Вождь (FV4201) | |
---|---|
Вождь Марк 11 на Бовингтоне Музей танков (2013) | |
Тип | Основной боевой танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
На вооружении | 1966–1966 гг. присутствует |
Используется | Великобритания, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Оман |
Войны | Иранско-иракская война. Война в Персидском заливе |
История производства | |
Производитель | Leyland Motors |
Стоимость единицы | 90 000–100 000 фунтов стерлингов (март 1967 г.)) |
Технические характеристики | |
Масса | 55 длинных тонн (62 коротких тонн ; 56 t ) |
Длина | 35 футов 4 дюйма (10,77 м) - пушка вперед. 7,5 м (24 фута 7 дюймов) - корпус |
Ширина | 12 футов 0 дюймов (3,66 м) |
Высота | 2,9 м (9 футов 6 дюймов) |
Экипаж | 4 |
Броня | Glacis : 127 мм (5,0 дюйма) (72 °). Борта корпуса: 50 мм (2,0 дюйма) (10 °). Башня: 350 мм (14 дюймов) (60 °) |
Основное. вооружение | 120-мм винтовка L11A5 d пистолет |
Вторичное. вооружение | 2 × Пулемет L7 |
Двигатель | Leyland L60 (многотопливный 2-тактный с оппозитным поршнем воспламенение от сжатия ). 750 л.с. (560 кВт), 6 цилиндров, 19 литров. |
Мощность / масса | 11,1 л.с. (8,3 кВт) / тонна (при звездочка) |
Трансмиссия | TN 12 |
Подвеска | Хорстманн: Горизонтальные тележки с подвеской на винтовых пружинах |
Дорожный просвет | 0,56 м (0,56 м)) |
Запас топлива | 195 имп галлон (890 л; 234 галлона США) |
Эксплуатационная. дальность | 500 км (310 миль) по дорогам |
Максимальная скорость | Дорога: 40 км / ч (25 миль / ч) (Mk. 1- Mk.. 3). 43 км / ч (27 миль / ч) (Mk. 5) |
FV 4201 Chieftain был основным боевым танком Соединенное Королевство в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах.
Являясь развитием Centurion, Chieftain представил положение водителя на спине (откинувшееся) в британской конструкции, что позволило корпусу с большим уклоном и меньшей высотой. Новый силовой агрегат и улучшенная трансмиссия дали ему более высокую скорость, чем Centurion, несмотря на то, что он был тяжелее из-за значительных улучшений броневой защиты и вооружения: это позволило ему заменить как Conqueror, так и Centurion, эффективно выполняя свои функции. Он оставался на вооружении до тех пор, пока не был заменен на Challenger 1, который разделял многие особенности Chieftain.
Чифтен был эволюционным развитием успешной линейки танков крейсер, появившейся в конце Второй мировой войны. Его предшественник, основной боевой танк (ОБТ) Centurion, широко считается одним из самых успешных послевоенных проектов ОБТ. Однако появление советского IS-3 /IS-4 тяжелого танка вместе с советским Т-54 / Т-55 вынудили ввести собственный тяжелый танк Conqueror, вооруженный 120-мм орудием. Единая конструкция, сочетающая огневую мощь 120-мм орудия Conqueror с мобильностью и универсальностью Centurion, рассматривалась как идеальная комбинация.
Лейланд, который участвовал в создании танка Центурион, построил свои собственные прототипы танка новой конструкции в 1956 году. Некоторые аспекты конструкции были опробованы при производстве FV4202 «40-тонный Центурион» с откинутое положение водителя и установка орудия без мантии. Фактически, FV4202 представлял собой слегка модифицированное шасси Centurion с прототипом того, что впоследствии стало башней Chieftain, но с 20-фунтовой пушкой.
Эта работа привела к разработке военного ведомства спецификации для новый танк. Спецификация Генерального штаба опиралась на опыт танков Centurion в Корейской войне, а также на опыт танка Conqueror. Предполагалось, что танк сможет поражать противника на дальней дистанции, с оборонительных позиций и будет защищен от средней артиллерии. Для этого орудие должно было иметь больший угол склонения, чем у Conqueror 8 градусов, и иметь лучшую лобовую броню. Предполагалось, что танк будет вести скорострельность 10 выстрелов в минуту в первую минуту и шесть в минуту в следующие четыре.
Первые несколько прототипов были предоставлены для войсковых испытаний с 1959 года, которые выявили ряд изменений. Усовершенствования, направленные на устранение вибрации и охлаждения двигателя, привели к изменению конструкции задней части корпуса. Это увеличило конструктивную массу почти до 50 тонн и, соответственно, была усилена подвеска (рассчитанная на 45 тонн). Чтобы защитить дороги от повреждений, пришлось установить гусеницы, а дорожный просвет увеличился. Дизайн был принят в начале 1960-х годов.
Великобритания и Израиль сотрудничали на последних этапах разработки с целью приобретения Израилем и производства автомобиля внутри страны. Два прототипа были доставлены в рамках четырехлетних испытаний. Однако в конце концов было решено не продавать эту марку израильтянам (поскольку в то время, в конце 1960-х, Великобритания была более дружелюбна по отношению к арабским государствам и Иордании, чем к Израилю), что побудило их последовать их примеру. программа развития.
В 1957 году НАТО определило, что его силы должны использовать многотопливные двигатели. Ранний двигатель BL выдавал на звездочку около 450 л.с. (340 кВт), что означало, что максимальная скорость по дороге составляла около 25 миль в час (40 км / ч), а проходимость была ограничена. Этому еще больше препятствовала подвеска на спиральных пружинах Horstmann, которая затрудняла движение по пересеченной местности и обеспечивала комфортную езду экипажу. Из-за того, что гильзы цилиндров были подогнаны под давлением, утечки охлаждающей жидкости внутри блока цилиндров были обычным явлением, в результате чего из выхлопной трубы поднимался белый дым.
В конце 1970-х годов была изменена конструкция двигателя, в результате чего были усовершенствованы уплотнения футеровки. Мощность двигателя также увеличилась, а более поздние двигатели выдавали на звездочку около 850 л.с. (630 кВт). Это означало лучшую производительность и повышенную скорость. Однако проходимость по пересеченной местности оставалась ограниченной.
Дизайн Chieftain включал в себя сильно наклонный корпус и башню, что значительно увеличивало эффективную толщину лобовой брони. - 388 мм (15,3 дюйма) по гласису (от фактической толщины 120 мм (4,7 дюйма)) и 390 мм (15,4 дюйма) по башне (с 195 мм (7,7 дюйма)). У него была башня без мантии, чтобы в полной мере использовать возможность наклона машины до десяти градусов в опущенном положении.
По соображениям безопасности ранние прототипы имели брезентовый экран, закрывающий маску, и короб из листового металла, установленный над наклонной пластиной лобового стекла, чтобы скрыть конфигурацию автомобиля.
Водитель лежал полулежа в корпус при закрытии люка, что способствовало уменьшению профиля передней лобовой плиты. Командир, наводчик и заряжающий располагались в башне. Слева от башни находился большой прожектор с возможностью инфракрасного излучения в бронированном корпусе.
A Блок двигателей Leyland L60 выставлен в танковом музее Бовингтона. Вся установка может быть снята с помощью крана FV434.Двигатель Leyland L60 представляет собой двухтактный оппозитный поршень конструкции, предназначенный для использование нескольких видов топлива, чтобы он мог работать на любом доступном топливе. На практике двигатель не выдавал ожидаемой мощности и был ненадежным, по оценкам, частота поломок составляла 90%, но для решения этой проблемы были внесены усовершенствования. Основные проблемы включали отказ гильзы цилиндра, проблемы с приводом вентилятора и постоянные утечки из-за вибрации и плохо проложенного трубопровода. Однако по мере увеличения мощности двигателя танк становился тяжелее.
Управление танком осуществлялось обычными культиваторами с гидравлическим приводом на внешние тормозные диски. Диски работали через планетарный редуктор, обеспечивающий «рекуперативное» рулевое управление. Коробка передач с тройным дифференциалом Merritt-Brown TN12 использовалась в мотоциклетном стиле с левым «штифтом», который приводил в действие электрогидравлические узлы коробки передач, трос акселератора приводился в действие от правая ступня. В башне заряжающий находился слева, наводчик - справа от орудия, а командир - позади наводчика. Подвеска представляла собой тележку Horstmann с большими боковыми стальными пластинами для защиты гусениц и обеспечения защиты от атак пустотелыми зарядами.
Деталь 120-мм нарезной пушки L11A5Основным вооружением была 120-мм нарезная пушка L11A5. Это отличалось от большинства современных основных танков тем, что в нем использовались снаряды и заряды, заряжаемые отдельно, а не один фиксированный снаряд. Заряды были заключены в горючие мешки. Другие танковые орудия, такие как 120-мм пушка L1 на Conqueror, нуждались в хранении стреляных гильз или для их выброса наружу. Горючие заряды хранились в 36 углублениях, окруженных смесью воды и гликоля под давлением - так называемая «мокрая укладка». В случае попадания попадания в боевое отделение произойдет разрыв кожуха, замачивающий заряды и предотвращающий катастрофический взрыв пороха. Поскольку гильзы не было, стрельба заряда производилась с помощью вентиляционных трубок, автоматически загружаемых из десятизарядного магазина на казенной части. Из-за длины орудия, которая требовала балансировки, и необходимости в пространстве для хранения, башня имеет большой вылет назад. Он содержит радиостанции, боеприпасы и оборудование для управления огнем и имеет дополнительное внешнее размещение.
Пушка могла стрелять широким спектром боеприпасов, но наиболее часто загружаемыми типами были фугасная головка (HESH), бронебойный башмак для сброса (APDS), или эквиваленты тренировочного снаряда для обоих типов. «Чифтен» мог хранить до 64 снарядов (хотя максимум 36 APDS, ограниченных укладкой метательного заряда). Орудие было полностью стабилизировано с помощью полностью компьютеризированной интегрированной системы управления. Вспомогательное вооружение состояло из спаренного 7,62-мм пулемета L8A1 и еще одного 7,62-мм пулемета, установленного на командирской башенке. Преимущество использования двухкомпонентных боеприпасов состояло в том, что в случае инертных снарядов, таких как APDS, заряжающий мог дотянуться до следующего снаряда и держать его на коленях, готовый к зарядке, в то время как наводчик захватил цель и стрелял. Эта практика увеличивает скорострельность, но была бы опасной с неразъемными боеприпасами.
Chieftain имел систему защиты NBC, которой не хватало Centurion.
Первоначальный Система управления огнем (FCS) представляла собой Marconi FV / GCE Mk 4. 50-дюймовое (12,7 мм) дальнобойное орудие было установлено над основным орудием (с 300 снарядами). Это давало дальнобойные выстрелы на максимум 2600 ярдов (2400 м), в этот момент трассирующий снаряд сгорел, хотя фугасный наконечник все еще создавал видимый «всплеск» при ударе. Командир танка имел вращающуюся башенку с девятью блоками обзора, обеспечивающими круговой обзор, плюс 7,62-мм пулемет и инфракрасный (ИК) прожектор, спаренный с оружием. Системы прицеливания были предусмотрены как для наводчика, так и для командира танка; у них была возможность выбора увеличения 1x или 10x, увеличивающаяся до x15 в Mk5 и выше, и их можно было заменить системами ИК-видения для ночных операций (увеличение 3x). Командир мог повернуть башенку, чтобы навести прицел на цель, а затем задействовать механизм, который приводил башню в правильное положение, чтобы наводчик мог завершить прицеливание.
Органы управления командира были отключены.
На левой стороне башни находился большой прожектор с электрически управляемым инфракрасным фильтром внутри бронекорпуса, с относительно большой дальностью действия - до 1–1,5 км (0,62 км). -0,93 мили).
С начала 1970-х версия Mk 3/3 заменила дальномер на Barr and Stroud LF-2 лазерный дальномер с диапазоном 10 км (6,2 мили). Это позволяло вести бой на гораздо более дальних дистанциях, а также могло быть связано с системой управления огнем, что позволяло более быстро вести бой и менять цель.
На более поздних моделях управление огнем обеспечивалось Marconi IFCS (Improved Fire Control System), используя цифровой баллистический вычислитель. Модернизация не была завершена до конца 1980 года, когда в некоторых (но не в большинстве) экземплярах ИК-прожектор был заменен на TOGS. Многие более поздние образцы имели броню Stillbrew, предназначенную для поражения советских 125-мм танковых пушек и тяжелых противотанковых ракет. Они стали версией Mark 11.
вооруженные вождем британские подразделения Британской Рейнской армии (BAOR) во время холодной войны, защищающие Западную Германию от возможного нападения Варшавского договора.
Как и его европейские конкуренты, Chieftain нашла большой экспортный рынок на Ближнем Востоке, но, в отличие от Centurion, он не был принят ни одной другой страной НАТО или Содружества.
Вождь показал себя способным в бою и его можно модернизировать, как для общего улучшения, так и для соответствия местным требованиям. Он непрерывно модернизировался до начала 1990-х годов, когда ему на смену пришел Challenger 1. Последняя версия Chieftain, которая использовалась британской армией до 1995 года, включала в себя броню "Stillbrew", названную в честь полковника Стилла и Джона Брюэра из Военных транспортных средств и инженерного предприятия (MVEE), Улучшенная система управления огнем ( IFCS) и артиллерийский тепловизионный прицел (TOGS). Последним британским полком, укомплектованным Чифтеном, был 1-й Королевский танковый полк, который базировался в Казармах Аливал, Тидворт.
Бывший основной боевой танк иранской армии Chieftain Mk.5 на выставке в Танковом музее в Кубинке Халты-мишени Chieftain на Лулвортских хребтах 2008Первая модель была представлена в 1967 году.. Chieftain поставлялся как минимум в шесть стран, включая Иран, Кувейт, Оман и Иорданию. Соглашение о продаже Израилю и местному производству было отменено британским правительством в 1969 году, несмотря на значительный технический и тактический вклад Израиля в разработку танка, особенно способность успешно действовать в пустынных условиях, и возможность использования танка опускания корпуса. Два экземпляра были доставлены и тщательно испытаны израильским бронетанковым корпусом. Этот опыт подтолкнул к созданию коренного израильтянина Меркава, программу развития которого возглавил генерал Исраэль Таль, который тесно сотрудничал с британцами в англо-израильском проекте «Чифтен». Самая крупная зарубежная продажа была сделана в Иран, который по рекомендации генерала Таля получил 707 Mk-3P и Mk-5P (буква P означает Персия), а также 187 FV4030-1, 41 ARV и 14 AVLB. до революции 1979 года. Дальнейшие запланированные поставки более мощных серий FV4030-2 (Shir 1) и FV4030-3 (Shir 2) были тогда отменены.
Именно на Ближнем Востоке вождь должен был увидеть весь свой боевой опыт. Во-первых, он широко использовался Ираном во время ирано-иракской войны 1980–1988 годов, включая крупнейшее танковое сражение войны, с неоднозначными результатами как Chieftain Mk 3/5. страдал от хронических проблем с двигателем и низкой удельной мощности, что делало его ненадежным и медленным при маневрировании по пересеченной местности, что, в свою очередь, делало его склонным к поломкам в разгар боя или вялой цели и, таким образом, уязвимым для огня танков противника. Из 875 танков Chieftain, начавших войну, осталось только 200.
Chieftain остается на вооружении в Иране, танк Mobarez является местной модернизированной версией.
Накануне иракского вторжения в Кувейт в Кувейте было 143 вождя. Тридцать семь командиров 35-й кувейтской бронетанковой бригады сражались в битве за мосты против элементов иракских дивизий Хаммурапи и Медина, прежде чем отступить за саудовскую границу. Ни один из танков бригады не был потерян в бою, и 35-я бронетанковая бригада (известная как Аль-Фатх) вошла в состав Объединенного командования войск Востока во время войны в Персидском заливе 1991 и смогла вернуться в Кувейт непобежденным.
Помимо командиров 35-й бронетанковой бригады, остальные военачальники Кувейтских вооруженных сил (более 100) были либо уничтожены, либо захвачены силами вторжения после того, как их кувейтские экипажи покинули их, когда у них закончились боеприпасы.. После освобождения Кувейта стареющие вожди были заменены югославскими M-84.
Модели Mark 1 и Mark 2 имели спаренный с ним пулемет Browning 0,50 дюйма (12,7 мм) пулеметы для определения дальности до появления лазерного дальномера.
В 1975 году все ранние марки танков британской армии, кроме Mark 1, были модернизированы до стандарта Chieftain Mk.5 в рамках проекта 1975 года "Totem Pole". программа, включающая добавление радиостанций Clansman, установку TLS, установку Muzzle Reference System (MRS) при замене ствола L11A3 на ствол L11A5 и установку L60 Mark 8A мощностью 750 л.с. Эти машины были переименованы в Chieftain Mk's 6 на Mk.8.
В 1977 году двигатели всех машин британской армии были модернизированы до L60 Mark 9A мощностью 750 л.с. с последующей модернизацией L60 Mark 11A или L60 Mark 12A в 1978 году как часть программ «Dark Morn» 1977 года и 1978 года «Sundance».
Wikimedia Commons has media related to Chieftain tanks. |