Новгородская епархия

редактировать
Новгородско-Старорусская епархия
Софийский собор в Новгороде.jpg Софийский собор, июль 2009 г.
Местоположение
ШтабВеликий Новгород
Информация
КонфессияВосточная Православная
Суйюрис ЦерковьРусская Православная Церковь
Основанаконец 10 века
ЯзыкСтарославянский
Текущее руководство
УправлениеЕпархия
ЕпископЛев (Церпицкий)
Сайт
www.vn-eparhia.ru

Новгородско-Старорусская епархия (русский : Новгородская и Старорусская епархия) - одно из старейших офисов в Русской Православной Церкви. Средневековые архиепископы Новгорода были одними из самых важных фигур в средневековой русской истории и культуре, и их преемники (в качестве епископов, архиепископов или митрополитов) продолжали играть значительную роль в русской истории до наших дней. Они покровительствовали значительному количеству церквей в городе и вокруг него (некоторые из которых все еще можно увидеть сегодня), а их художественные и архитектурные украшения повлияли на более позднее русское искусство и архитектуру; они также покровительствовали летописи, важнейшему источнику по средневековой русской истории.

Собор Святой Премудрости в Великом Новгороде, собор Новгородского архиепископа, освященный в 1052 году.
Содержание
  • 1. Республиканский период
  • 2 Московский период
  • 3 Имперский период
  • 4 Советский и постсоветский период
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Республиканский период

Канцелярия новгородского епископа была создана примерно во время христианизации Руси (988 г.), хотя летописи приводят противоречивые даты ее основания: от 989 до 992 гг. епископ Иоаким Корсунянин (ок. 989-1030) построил первый (деревянный) собор Святой Премудрости (также называемый Софиевским) «с тринадцатью вершинами» примерно во времена его приезд в Новгород. Этот собор сгорел в 1045 году, а нынешний каменный собор, самое старое здание, которое до сих пор используется в России, был построен между 1045 и 1050 годами князем Владимиром Ярославичем. Он был освящен епископом Лукой Жидята (1035–1060) в праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1052 года (фреска XI века прямо у южной двери изображает Святые Константин и его мать Елена, которая нашла Истинный Крест в четвертом веке).

Офис оставался епископством до 1165 года. когда митрополит Кирилл возвел Илью в архиепископский сан. Формально же статус новгородской церкви остался неизменным и по-прежнему входил в состав Киевской губернии. В то время как ряд архиепископств в Православной церкви были автокефальными и подчинялись региональному патриарху, а не местному митрополиту, Новгородский был просто титульным архиепископством и всегда оставался подчиненным Киевской губернии, а затем и Москве. Действительно, в письмах Константинопольского Патриарха оно всегда упоминалось как епископство, и есть ряд писем, напоминающих иногда непокорным архиепископам об их покорности русскому митрополиту. Около 1400 г. архиепископы стали называть себя «архиепископом Великим Новгородом и Псковским». В 1156 г. епископ Аркадий (1156–1165) был избран вече (народным собранием), потому что митрополитский престол в Киеве в то время был пуст. В течение следующих нескольких веков развивался процесс местных выборов вечами, местным духовенством или жеребьевкой. Последний раз он использовался при избрании архиепископа Сергия в 1483 году, первого московского архиепископа Новгорода. Эти местные выборы дали архиепископам значительную автономию в церковных делах, хотя они были посвящены местным митрополитом и поддерживали связи с русской церковью на протяжении всего этого периода.

Хотя в некоторых русских летописях всех новгородских прелатов называют архиепископами, этот пост официально не был повышен до архиепископского статуса до 1165 года. Однако есть свидетельства того, что Нифонт (годы правления 1130-1156) был архиепископский титул лично еще раньше. На антиминсе (вышитая ткань для причастия) из Свято-Николаевского собора на Рынке есть надпись, в которой Нифонт упоминается как архиепископ. После создания архиепископата Мартирий, похоже, был единственным (до создания митрополии в 1589 году), который не был архиепископом, поскольку ни одна из его печатей, найденных при археологических раскопках, не говорит о нем как о чем-либо, кроме «епископа».. "

Герб Новгорода Великого с изображением архиепископского престола и посохов.

В политическом плане новгородский архиепископ рос в период независимости Новгорода, традиционно с 1136 по 1478 год, вплоть до монгольского вторжения (1237–1237). 1240), а затем пришел в упадок примерно до архиепископата Василия Калики (1330–1352). Затем он продолжал набирать силу в начале пятнадцатого века. В это время архиепископы выполняли ряд важных политических функций: они возглавляли посольства, чтобы принести мир и выкуп пленным, они покровительствовали гражданским (в отличие от церковных) строительным объектам, таким как Детинец (Кремль) в Новгород, крепость в Орехове (также известная как Орешек), перестроенная в камне Василием Каликой в ​​1352 году, городские стены, построенные вокруг Новгорода в 1330-х годах, и т. Д. Они управляли церковными судами, которые в Новгороде рассматривали дела, которые в других частях православного мира оставались на усмотрение светских судов; они подписывали договоры от имени города; они контролировали стандарты мер и весов на городском рынке; их викарии могли управлять отдаленными округами, такими как Старая Ладога ; и они, как правило, разделяли принятие решений с боярами, которые управляли городом.

Московский период

После московского завоевания в 1470–1478 годах эта должность несколько снизилась. упадок. Первые три московских архиепископа были с позором удалены, хотя второй, Геннадий (1484–1504), успешно подавил иудаистскую ересь (называемую по-русски Жидовствующими) и составил первую полный корпус Библии на славянском языке (Библия Геннадия, ныне хранится в Государственном Историческом музее ). Его преемник, Серапион был отстранен от должности всего через три года, и кафедра оставалась вакантной в течение семнадцати лет (1509–1526).

Эта должность несколько возродилась при Макарии (архиепископ 1526-1542; митрополит Московский и всея Руси 1542-1563), который построил ряд церквей в городе, покровительствовал написанию житий святых и начал ряд важных литературных работ в Новгороде, которые он завершил в Москве. Наиболее примечательными среди них являются Великие Минейя Чет'ии (Великий читатель Мениона ), двенадцатитомная серия жизней и молитв святого, разделенных по месяцам; и Степенная книга (Книга степеней царской генеалогии), генеалогия царя и его предков, связывающая их с римлянами.

Митрополит Московский Макарий, который до своей митрополии был архиепископом Новгорода.

Как и вся Россия, архиепископская канцелярия переживала лишения во время правления Ивана Грозного и последующего Смутного времени. Новгород, похоже, пострадал больше других, поскольку опричники убили много горожан в 1570 году и разграбили Собор Святой Премудрости и другие места в городе (Новгородская резня ). Примерно во время резни царь Иван Грозный отстранил архиепископа Пимена от должности и отправил его в Александров, где, по всей видимости, подвергся пыткам. Пимен скончался в 1572 году при невыясненных обстоятельствах в Никольском монастыре в Туле. Его преемник, архиепископ Леонид, был обезглавлен в Москве на Соборной площади в Кремле по приказу царя в октябре 1575 года. Преемник Леонида Александр был возведен в митрополит сан. 1589 г., став «митрополитом Новгородским Великим и Великолукским». (Псков стал собственной епархией в 1589 году, следовательно, Псков уже не мог быть частью новгородского архиепископского титула.)

В Смутное время Новгород был оккупирован Шведами, а новгородский митрополит Исидор сыграл ключевую роль в переговорах о передаче города шведам в 1611 году и в управлении городом, находящимся под шведской оккупацией. Город был возвращен России только через несколько лет после установления династии Романовых, и царь Михаил, как говорят, не доверял Исидору за его роль в городе под шведским контролем.

Имперский период

Офис оставался митрополитом до 1720 года, когда он снова был уменьшен до архиепископата. Он был снова возведен в уровень митрополита в 1762 году, и название изменилось, поскольку епархия была включена в Св. Петербург, а затем Финляндия и Эстония. Отделился от Петербурга в 1892 году.

Новый город Санкт-Петербург. Петербург, когда был основан в конце весны 1703 года, первоначально входил в состав Новгородской епархии, и митрополит Иов освятил первый деревянный Петропавловский собор в Петропавловской крепости (нынешний собор, конечно, более поздняя постройка) в апреле 1704 года. Иовский наместник, Феофан Прокопович,

Феофан Прокопович, автор Духовного устава и участвовавший в создании Святейшего Правительственного Синода, позднее был архиепископом Новогородским

стал одним из главных советников Петра Великого по религии и помог установить Духовный устав и Священный управляющий синод (который управлял церковью с 1721 по 1917 год). Прокопович был назначен архиепископом Новгородского в 1725 году, после смерти Петра.

Архиепископ Дмитрий (р. 1757-1767) был духовным наставником Екатерины Великой в ​​течение первых нескольких лет ее правления и короновал ее императрицу в 1762 году.

Советский и постсоветский периоды

Новгородская епархия снова была объединена с Ленинградом после повторного легализации церкви в 1943 году. Она была на короткое время отделена в 1950-х годах и снова объединена с Ленинградом в 1960-х. В последний раз он был отделен в 1990 году, когда он был воссоздан как епископство. В 1995 году он снова был повышен до уровня архиепископа. Нынешний титул - «Архиепископ Великого Новгорода и Старой Руси».

С 1922-1936 годов тринадцать новгородских епископов были названы Живой церковью, или обновленческой церковью, движением (ныне считающимся раскольническим ), которое спонсировалось Советская власть расколола и тем самым ослабила Русскую Церковь. Последний из них, Вениамин Молчанов, впоследствии был архиепископом Алма-Атинского, но после октября 1936 года о нем ничего не известно. Считается, что он был застрелен. Обновленцы боролись с патриархальной или главной православной церковью, прежде чем они были подавлены, когда патриархальная церковь была узаконена в 1943 году.

В патриархальной церкви одним из кандидатов был архиепископ Арсений (Стадницкий). Патриархом на Московском Соборе 1917 г., когда был избран Тихон. Он, как и многие церковные иерархи, в 20-е годы неоднократно подвергался арестам. Он был сослан в Среднюю Азию в 1926 году и стал епископом Ташкента в 1933 году, где и умер в 1936 году. Мемориальная доска на старом епископском дворце в Новгороде увековечивает его память, и сегодня в Новгороде проводится фестиваль в его честь. Во время его долгого заочного пребывания на посту архиепископа и митрополита Новгородской епархией управлял ряд викариев, в том числе Алексий Симанский, носивший титул архиепископа Хутинского. Алексий недолго был митрополитом Новогордским в 1933 году, его сменил Венедикт, расстрелянный в 1937 году либо в Казани, либо в Ленинграде, хотя источники противоречат друг другу. После Венедикта Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским в 1943 году. Он был одним из трех епископов (из четырех оставшихся в живых), которые встречались со Сталиным 4 сентября 1943 года, и эта встреча привела к повторной легализации русского православия. Церковь. В 1945 году Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси и занимал этот пост (самый долгоживущий московский патриарх) до своей смерти в 1970 году.

Патриарх Алексий II, самый последний Патриарх Московский и всея Руси был митрополитом Ленинградским и Новгородским незадолго до своего избрания Патриархом в 1990 году. Как патриарх Алексий II возглавил восстановление Новгорода как епархии, независимой от Ленинграда / Св. Петербурга и повторного освящения собора Святой Премудрости.

Нынешний епископ - митрополит Лев. Он был переведен из Ташкента в 1990 году и стал епископом Новгорода и возведен в сан архиепископа в 1995 году, а также в митрополичий сан в 2012 году. Он курировал открытие ряда церквей в Новгороде и епархии, возвращение Кафедрального собора г. Святая Премудрость Русской Православной Церкви, открытие семинарии в Зверинском монастыре к северу от старых городских стен на левом берегу реки Волхов, восстановление библиотеки в соборе Святой Премудрости., и другие действия после советских гонений на церковь. За свою деятельность он получил несколько наград от церкви и правительства России.

См. Также
Список литературы
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 06:53:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте