Асикага Тадаёси (足 利 直 義, 1306 - 13 марта 1352 г., стр. Камакура, Япония ) был генералом периода Северного и Южного дворов (1337–92) японской истории и близким соратником своего старшего брата Такаудзи, первый Муромачи сёгун. Сын Асикаги Садаудзи и Уэсуги Киёко, дочери Уэсуги Ёрисигэ, той же матери, что и Такаудзи, он был ключевой фигурой хаотического переходного периода между сёгунатами Камакура и Муромати. Сегодня Тадаёси считается военным и административным гением и настоящим архитектором многих успехов своего старшего брата. В современной хрониках его редко называют именем, а вместо этого называют либо гошо (御所), либо Дайкю-дзи-доно (大 休 寺 殿) по названию его семейного храма. Его посмертное имя было Кодзан Эген (古 山 慧 源).
Асикага были самурайской семьей из Камакура и имели кровные узы с Сэйва Гэндзи, клан Минамото-но Ёритомо. В свою очередь, Такаудзи, Тадаёси не принимает участие в политической деятельности сёгуната Камакура до войны Генко (1331–1333), отличие гражданской войны, завершение которой (Осада Камакуры (1333) знаменует конец периода Камакура и начало самого бурного периода в истории Японии, эпохи Муромати.
Как и его брат, Тадаёси решительно покинул сегунат Камакура, чтобы объединиться с Император Го-Дайго во время Реставрации Кенму 1333 года. Когда Го-Дайго взошел на трон в 1318 году, он выразил свое намерение было править без вмешательства со стороны военных в Камакура, однако самураев в целом не готов отдать власть, поэтому.
Го-Дайго хотел восстановить свое правление в Камакуре и к востоку от страны, не посылая туда сёгуна, как это было видно, всего через год после падения сёгуната, поскольку все В качестве компромисса он отправил своего шестилет. него сына принца Норинагу в провинцию Муцу и назначил его генерал-губернатором провинций Муцу и Дева. В качестве очевидного ответа на этот шаг, Тадаёси без приказа Императора сопровождал другого из своих сыновей, одиннадцатилетнего принца Нариёси (также известный как Наринага), в Камакура, где он назначил его губернатором Провинция Козуке с самим собой в заместителя и фактического правителя. Назначение воина на столь важный пост должно было показать Императору, что класс самураев не готов к чисто гражданскому правлению. Он правил без вмешательства со стороны Киото, а сама территория была фактически миниатюрным сёгунатом, это начало можно считать началом сёгуната Асикага.
В 1335 году, во время восстания Накасендай, наступающего Ходзё. Токиюки Тадаёси, был вынужден в спешке покинуть Камакура. Не имея возможности взять с собой другого сына Го-Дайго, принца Моринага, которого он держал в заложниках в течение нескольких месяцев, вместо того, чтобы отпустить его, он решил обезглавить его.
В декабре 1335 года Тадаёси потерпел поражение от имперских сил под командованием Нитты Ёсисады, вынудив его отступить к горам Хаконэ. Однако с помощью его брата Такаудзи смогли победить Ёсисаду в битвах при Санояме и Мисиме. После этого братья могли двинуться в Киото.
Однако их занятие Киото было недолгим, поскольку силы, верные Го-Дайго, вынудили братьев бежать на запад. В апреле 1336 года Асикага Тадаёси «прогнал врага впереди себя», помогая своему брату победить клан Кикучи, союзников Го-Дайго. Эта битва при Татарахаме (1336 г.) произошла в залив Хаката. Победа позволила Такаудзи стать хозяином Кюсю.
К маю Такаудзи смог продвинуться с флотилией, достигнув в распространении современного Кобе. Тадаёси последовал за ним параллельными сухопутными войсками.
Повернувшись против Го-Дайго, Тадаёси и Такаудзи в 1336 г. Создайте конкурирующего императора после победы над лоялистами в битве при Минатогаве. Их сёгунат Муромати был основан в 1338 году.
Разделив власть между ними, Такаудзи взял на себя военное дело, а Тадаёси - судебные и административные вопросы.
И Тадаёси, и Такаудзи были учениками известного мастера дзэн, интеллектуала и дизайнера садов Мусо Сосэки, под руководством которого первый позже стал буддийским монахом. Отчасти благодаря влиянию Сосэки ранее существовавшая Пятигорная система сеть храмов Дзэн была расширена и усилена, во-первых, с основанием Дзиссэцу, а позже с подсетями храмов Анкоку-дзи. Создание обеих систем обычно полностью приписывается Тадаёси. Известно, что Сосэки написал о двух братьях, описав Такаудзи как более склонного к военным занятиям, а Тадаёши - как правительство.
Асикага Такаудзи был официально назначенным сёгуном, но оказавшись неспособным управлять страной, более десяти лет правил Тадаёси вместо него. Однако отношения между двумя братьями суждено были разрушены в результате беспорядков Канно, события, получившие свое название от эпохи Канно (1350–1351 гг.), Во время которого оно произошло, и имело очень серьезные последствия. для всей страны. Проблемы между ними начались, когда Такаудзи сделал Ко но Моронао своим заместителем сёгуна. Согласно Тайхейки, Тадаёши не любил Моронао и несмотря на провал всех остальных попытка избавиться от, пыталась его убить. Согласно тому же источнику, его заговор был раскрыт, и поэтому он был исключен из правительства. В любом случае, Тадаёси в 1350 году был вынужден покинуть монашеское правительство принять постриг под монашеским именем Кэйсин.
В 1351 году Тадаёси восстал и присоединился к врагам своего брата, Южный двор, император которого Го-Мураками назначил его генералом всех своих войск. В 1351 году он победил Такаудзи, занял Киото и вошел в Камакура. В том же году его войска убили Моронао и его брата Мороясу в Микаге (провинция Сетцу ). В следующем году судьба Тадаёши изменилась, и он потерпел поражение от Такаудзи в Саттаяме. Примирение между братьями оказалось недолгим; Тадаёси был зажат двумя армиями Такаудзи и бежал к холмам Идзу в 1352 году. Вскоре после якобы второго примирения Тадаёси был схвачен и заключен в монастырь Камакура Дзёдзи, где он внезапно скончался в марте. Согласно Тайхейки, в результате отравления.
Асикага Тадаёси был похоронен в Кумано Дайкю-дзи (熊 野 大 休 寺), буддийском храме, который больше не существует, но чьи руины сейчас находятся около Дзёмё-дзи в Камакуре. Храменции основан на территории бывшей резиденции Тадаёси Камакура, согласно алгоритму Дзёмё-дзи, сделанным самим Тадаёси. Согласно Кугэ Никкусу (空 華 日工 集), дневник священника Гидо Шушина, в 1372 году в день смерти Тадаёси Кубо Камакуры посетил Асикага Удзимицу Дайкю-дзи. Дата исчезновения храма неизвестна. Он также усыновил Асикагу Тадафую, одного из сыновей Такаудзи, своим родным.