В области экономики и торговли парадокс Бертрана, названный в честь его создателя, Джозефа Бертрана, описывает ситуация, в которой два игрока (фирмы) достигают состояния равновесия по Нэшу, когда обе фирмы взимают цену, равную предельным издержкам («MC»). Парадокс заключается в том, что в таких моделях, как конкуренция Курно, увеличение количества фирм связано со сближением цен с предельными издержками. В этих альтернативных моделях олигополии небольшое количество фирм получает положительную прибыль, устанавливая цены выше себестоимости. Предположим, две фирмы, A и B, продают однородный товар, каждая с одинаковой стоимостью производства и распределения, так что покупатели выбирают продукт исключительно на основа цены. Отсюда следует, что спрос бесконечно эластичен по цене. Ни A, ни B не будут устанавливать более высокую цену, чем другие, потому что это приведет к уступке всего рынка их сопернику. Если они установят одинаковую цену, компании разделят и рынок, и прибыль.
С другой стороны, если какая-либо из фирм снизит свою цену, даже немного, она получит весь рынок и значительно большую прибыль. Поскольку и A, и B знают об этом, каждый из них будет пытаться обойти своего конкурента до тех пор, пока продукт не будет продаваться с нулевой экономической прибылью. Это чистая стратегия равновесие по Нэшу. Недавние исследования показали, что может существовать дополнительное равновесие по Нэшу для смешанной стратегии с положительной экономической прибылью в предположении, что прибыль монополий бесконечна. Для случая конечной монопольной прибыли было показано, что положительная прибыль в условиях ценовой конкуренции невозможна в смешанном равновесии и даже в более общем случае коррелированных равновесий.
Парадокс Бертрана редко проявляется на практике, потому что реальные продукты почти всегда дифференцировано каким-либо образом, кроме цены (торговая марка, если ничего другого); у фирм есть ограничения на их способность производить и распространять, и две фирмы редко имеют одинаковые затраты.
Результат Бертрана парадоксален, потому что если количество фирм увеличивается с одной до двух, цена снижается с монопольной цены до конкурентной цены и остается на прежнем уровне. уровень по мере дальнейшего увеличения числа фирм. Это не очень реалистично, поскольку в действительности рынки с небольшим количеством фирм, обладающих рыночной властью, обычно взимают цену, превышающую предельные издержки. Эмпирический анализ показывает, что в большинстве отраслей с двумя конкурентами получается положительная прибыль. Решения парадокса - это попытка получить решения, которые больше соответствуют решениям из модели Курно конкуренции, где две фирмы на рынке получают положительную прибыль, которая находится где-то между совершенно конкурентным и монопольным уровнями.
Некоторые причины, по которым парадокс Бертрана не применяется строго: