Аланом ЛеКуайром, стоит в центре Парфенона в Нэшвилле, Теннесси.

В начале 20 века немецкие скульпторы Фердинанд Прейс и Франц Иффланд стали известны своими скульптурами из хризелефантинов. Ряд других европейских скульпторов также производил изделия из хризелефантина, в том числе, но не ограничиваясь, Джо Дескомпс, Йозеф Лоренцль, Жорж Омерт, Клэр Дж. Р. Колине, Пьер Ле Фагуэ, Д. Х. Чипарус, Бруно Зак и Доминик Алонсо.

После 1890-х годов его значение было расширено и теперь включает любую статую, созданную из слоновой кости с другими материалами.

Литература
  • Кеннет Д.С. Лапатин. Хризелефантины в древнем средиземноморском мире. Oxford University Press, 2001. ISBN 0-19-815311-2
См. Также
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с хризелефантиновыми скульптурами.
Последняя правка сделана 2021-05-15 06:17:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте