Битва при Тулоне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Война за австрийское наследство | |||||||
. Батталла де Тулон, Военно-морской музей Мадрида | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Испания. Франция | Великобритания | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хуан Наварро. Клод Брюйер | Томас Мэтьюз. Ричард Лесток | ||||||
Сила | |||||||
27 линейных кораблей. 3 фрегата. 3 небольших боевых корабля | 30 линейных кораблей. 3 фрегата. 6 меньших боевых кораблей | ||||||
Потери и потери | |||||||
149 убитыми. 467 ранеными. 1 линейный корабль затоплен | 142 убитых. 196 раненых. 10 кораблей повреждены. 1 боевой корабль потоплен |
Военно-морская битва при Тулоне или битва у мыса Сициэ произошла 22–23 февраля 1744 г. (NS ) в Средиземном море у французского побережья около Тулона. Объединенный франко-испанский флот вступил в бой с Британией. Французский флот, официально не находившийся в состоянии войны с Великобританией, присоединился к битве поздно, когда стало ясно, что сильно превосходящий по численности испанский флот получил тактический контроль над полем боя. После французского вмешательства британский флот был вынужден отступить.
В Британии это сражение считалось самым ужасным поражением; Франко-испанский флот успешно завершил британскую блокаду и нанес британцам значительно больший ущерб, чем они получили, в результате чего англичане отошли на Менорку, нуждаясь в капитальном ремонте. Отступление флота адмирала Мэтьюза оставило Средиземное море временно под контролем Испании, что позволило испанскому флоту доставлять войска и припасы для испанской армии в Италии, решительно повернув войну там в свою пользу.
Томас Мэтьюз предстал перед военным трибуналом в 1746 году по обвинению в дезорганизованном приведении в действие флота, в бегстве от врага и в том, что он не сумел привлечь к действиям врага при благоприятных условиях. Он был одним из семи кораблей капитанов, уволенных со службы.
В англоязычной литературе сражение рассматривается в лучшем случае как нерешительное, а в худшем - как фиаско.
Война за австрийское наследство В 1740 г. вспыхнул вопрос о том, может ли Мария Тереза унаследовать трон Габсбургской монархии. Великобритания поддержала Австрию и притязания Марии Терезии, в то время как Испания и Франция поддержали конкурирующие притязания Карла, курфюрста Баварии. Великобритания и Испания воевали на Американском континенте с 1739 года, в Войне Уха Дженкинса. Британия и Франция официально не находились в состоянии войны в начале 1744 года, хотя они находились по разные стороны более широкого конфликта, и Франция тайно планировала вторжение в Британию.
Томас Мэтьюз имел твердые, но не впечатляющие взгляды. карьеру в качестве капитана флота, дослужившись до командования небольшой эскадрой, прежде чем уйти из флота в 1724 году. Он вернулся на военно-морскую службу в 1736 году, но только в качестве берегового администратора. Начало войны с Испанией и неминуемая угроза войны с Францией привели к тому, что Мэтьюз вернулся на действительную службу после нескольких лет эффективной отставки с повышением непосредственно до вице-адмирала красных 13 марта 1741 года. Он получил командование флотом в Средиземном море, а вместе с ним и назначение полномочным представителем Карлом Эммануилом III, королем Сардинии (который поддерживал Иск Марии Терезии ) и других судов Италии. Выбор Мэтьюса на эту роль был несколько неожиданным, поскольку он не был особенно выдающимся и не служил на флоте в течение ряда лет.
Вторым командующим в Средиземном море был тыл- Адмирал Ричард Лесток. Мэтьюз знал Лестока со времен верфи Чатема, когда Мэтьюз был комиссаром, а Лесток командовал сторожевыми кораблями, расположенными в Медуэй. Эти двое не были в хороших отношениях, и Лесток надеялся получить командование Средиземноморским флотом сам - он исполнял обязанности командующего в течение нескольких недель после того, как Николас Хэддок был отозван. Получив сообщение в Средиземном море, Мэтьюз потребовал отозвать Лестока в Британию. Лесток также попросил переназначить его, попросив вместо этого командовать флотом Вест-Индии. Адмиралтейство отказалось действовать по любой просьбе.
Двое мужчин продолжали разногласия во время пребывания в Средиземном море, хотя озабоченность Мэтьюса своими дипломатическими обязанностями означала, что они не стали открываться. аргумент. В 1742 году Мэтьюз послал небольшую эскадру в Неаполь, чтобы заставить короля Карла, впоследствии короля Испании, оставаться нейтральным в войне. Командовал им коммодор Уильям Мартин, который отказался вступить в переговоры и дал королю полчаса на то, чтобы ответить. Неаполитанцы были вынуждены согласиться с требованиями британцев.
В июне 1742 г. эскадра испанских галер, укрывшаяся в заливе Сен-Тропе, была сожжена огнестрельные корабли флота Мэтьюза. Тем временем испанская эскадра укрылась в Тулоне, и британский флот наблюдал за ней из Йера. Британцы начали военно-морскую блокаду за пределами Тулона, позволив французским судам пройти, но не позволив испанцам уйти.
21 февраля 1744 года испанцы покинули Тулон и оставили в море в компании с французскими войсками. Мэтьюз приказал британскому флоту следовать их курсом. Франко-испанский флот насчитывал 27 линейных кораблей и три фрегата, в то время как у англичан было 30 линейных кораблей и три собственных фрегата. Британские корабли, как правило, были больше и лучше вооружены, чем их противники, и в целом несли на 25% больше пушек. Оба флота были организованы в традиционные три эскадрильи из фургона, в центре и в тылу, причем испанцы составляли тыловую эскадру союзного флота.
Ветер был слабым, что затрудняло маневрирование и вызывало рассредоточение флотов. Вечером 22 февраля флоты начали приближаться друг к другу и готовиться к битве, и Мэтьюз дал сигнал своим кораблям сформировать боевой порядок. Линия все еще не была должным образом сформирована, когда наступила ночь, и Мэтьюз подал сигнал к прийти к (остановиться, повернувшись против ветра), намереваясь, чтобы его корабли первыми финишировали в построении. Фургон и центральная эскадрилья сделали это, но Лесток, командовавший тылом, выполнил приказ немедленно прибыть, не выстроившись в линию.
Карта битвыК рассвету 23 февраля тыл британцев флот отделял значительное расстояние от фургона и центра. Мэтьюз дал сигнал Лестоку сделать больше парусов, не желая начинать атаку, когда его корабли все еще были дезорганизованы, но медлительность ответа Лестока заставила франко-испанские силы начать ускользать на юг. Мэтьюз опасался, что они сбегут от него и пройдут через Гибралтарский пролив, чтобы присоединиться к французским силам, собранным в Бресте для запланированного вторжения в Британию.
Зная, что его долг должен был атаковать, Мэтьюз подал сигнал, чтобы вступить в бой с противником на своем флагманском корабле HMS Namur, и в час дня покинул линию обороны, чтобы атаковать испанский тыл, за ним последовал капитан Джеймс Корнуолл на борту HMS Marlborough. При этом сигнал о построении боевой линии оставался летящим. Два одновременно летящих сигнала создавали путаницу. Ряд британских командиров, включая капитана Эдварда Хоука, последовали примеру Мэтьюза, но многие этого не сделали. Другие его командиры были либо слишком неуверенными, либо, в случае с Лестоком, якобы были рады видеть Мэтьюса в затруднительном положении и не желали ему помогать.
Намюр и Мальборо, сильно превосходящие численностью и лишенные поддержки, сумели успешно атаковать свои противники на линии врага, но понесли значительный урон. В задней части атакованных кораблей следовали еще пять испанских кораблей, на некотором расстоянии из-за низкой скорости одного впереди: Brillante, San Fernando, Halcon, Soberbio и Santa Isabel. Между этими и головными кораблями английского тыла произошла перестрелка. Большинство кораблей Лестока в тылу оставались бездействующими во время битвы.
Основное действие происходило вокруг Реала Фелипе, флагмана Наварро. Мальборо намеренно пересек испанскую линию, но получил настолько серьезные повреждения, что оказался на грани затопления. «Геркулес» на корме «Реал Фелипе» энергично отбился от трех британских кораблей. «Константе», опережая флагман, отразила атаку линейного британского корабля, который был незамедлительно заменен еще двумя, с которыми он продолжал сражаться почти три часа.
Французы корабли подошли к 5 часам, чтобы помочь испанцам, маневр, интерпретированный некоторыми британскими командирами как попытка удвоить британскую линию и окружить их. Без приказов Мэтьюза и отсутствия четких инструкций или структуры управления британская линия прорвалась и начала бежать на северо-запад. Испанцы, все еще находившиеся в обороне, не позаботились захватить беззащитный Мальборо, хотя они все же отбили Подер, который ранее сдался британцам.
Затем франко-испанский флот возобновил свой полет на юго-запад, и только 23 февраля британцы смогли перегруппироваться и возобновить преследование. Они снова догнали вражеский флот, которому мешала буксировка поврежденных кораблей, а неуправляемый «Подер» был брошен и затоплен французами. К этому времени британцы приблизились к вражескому флоту на расстояние нескольких миль, но Мэтьюз снова дал сигнал флоту, чтобы он подошел. На следующий день, 24 февраля, франко-испанский флот почти скрылся из виду, и Мэтьюз вернулся в Йер и оттуда отплыл в Порт-Махон, куда он прибыл в начале марта.
Тактически битва была нерешительной, но Франция и Испания в результате добились значительных стратегических успехов. Ускользнувший франко-испанский флот смог доставить войска и припасы для испанской армии в Италии, решительно развернув там войну в свою пользу. Испанский адмирал Хуан Хосе Наварро был назначен маркизом Победы после его ведения в битве. За битвой последовало объявление войны Францией Великобритании и Ганноверу в марте. В мае французы также объявили войну Марии Терезии и вторглись в австрийские Нидерланды, отказавшись от своего прежнего плана вторжения в Великобританию.
Это были серьезные последствия, возникшие в результате неудачи британского флота. чтобы принять решительное действие против врага меньшего числа. Это было широко отмечено в Великобритании, что привело к Палате общин, которая обратилась к королю Георгу II с просьбой провести публичное расследование. Это было проведено, и дюжина капитанов предстала перед военным трибуналом, семеро были сняты с должности за то, что они не сделали «все возможное» для борьбы с противником и поддержки уже занятых кораблей, согласно статьям войны (двое оправданы, один умер до суда). Лестока также судили, но он смог возложить вину на Мэтьюза и с помощью влиятельных сторонников в правительстве был оправдан и ему предложили дальнейшую работу. Мэтьюз также предстал перед военным трибуналом в 1746 году по обвинению в дезорганизованном приведении в действие флота, в бегстве от врага и в том, что он не сумел привести врага в действие при благоприятных условиях. В его защиту было показано, что он храбро сражался, но в июне 1747 года суд постановил, что обвинения доказаны, и Мэтьюз был снят с должности (уволен со службы).
Судебные решения были непопулярны среди общественности, так как история 1758 года гласит:
Нацию нельзя было убедить, что вице-адмирала следует оправдать за то, что он не сражался, а адмирал был убит за боевые действия.
Военному трибуналу препятствовало вмешательство политиков и гражданских лиц. Суды, поэтому в 1749 Парламент внес поправки в Военные статьи 1661 года, чтобы усилить автономию военно-морских судов. Он также внес поправки в раздел, который гласил:
Каждый капитан и все другие офицеры-моряки и солдаты каждого корабля Frigott или военный корабль, который во время любого боя или сражения должен отступить, отступить или не прийти. вступить в бой и вступить в бой, и сделать все возможное, чтобы убить вражеского пирата или мятежников и нанести ему непоправимый урон, а также помочь всем и каждому из кораблей Его Величеств за такое преступление трусости или недовольства предстать перед судом и понести смерть или другое наказание, как обстоятельства правонарушения заслуживают, и военный суд должен признать его пригодным.
Вместо этого статья XII в статьях войны 1749 г. будет гласить:
Каждое лицо во флоте, проявившее трусость, халатность или недовольство, должно в Время действия отозвано, или сдерживается, или не вступает в бой или сражение, или не должен делать все возможное, чтобы захватить или уничтожить каждый Корабль, с которым его обязанность вступить в бой, а также помочь и освободить всех и каждого из его Величества Корабли или те его союзников, которым он обязан помогать и освобождать, каждое такое лицо, совершившее преступление и осужденное за это приговором военного трибунала, будет понесено смерть.
Это изменение приведет к казни Адмирал Бинг в 1757 году.
Франко-испанский флот | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Корабль | Ставка | Пушки | Командир | Примечания | |||
Ван | |||||||
Борэ | Третьесортный | 64 | Капитан Маркё | ||||
Тулуза | Четвертый класс | 60 | Капитан Дартон | ||||
Тигре | Четвертый -rate | 50 | Капитан Саурин | ||||
Эол | Третья степень | 64 | Капитан Д'Алвер | ||||
Альцион | Четвертая степень | 56 | Капитан Лансель | ||||
Герцог Д'Орлеан | Третьесортный | 68 | Капитан Дорнес | ||||
Эспуар | Третьесортный | 74 | Капитан Д'Эрикур (прапорщик Гаваре) | ||||
Центр | |||||||
Трайдент | Третьесортный | 64 | Капитан Кайлус | ||||
Эро | Четвертый класс | 60 | Капитан Грамье | ||||
Ахилеон | Четвертый класс | 60 | Капитан Во зло | ||||
Солид | Третьесортный | 64 | Капитан Шатонеф | ||||
Диамант | Четвероклассный | 50 | Капитан Манак | ||||
Ферме | Третьесортный | 70 | Капитан Горгес | ||||
Грозный | Третьесортный | 74 | Вице-адмирал Де Корт. капитан Жонкьер | ||||
Санкти Эспиритус | Третьесортный | 68 | Капитан Яд | ||||
Серие | Третьесортный | 64 | Капитан Кахила | ||||
Задний | |||||||
Ориенте | Четвертого ранга | 60 | Капитан Хоакин Виллена | ||||
Америка | Четвертого ранга | 60 | Капитан Анибал Петруччи | ||||
Нептуно | Четвертый -rate | 60 | Капитан Энрике Оливарес † | ||||
Подер | Четвероклассный | 60 | Капитан Родриго де Уррутия. (Военнопленный ) | Захвачен англичанами. Отбит и затоплен французами | |||
Константа | Третьесортный | 70 | Капитан Агустин Итурриага † | ||||
Настоящий Фелипе | Первоклассный | 110 | Адмирал Хосе Наварро. Капитан Николас Джеральдино † | ||||
Геркулес | Третьесортный | 64 | Капитан Косме Альварес | ||||
Брильянте | Четвертый класс | 60 | Капитан дон Блас де ла Барреда | ||||
Алькон | Четвертый класс | 60 | Капитан Хосе Рентерия | ||||
Сан-Фернандо | Третьесортный | 64 | Граф Вегафлорида | ||||
Собербио | Четвероклассный | 50 | Капитан Хуан Вальдес | ||||
Санта-Исабель | Третьесортный | 80 | Капитан Игнасио Даутвиль |
4 фрегата. 4 боевых корабля
Викискладе есть материалы, связанные с битвой при Тулоне (1744 г.)). |
Координаты : 42 ° 46′45 ″ N 5 ° 41'27 ″ E / 42,77917 ° N, 5,69083 ° E / 42,77917; 5.69083