Парадокс Бертрана ( экономика)

редактировать

В области экономики и торговли парадокс Бертрана, названный в честь его создателя, Джозефа Бертрана, описывает ситуация, в которой два игрока (фирмы) достигают состояния равновесия по Нэшу, когда обе фирмы взимают цену, равную предельным издержкам («MC»). Парадокс заключается в том, что в таких моделях, как конкуренция Курно, увеличение количества фирм связано со сближением цен с предельными издержками. В этих альтернативных моделях олигополии небольшое количество фирм получает положительную прибыль, устанавливая цены выше себестоимости. Предположим, две фирмы, A и B, продают однородный товар, каждая с одинаковой стоимостью производства и распределения, так что покупатели выбирают продукт исключительно на основа цены. Отсюда следует, что спрос бесконечно эластичен по цене. Ни A, ни B не будут устанавливать более высокую цену, чем другие, потому что это приведет к уступке всего рынка их сопернику. Если они установят одинаковую цену, компании разделят и рынок, и прибыль.

С другой стороны, если какая-либо из фирм снизит свою цену, даже немного, она получит весь рынок и значительно большую прибыль. Поскольку и A, и B знают об этом, каждый из них будет пытаться обойти своего конкурента до тех пор, пока продукт не будет продаваться с нулевой экономической прибылью. Это чистая стратегия равновесие по Нэшу. Недавние исследования показали, что может существовать дополнительное равновесие по Нэшу для смешанной стратегии с положительной экономической прибылью в предположении, что прибыль монополий бесконечна. Для случая конечной монопольной прибыли было показано, что положительная прибыль в условиях ценовой конкуренции невозможна в смешанном равновесии и даже в более общем случае коррелированных равновесий.

Парадокс Бертрана редко проявляется на практике, потому что реальные продукты почти всегда дифференцировано каким-либо образом, кроме цены (торговая марка, если ничего другого); у фирм есть ограничения на их способность производить и распространять, и две фирмы редко имеют одинаковые затраты.

Результат Бертрана парадоксален, потому что если количество фирм увеличивается с одной до двух, цена снижается с монопольной цены до конкурентной цены и остается на прежнем уровне. уровень по мере дальнейшего увеличения числа фирм. Это не очень реалистично, поскольку в действительности рынки с небольшим количеством фирм, обладающих рыночной властью, обычно взимают цену, превышающую предельные издержки. Эмпирический анализ показывает, что в большинстве отраслей с двумя конкурентами получается положительная прибыль. Решения парадокса - это попытка получить решения, которые больше соответствуют решениям из модели Курно конкуренции, где две фирмы на рынке получают положительную прибыль, которая находится где-то между совершенно конкурентным и монопольным уровнями.

Некоторые причины, по которым парадокс Бертрана не применяется строго:

  • Ограничения мощности. Иногда фирмам не хватает мощностей, чтобы удовлетворить весь спрос. Этот вопрос был впервые поднят Фрэнсисом Эджвортом и привел к модели Бертрана – Эджворта.
  • Целочисленное ценообразование. Цены выше MC исключены, потому что одна фирма может занизить цену другой на сколь угодно малую величину. Если цены дискретны (например, должны принимать целочисленные значения), то одна фирма должна уступать другой по крайней мере на один цент. Это означает, что цена на один цент выше MC теперь является равновесной: если другая фирма устанавливает цену на один цент выше MC, другая фирма может снизить ее и захватить весь рынок, но это не принесет ей прибыли. Он предпочтет разделить рынок 50/50 с другой фирмой и получать строго положительную прибыль.
  • Дифференциация продукта. Если продукция разных фирм дифференцируется, потребители не могут полностью переключиться на продукцию с более низкой ценой.
  • Динамичная конкуренция. Повторяющееся взаимодействие или повторяющаяся ценовая конкуренция могут привести к цене выше MC в равновесии.
  • Больше денег за более высокую цену. Это следует из повторяющегося взаимодействия: если одна компания устанавливает свою цену немного выше, то они все равно будут получать примерно такое же количество покупок, но с большей прибылью за каждую покупку, поэтому другая компания повысит свою цену и так далее (только в повторяющихся играх, иначе динамика цен будет в другую сторону).
  • Олигополия. Если две компании могут договориться о цене, сохранение соглашения в их долгосрочных интересах: доход от снижения цен менее чем в два раза превышает доход от соблюдения соглашения и сохраняется только до тех пор, пока другая фирма не снизит свои цены.
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:53:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте