Атаэгина или Атаесина (испанский; португальский : Атегина) была популярной богиней почитали древние иберы, лузитаны и кельтиберы с Пиренейского полуострова.
Имя Атаегина чаще всего происходит от кельтского источника: два корня * atte- и * geno- означают «возрожденный» или от * ad-akī- (ирландский adaig), что означает «ночь»; однако ее присутствие в явно неиндоевропейских иберийских регионах предполагает, что она могла иметь более старое, коренное происхождение, и в этом случае этимология ее имени более вероятна иберийский или тартесский. Эпиграфы из региона Бадахос связывают богиню с римской Прозерпиной или Персефоной, что делает ее богиней, правящей весной и сезонностью, повторяя «возрожденное» происхождение. имени.
Атаегине поклонялись в Лузитании и Бетике ; были также святилища, посвященные Атаегине в Элваше (Португалия ), и Мериде и Касерес в Испании, наряду с другими местами, особенно у реки реки Гвадиана. Она была одной из богинь, которым поклонялись в Миртилисе (сегодня Мертола, Португалия ), Пакс Джулии (Бежа, Португалия) и особенно в городе Туробрига, чьи точные данные местонахождение неизвестно. Бронзовая доска с Мальпартида де Касерес предполагает ассоциации с козлом как священным животным.
Команда, претендующая на роль первооткрывателей возможной карликовой планеты Хаумеа, Ортис и др. предложили Атецину в качестве названия тела из-за ее мифической связи с Плутоном (Прозерпина была жена Плутона) и ее связь с южной Испанией, недалеко от обсерватории первооткрывателей. Однако это предложение не было принято Международным астрономическим союзом не только потому, что существует спор о том, действительно ли Ортис открыл Хаумеа, но и потому, что хтонические божества были зарезервированы для тел, вращающихся вокруг стабильный резонанс с Нептуном, чего не было для Хаумеа, чей слабый резонанс 7:12 был прерывистым.