Собор Святой Софии, Новгород

редактировать
Софийский собор. Софийский собор
Софийский собор в Новгороде.jpg Собор Святой София с юго-востока
Вероисповедание
Принадлежность Русское Православие
ПровинцияНовгородско-Старорусская епархия
Год освящения1050 или 1052
Местоположение
МестоположениеРоссия, Великий Новгород, Россия
Географические координаты 58 ° 3 1'18 "N 31 ° 16'34" E / 58,52167 ° N 31,27611 ° E / 58,52167; 31,27611 Координаты : 58 ° 31'18 ″ N 31 ° 16'34 ″ E / 58,52167 ° N 31,27611 ° E / 58,52167; 31.27611
Архитектура
ТипЦерковь
Новаторская1045
Завершено1050
Технические характеристики
Высота (макс.)38 метров (125 футов)
Купол (s)5

Собор Святой Софии (Святая Премудрость Бога ) в Великий Новгород - кафедральный собор архиепископа Новгородского и материнский храм Новгородской епархии.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Особенности
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
История

Построен пятиглавый каменный собор высотой 38 метров. от Владимира Новгородского между 1045 и 1050 годами на месте дубового собора, также построенного епископом Иоакимом Корсунским в конце X века (что делает его старейшим церковным зданием в России собственно и, за исключением церквей Архыз и Шоана, старейших построек из всех существующих в стране). Освящен епископом Лукой Жидятой (1035–1060) 14 сентября 1050 или 1052 года, в праздник Воздвижения Креста. (На фреске у южного входа изображены святые Константин и Елена, которые нашли настоящий крест в четвертом веке; это одно из старейших произведений искусства в соборе и, как считается, ознаменовывает его посвящение.) известный как собор Святой Софии, он не назван в честь какой-либо из святых женщин с таким именем (т.е. София Римская или София мученица ); скорее, это название происходит от греческого слова «мудрость» (σοφία, откуда мы получаем такие слова, как «философия» или «философия» - «любовь к мудрости»), и, таким образом, новгородский собор посвящен Святой Премудрости Бога в подражание Собор Святой Софии собор Константинополя. Он заменил еще более старую деревянную 13-купольную церковь, построенную около 989 года епископом Иоакимом Корсуняниным, первым епископом Новгорода. Главный золотой купол был золочен архиепископом Иоанном (1388–1415) в 1408 году. Шестой (и самый большой) купол венчает башню, ведущую к верхним галереям. В средние века в них, как говорили, находилась новгородская сокровищница, и там была библиотека, которую, как говорят, основал Ярослав Мудрый. Когда библиотеку перевели в дом Св. Петербургская Духовная Академия в 1859 г. насчитывала более 1500 томов, некоторые из которых датируются XIII веком. Нынешний архиепископ Лев (Николай Львович Церпицкий) восстановил здесь библиотеку по старинной традиции. По состоянию на 2004 год в нем было около 5000 томов. В галерее также действует воскресная школа.

Внутри церкви находится Знаменная Богоматерь, икона, которой приписывают спасение Новгорода от войск Андрея Боголюбского в 1170 году.

Считается, что купола приобрели свою нынешнюю шлемоподобную форму в 1150-х годах, когда собор был восстановлен после пожара. Интерьер был расписан в 1108 году по приказу епископа Никиты (1096–1108), хотя этот проект был реализован только вскоре после его смерти. Архиепископ Нифонт (1130–1156 гг.) Побелил снаружи и расписал Мартириевское и Претеченское притворы (папье, больше похожее на приделы), но эти фрески сейчас почти не видны из-за частых пожаров. В 1860-х годах часть интерьера пришлось перекрасить, и большинство нынешних фресок относятся к 1890-м годам. Белокаменная колокольня в пяти пролетах была построена архиепископом Евфимием II (1429–1458), величайшим меценатом архитектуры, когда-либо занимавшим архиепископскую должность. Он также приказал построить Грановитую палату к северо-западу от собора в 1433 году. Ближайшая часовая башня была первоначально завершена под его патронажем, но пала в семнадцатом веке и была восстановлена ​​в 1673 году.

С XII по XV век собор был церемониальным и духовным центром Новгородской республики, которая простиралась от Балтийского моря до Уральских гор. Новгородцы чрезвычайно гордились своей церковью, хвастаясь, что они готовы «сложить головы за святую мудрость» или «достойно умереть за святую мудрость». Когда один князь рассердил их, они сказали ему: «У нас нет князя, только Бог, Истина и Святая Мудрость». В другой раз они сделали собор символом самого города, сказав: «Где Святая Премудрость, там и Новгород».

Фреска XI века на стене

Собор долгое время был великим некрополем города, место захоронения 47 выдающихся людей в истории города, в том числе нескольких князей и посадников и 32 епископов, архиепископов и митрополитов Новгорода. Первым захоронением здесь был сам князь Владимир в 1052 году. Первым епископом был Лука Жидята в 1060 году. Последним захоронением в соборе был митрополит Гурий в 1912 году. Большинство захоронений находятся под полом на Мартириевском притворе, на южной стороне храма. собор, названный в честь епископа Мартирия (1193–1199). Позднее погребение (опять же ниже пола) происходило в Претеченской Паптере с северной стороны собора. Сегодня в основном корпусе церкви находится несколько захоронений. Саркофаги князей Владимира и княгини Анны выходят на Мартириевское крыльцо; Архиепископ Илья (также известный как Иоанн) (1165–1186) похоронен в северо-западном углу основного корпуса церкви, рядом с Претеченским притвором. Епископ Никита лежит в застекленном саркафоге между часовнями Рождества Богородицы и свв. Иоаким и Анна и саркофаг открывают в его праздничные дни (30 января, день его смерти и 30 апреля / 13 мая, день «обретения его мощей», т.е. когда его гробница была открыта в 1558 году), поэтому верные могут поклониться его мощам. Два других князя также покоятся в основном корпусе собора и в Часовне Рождества Богородицы.

Собор Святой Софии 1900 года Тысячелетие России и Софийский собор. Собор на 5-рублевой купюре Новгородский крест, найденный в соборе

Собор был разграблен опричниной Ивана Грозного в 1570-х годах, но восстановлен архиепископом Леонидом (1572 г.) –1575). Он построил Царскую скамью, которая стоит у южного входа в основной корпус собора у Мартириевского притвора. У Леонида также было несколько больших люстр в соборе, но сохранилась только одна из них.

Начиная с восемнадцатого века в Санкт-Петербурге жили архиепископы или митрополиты Новгорода (они были известны как архиепископы или митрополиты. Новгород и Санкт-Петербург). Таким образом, хотя в Новгороде формально все еще был прелат, он не часто проявлял активность в самом городе, и большую часть времени церковью в городе управлял викарийский епископ. Двенадцать митрополитов Новгородского и Петербургского (или Ленинградского) похоронены в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, а не в Соборе Святой Премудрости.

Во время нацистской оккупации Новгорода Кремль был сильно поврежден в результате боевых действий и нацистов. Однако сам собор уцелел. Большой крест на главном куполе (к которому прикреплена металлическая птица, возможно, символ Святого Духа в виде голубя) был удален испанской пехотой. Более 60 лет он находился в музее Военно-инженерной академии Мадрида до 16 ноября 2004 г., когда он был передан Русской Православной Церкви испанскими братьями Мигелем Анхелем. и Фернандо Гарридо Полонио, обнаруживший Крест в военном лагере в Мадриде. Купола были сильно повреждены во время войны, и большой Христос Пантократор в куполе был разрушен. Согласно легенде, художники нарисовали его со сжатым кулаком. Архиепископ велел им перекрасить Христа открытой ладонью, и когда они вернулись на следующее утро, рука снова была чудесным образом сжата. Говорят, что после неоднократных попыток голос из купола сказал архиепископу оставить картину в покое, пока кулак Христа остается сжатым, он будет держать судьбу Новгорода в своих руках.

Во времена Советского Союза. периода собор был музеем. Он был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году. Надпись на северной стене западного входа свидетельствует о его повторном освящении епископом Львом и Патриархом Алексием II.

Характеристики
Деталь части Плоцка, Сигтуна или Магдебургские ворота у западного входа в собор.

Новгородская София была первой славянской церковью, в которой настолько очевидны местные расхождения от византийского образца. Со строгими стенами и узкими окнами церковь благоухает романской архитектурой Западной Европы, а не греческими церквями, построенными в то время.

Новгородский собор также разительно отличается от своего однофамильца и современника в Киеве. Как сказал один искусствовед, Киевский собор - невеста, а Новгородский собор - воин. Его отделка минимальна, использование кирпича ограничено, а массы расположены не горизонтально, а вертикально. Эти черты оказали влияние на новгородских мастеров следующего поколения, о чем ясно свидетельствуют Юрьев монастырь собор (1119) и Антониев монастырь собор (1117).

Самой древней иконой в соборе, вероятно, является Икона Знаменитой Богородицы, которая, согласно легенде, чудесным образом спасла Новгород в 1169 году, когда суздальцы напали на город; вынесен из Преображенской церкви на улице Ильина и выставлен в соборе и на стенах города архиепископом Ильей. Церковь Знамения иконы Божией Матери была построена рядом с церковью Преображения Господня в семнадцатом веке для размещения иконы. В советское время он находился в соседнем Новгородском музее (как и кости епископа Никиты, которые, как говорят, хранились в бумажном пакете, пока в 1957 году не были перенесены в церковь Святых Филиппа и Николая); Икона была возвращена в собор в начале 1990-х годов и стоит справа от Золотых дверей иконостаса. Икона Софии, Святой Премудрости Божией, тоже довольно древняя и тоже является частью иконостаса справа от Золотых ворот (там, где обычно висит икона святой, которой посвящен храм). Говорят, что несколько икон были написаны или заказаны архиепископом Василием Каликой (1330–1352), архиепископом Ионой (1458–1470) и архиепископом Макарием (1526–1542) (впоследствии он стал митрополитом Московским. и Вся Русь), как говорят, написал иконы в маленьком иконостасе в часовне Рождества Богородицы (иконостас первоначально находился в часовне святых Иоакима и Анны, слева от его нынешнего места.

Одна из корсунских икон XI века, хранившаяся в Софийском соборе до Русской революции (236 × 147 см).

Три знаменитых набора ворот украшали собор на протяжении веков; они известны как Корсунь, Василия и Сигтунские (или Плоцкие, или Магдебургские) ворота. Корсунские ворота висят у западного входа в часовню Рождества Богородицы в юго-восточном углу собора. Говорят, что они были привезены в Новгород Епископ Иоаким Корсунянин, имя которого указывает на связи с Корсунем в Крыму.. Василийские ворота были подарены собору в 1335 году архиепископом Василием Каликой и взяты царем Иваном IV в свою резиденцию в Александрове под Москвой после разграбления собора в 1570 году. где их еще можно увидеть. Они повлияли на произведения искусства Московского Кремля, выполненные при Иване Грозном. Двери у западного входа (предназначенного для главного входа в собор, хотя главный вход в настоящее время - северный), называемые Сигтунскими, Магдебургскими или Плоцкими воротами, как говорят, были разграблены новгородскими войсками из шведского города. из Сигтуны в 1187 году. На самом деле, они, скорее всего, были выкованы и вылеплены мастерами Магдебургом, скорее всего, в 1152–1154 годах для архиепископа Плоцка в Польше (где около 250 лет украшали один из входов в собор в Плоцке ).

Архиепископ Плоцкий Александр (в центре) со своими священниками. Фрагмент копии ворот собора в Плоцке.

Ворота были приобретены новгородцами, скорее всего, в конце XV века, вероятно, архиепископом Евфимием II, любившим западное искусство (как видно из Готический стиль вошел в Грановитую палату) или - по другой версии - в первой половине 15 века князем Новгородским и братом польского короля Симеон Лингвен. Точно неизвестно, как новгородцы приобрели Плоцкие ворота - скорее всего, они были подарком архиепископов Плоцка или князей Мазовии брату польско-литовского короля Владислав Ягелло, литовский князь Ленгвенис, или для архиепископа Евфимия II. Есть и другая версия, что ворота были разграблены из собора в Плоцке языческими литовцами в XIII веке, а позже каким-то образом попали в Новгород. Наиболее вероятной считается первая теория. Магдебургские или Плоцкие ворота (иногда также ошибочно называемые Сигтунскими воротами) открываются только два раза в год для особых случаев, хотя в некоторых сообщениях говорится, что они открываются, когда сам архиепископ ведет Божественную литургию. С 1982 г. копии Ворот, подаренные Новгородом, висят в Кафедральном соборе в Плоцке.

Копия Плоцких ворот в Плоцке
См. Также
Ссылки
На Викискладе есть медиафайлы по теме Софийский собор в Новгороде.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:20:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте