Битва при Фригиде

редактировать
394 г. н.э. Битва между Феодосием и Евгением
Битва при Фригиде
Иллюстрация битвы . Битва при Фригиде Иоганн Вейхард фон Вальвазор (1689)
Дата5–6 сентября 394 г.
Местоположениеу реки Фригидус (вероятно, Випава на территории нынешнего западная Словения )45 ° 52′13 ″ N 13 ° 56′10 ″ E / 45,87028 ° N 13,93611 ° E / 45,87028; 13,93611 Координаты : 45 ° 52′13 ″ N 13 ° 56′10 ″ E / 45,87028 ° N 13,93611 ° E / 45,87028; 13,93611
РезультатПобеда Феодосия
Территориальные. измененияФеодосий завоевывает Западную империю
Воюющие стороны
Восточная Римская империя. Вестготы Западная Римская империя
Командиры и лидеры
Феодосий I. Тимасий. Стилихон. Аларих из вестготов. Бакурий . Гайнас Евгений . Арбогаст
Участвующие подразделения
Herculiani shield pattern.svg Herculiani seniores
Сила
20 000–30 000 римлян. 20,000 Готы 35,000–50,0 00, примерно так же, как у восточных римлян
Жертвы и потери
Неизвестно. 10,000 Готы Неизвестно (тяжелые)
Битва при Фригиде проходит в Словении Битва при Фригиде Место битвы в Словении
Римляне Империя в конце 395 г., после передачи Востоком Паннонской епархии (восток Италии) Западной Империи. В 394 году, во время битвы, эта епархия все еще была частью Восточной империи.

Битва при Фригиде, также называемая Битвой на Холодной реке, велась с 5 по 6 сентября 394, между армией восточного императора Феодосия I и армией западного римского правителя Евгений на восточной границе Региона X в Римской Италии.

Поскольку западный император Евгений (хотя номинально христианин ) питал симпатии к язычникам, война приняла религиозный оттенок с христианством. противопоставлен последней попытке языческого возрождения. Битва была последней серьезной попыткой оспорить христианизацию империи; его исход решил исход христианства в Западной Империи и окончательный упадок греко-римского политеизма в пользу христианства в течение следующего столетия.

Поражение Евгения и его командира франков magister militum Арбогаст вернуло всю империю в руки единого императора в последний раз до окончательного краха Западной Римской империи (не считая чисто номинальных притязаний Зенона в 480 г.). В следующем году Феодосий передал правление Западной империи своему младшему сыну Гонорию (с генералом Стилихоном в качестве регента, пока Гонорий был несовершеннолетним).

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Подготовка кампании
  • 3 Битва
  • 4 Религиозный характер конфликта
  • 5 Последствия
  • 6 Источники
  • 7 Библиография
    • 7.1 Первичная источники
    • 7.2 Дополнительные источники
  • 8 Внешние ссылки
История вопроса

В 313 Константин I и Лициний узаконили христианскую веру с помощью Миланский эдикт. Феодосий I сделал его официальной религией государства в Фессалоникийском эдикте 380 . Конфликт разгорелся между римским сенатом, многие из которых не были христианами, и императорами в Константинополе и Милане, которые официально присоединились к христианским учениям. Сенаторы писали письма и приводили доводы в пользу возврата к традиционным римским верованиям, часто подчеркивая защиту и удачу, которыми древние римские боги одарили Рим с момента его зарождения как небольшого города-государства. Со своей стороны, христианские императоры подчеркивали примат христианства, хотя не все делали это в одинаковой степени. Это столкновение между двумя основными религиями римского мира было по большей части академической дискуссией без угрозы вооруженных восстаний, хотя мелкомасштабное насилие было широко распространено.

Карта с изображением реки Фригид к северо-востоку от Аквилеи

Однако 15 мая 392 года западный император Валентиниан II был найден мертвым в своей резиденции в Вьенне, Галлия. Валентиниан продолжал имперскую политику подавления интересов приверженцев старых языческих религий при поддержке христиан. Эта политика привела к усилению напряженности между императором и сенаторами. Арбогаст был magister militum, или военачальником, Западной Империи и ее фактическим правителем. После смерти Валентиниана он сообщил Феодосию, восточному императору, что молодой император покончил жизнь самоубийством.

Этим летом напряженность между двумя половинами империи еще больше усилилась. Арбогаст предпринял несколько попыток связаться с Феодосием, но, очевидно, ни одна из них не продвинулась дальше ушей восточного преторианского префекта или главного министра Руфина. Ответы, полученные Арбогастом от Руфинуса, оказались бесполезными. Сам Феодосий постепенно приходил к убеждению, что Валентиниан был убит, в немалой степени потому, что его жена Галла была убеждена, что смерть ее брата была вызвана предательством. Со своей стороны, у Арбогаста было мало друзей в Восточном дворе, хотя его дядя Ришомерес был главнокомандующим восточной кавалерией. Поскольку становилось все более вероятным, что какой бы курс ни избрал Феодосий, он будет враждебным по отношению к Арбогасту, Франк решил сделать первый шаг.

22 августа Арбогаст возвел Флавия Евгения, магистра западного императорского двора scrinii, или старшего государственного служащего, на трон Западной Империи. Евгений был уважаемым знатоком риторики и римлянином по рождению, что делало его гораздо более приемлемым кандидатом на пурпур, чем франкский полководец. Его вознесение было поддержано преторианским префектом Италии, Никомахом Флавианом Старшим, а также многими членами римского сената-язычниками. Некоторым сенаторам, в частности, Симмаху, это не понравилось. После своего возведения на пост императора Евгений назначил нескольких важных языческих сенаторов на ключевые должности в западном правительстве. Он также поддержал движение за продвижение традиционной религии, предоставив ей официальное признание и восстановив важные святыни, такие как Алтарь Победы и Храм Венеры и Рима. Эти действия вызвали резкую критику Евгения со стороны епископа Миланского Амвросия и мало сделали его, чтобы полюбить его христианскому Феодосию.

Как христианин, Феодосий был огорчен явным возрождением язычества, которое происходило во время правления Евгения. Вдобавок существовала проблема смерти Валентиниана, которая так и не была разрешена к его удовлетворению. Кроме того, Евгений удалил всех высших гражданских чинов, оставленных Феодосием, когда он отдал западную половину империи Валентиниану, так что Феодосий потерял контроль над Западной Римской империей. Когда группа западных послов прибыла в Константинополь с просьбой признать Евгения западным августом, Феодосий уклонился от обязательств, даже если он принял их с подарками и неопределенными обещаниями. Решился ли он уже на наступление на Евгения и Арбогаста, пока неясно. В конце концов, однако, после объявления своего сына Гонория, которому тогда было восемь лет, западным августом в январе 393 года, Феодосий наконец решил вторгнуться на Запад.

Подготовка кампании

В течение следующих полутора лет Феодосий собрал свои силы для вторжения. Восточные армии атрофировались после смерти императора Валента и большинства его солдат в битве при Адрианополе. Генералам Флавию Стилихону и Тимасию выпала задача восстановить дисциплину в легионах и восстановить их силы посредством вербовки и призыва.

В то же время другой советник Феодосия, евнух Евтропий, был послан из Константинополя за советом и мудростью старого христианского монаха в египетский город Ликополис.. Согласно отчетам о встрече, приведенным Клавдианом и Созоменом, старый монах предсказал, что Феодосий одержит дорогостоящую, но решающую победу над Евгением и Арбогастом.

Феодосий I Евгений на монете. Западный правитель был взят в плен после битвы и обезглавлен. Его голова была выставлена ​​в лагере Феодосия.

Восточная армия выступила к западу от Константинополя в мае 394 года. Обновленные легионы были поддержаны многочисленными вспомогательными войсками варваров, включая более 20 000 вестготов федератов и других силы из Сирии. Сам Феодосий возглавил армию; среди его командиров были его собственные генералы Стилихон и Тимасий, вождь вестготов Аларих и кавказский иберийский по имени Бакуриос Хибериос.

. Их продвижение через Паннонию до Юлийских Альп было не встретили сопротивления, и Феодосий и его офицеры должны были подозревать, что их ждет впереди, когда они обнаружили, что восточные концы горных перевалов не защищены. Арбогаст, основываясь на своем опыте борьбы с узурпатором Магнусом Максимом в Галлии, решил, что лучшая стратегия - сохранить единство своих сил для защиты самой Италии, и с этой целью он зашел так далеко, что покинул Альпийские перевалы неохраняемые. Войска Арбогаста состояли в основном из его собратьев франков, алеманн и галло-римлян, а также его собственных готских вспомогательных войск.

Благодаря стратегии Арбогаста по поддержанию единых, относительно сплоченных сил, армия Феодосия беспрепятственно прошла через Альпы и спустилась в долину реки Фригид к востоку от римского порта Аквилея. Именно в этой узкой горной местности в первые дни сентября они наткнулись на лагерь западной армии в Claustra Alpium Iuliarum.

Битва

Неизвестно, где именно произошло сражение. Хотя утверждалось, что место битвы следует искать в Верхней Изонцо долине, в основном это место происходило где-то в Випавской долине. В то время как «Фригидус» обычно считался рекой или ручьем Випава, а битва происходила около Врхполье, недавние исследования показывают, что на самом деле оно происходило в нескольких километрах, между Кол и Санабор в так называемых воротах Римской Италии.

Перед битвой Евгений и Арбогаст поставили статую Юпитера на краю поля битвы, и наносили изображения Геркулеса на армейские знамена. Таким образом они надеялись повторить победы Рима в прежние дни, когда он всегда полагался на старых богов для поддержки в битвах. В первый день битвы старые боги, казалось, побеждали. Феодосий атаковал почти сразу, практически не проводя разведки поля битвы. Он первым обратил в бой своих союзников-гот, возможно, надеясь поредить их ряды за счет истощения и уменьшить их потенциальную угрозу Империи. Опрометчивое наступление восточной армии привело к тяжелым потерям, но незначительному выигрышу: сообщается, что 10 000 вспомогательных войск гот были убиты, и грузинский генерал Бакурий был среди убитых.

В конце дня Евгений праздновал успех своих войск. защищая свои позиции, в то время как Арбогаст послал отряды, чтобы перекрыть горные перевалы позади войск Феодосия.

После бессонной ночи Феодосий обрадовался известием о том, что люди, которых Арбогаст послал, чтобы заткнуть его бутылкой в ​​долине, намеревались перейти на его сторону. Воодушевленные этим благоприятным развитием событий, люди Феодосия снова атаковали. На этот раз природа была на их стороне, и жестокая буря - очевидно, бора, обычное явление в этом регионе - обрушилась на долину с востока. В других рассказах рассказывается о том, как Феодосий молился Богу о шторме, который впоследствии Бог даровал.

Сильный ветер дул облака пыли в лица западных войск (легенда также гласит, что яростный ветер дул даже западным войскам. 'собственные стрелы обратно на них). Под ударом ветра позиции Арбогаста оборвались, и Феодосий одержал решающую победу, о которой предсказывал египетский монах.

После этого Евгений был схвачен и доставлен к императору. Его мольбы о пощаде остались без ответа, и он был обезглавлен. Арбогаст избежал поражения и скрылся в горах, но после нескольких дней странствий пришел к выводу, что побег невозможен, и покончил с собой.

Религиозный характер конфликта

Хотя версия битвы, в которой божественный ветер победил языческих врагов Феодосия, стала популярной в поздней античности, современные историки, в первую очередь Алан Кэмерон, оспаривают достоверность этой версии событий. Камерон утверждает, что идея о том, что Евгений и Арбогаст были язычниками или сторонниками язычников, была создана, чтобы оправдать кампанию Феодосия против них, и что другие узурпаторы, такие как Магнций, были ложно заклеймены язычниками после своего поражения. Идея о том, что враги Феодосия были язычниками, возникла у церковного историка Руфина, и только источники, зависящие от Руфина, упоминают эту идею.

Кроме того, самый ранний источник, упоминающий решающий ветер бора был Амвросий Миланский, но он заявляет в своей проповеди по Псалму 36, что ветер подул перед этой битвой и деморализовал врага Феодосия еще до того, как началась битва. Эту идею, вероятно, подхватил поэт Клавдиан, который в своих фантастических и пропагандистских стихах в пользу семьи Феодосиев переместил ветер в решающий момент битвы. Клавдиан, похоже, делает классическую ссылку на Силиуса Италика, чей рассказ о битве при Каннах упоминает похожий ветер, уносящий назад копья и оружие. Из поэзии Клавдиана, которая была популярна как в восточной, так и в западной половине Римской империи, распространилась идея о том, что ветер бора решает битву. Это хорошо согласуется с другой идеей о том, что это была битва между язычниками и христианами: Феодосию, как христианскому императору, помог Бог в форме ветра.

Последствия

была дорогостоящей, но полной победой Феодосия и полной потерей для Евгения. Западные провинции быстро подчинились Феодосию. Всего четыре месяца спустя он умер, оставив правительство в руках своих маленьких детей Гонорий и Аркадий.

. Что наиболее важно, это сражение часто рассматривалось как последняя попытка оспорить христианизацию. империи. Согласно Руфину, эта битва по важности не уступает битве у Мильвийского моста, так как она рассматривалась не только как победа в гражданской войне, но и как подтверждение правоты христианский Бог и триумф христианства - через одно поколение элитные языческие семьи Рима откажутся от всякого серьезного сопротивления христианству.

Однако битва также ускорила крах римской армии на западе. Легионы уже теряли свою эффективность из-за реорганизации и снижения качества их подготовки и дисциплины. Потери в битве при Фригиде ослабили западные легионы. Этот спад в возможностях римских солдат означал, что Империя все больше полагалась на наемников-варваров, использовавшихся как foederati, которые часто оказывались ненадежными или даже предательскими.

Список литературы
Библиография

Первоисточники

  • Руфиниус. Historia Ecclesiastica. 11.30.

Вторичные источники

  • Бейнс, Норман Х. (1911). Х. М. Гваткин и Дж. П. Уитни (ред.). Династия Валентиниана и Феодосия Великого. Кембриджская средневековая история. 1 . Издательство Кембриджского университета.
  • Харл, Кеннет В. (2004). Рим и варвары. Обучающая компания. ISBN 1-56585-903-0.
  • Кон, Джордж Чайлдс. Словарь войн (пересмотренное издание).
  • Уильямс, Стивен; Фрилль, Жерар (1994). Феодосий: Империя в Заливе. Издательство Йельского университета.
  • Уайт, Синтия (1 ноября 2010 г.). Возникновение христианства: классические традиции в современной перспективе. Fortress Press. ISBN 978-0-8006-9747-1.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:22:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте