Апулийская вазовая живопись была региональным стилем южно-итальянской вазовой живописи из древней Апулии. Он состоит из геометрической керамики и красной глиняной посуды.
Законное железного века продолжение культуры неолита и бронзового века Матера и Мольфетта еще не обнаружены, а предыстория Даунии, Пеусетиа и Мессапия начинает складываться как единое целое только с VII века до нашей эры. Даже тогда наши знания почти ограничиваются гончарным делом, но это дает обширную область для изучения.
Тема расписной керамики была поставлена на научную основу в результате интенсивных исследований Максимилиана Майера, который определил и различил продукты нескольких провинциальных школ и установил схему датирования, которая с некоторыми небольшими исправлениями и поправками, в основном благодаря итальянскому археологу, может считаться окончательной. Разделение школ очень близко соответствует старому доримскому разделению региона на три части. Самый северный из них - Дауния, простирающийся от мыса Гаргано до самой южной точки по течению реки Ауфид ; рядом с которым находится Peucetia, который для целей этой классификации можно сказать, что он начинается с Bari и заканчивается E gnatia. К югу от линии, соединяющей Эгнатию и Таранто, вся пятка Италии с Лечче в центре находится Мессапия.
Пятка Италии с ее древними колониямиКаждый из этих регионов имеет свой особый и ярко выраженный стиль в гончарном деле. Хронология всех трех не совсем совпадает; на самом деле даунская школа датируется примерно 600–450 гг. до н.э., а пеукетская 650–500 гг. Совершенно особняком стоит гораздо более поздняя даунская школа, приуроченная к Канозе, который относится к четвертому и третьему векам и может быть назван поздним канозаном.
Эта хронология исключает какую-либо связь с Микенский. На самом деле ни один образец микенской посуды никогда не был обнаружен между Альпами и заливом Таранто. Но в двух местах Апулии, Маттината на мысе Гаргано и Борго Нуово в Таранто, была найдена геометрическая керамика самого раннего железного века. Однако эти два отдельных открытия еще предстоит объяснить; они стоят отдельно от всех других продуктов Апулии, и их правильная связь не была установлена. Керамика из Маттинаты и Борго Нуово, по-видимому, завезена из-за границы, и ее возраст на несколько веков раньше, чем у обычных апулийских школ, которые будут описаны.
Каноса и Руво дали наибольшее количество ранней даунской керамики и, возможно, были основным, но не единственным центром ее производства. Он встречается на всей территории Даунии от Битонто на юге до Лучера и Теанума на севере, иногда в Пиченуме и даже в Истрии. В Кампании также на стоянке Suessula было обнаружено несколько ваз, очевидно, изготовленных под даунским влиянием.
Есть четыре основных формы. Первый - это круглодонный безногий кратер с боковыми ручками и пластинчатым ободом (см. Пример 1); второй - подобный кратер на постаменте. Эта последняя форма известна в Picenum, где ее появление в Новиларе указывает дату, по крайней мере, 600 г. до н.э. Из круглодонного кратера выросло самое своеобразное и характерное изделие Canosa - двухъярусная банка. Пластинчатый ободок превратился в глубокую чашу, которая в V веке становилась все более и более преувеличенной, пока в конечном итоге не заняла почти половину высоты всей банки. Затем в виде пластикового орнамента делают странные причудливые дополнения. К обычным кольцевым ручкам добавляется третья и даже четвертая, все более фантастическая. Они могут иметь форму лица животного, больше всего похожего на кошку или сову, или иметь форму человеческой руки без большого пальца, которая, вероятно, имела некоторую талисманскую ценность. Четвертая основная форма горшка - та, которая известна в Греции как аскос (см. Пример 2), первоначально полученная из обычной козьей шкуры., и известны на раннем этапе по большей части Сицилии и Италии, но, возможно, введены греками.
Более редки, но чрезвычайно характерны для даунцев, сложные гротескные ритуальные вазы. Один из примеров - ритуальная ваза с женской фигурой напротив носика, в парадном платье с завязкой на лбу, длинными косичками, свисающими на плечи, и круглыми дисками, закрывающими уши. Вместо человеческих фигур в других примерах есть странные существа с птичьими головами на шее, например змеи, и другие необычные эксперименты по зооморфизму (см. Также пример 3 неокрашенного даунского сосуда). За исключением случайных рисунков такого рода, всегда довольно схематичных, украшение всех даунских ваз чисто геометрическое. Квадраты, ромбики и треугольники - обычные мотивы, расположенные на панелях разной длины и разделенные вертикальными линиями. Большая часть украшения размещена на верхней половине вазы. В школе Руво было принято помещать висящую трапециевидную фигуру на нижней половине, но Каноса предпочитал горизонтальные полосы или концентрические круги на этом пустом поле. Почти вся даунская керамика была сделана вручную, но в некоторых из лучших кратеров из Руво, кажется, использовалось колесо. Декоративные узоры были окрашены в два чередующихся цвета, красный и темно-фиолетовый, обычно, но не всегда, накладывались на белесый фон.
Полностью отличался от даунской керамики, оба по духу а по выбору формы и сюжета это керамика Певкета. Фантастические ритуальные вазы неизвестны в Пеукетии; кратеры, чаши и кувшины - единственные разрешенные формы, и они оформлены в простом и гармоничном стиле. Существует два основных класса пеукетовской посуды: одна окрашена в красный и черный цвета (...), современна импортным коринфским вазам и на которую они оказали значительное влияние, а другая - в простой черно-белой цветовой гамме с более ограниченным характером. диапазон мотивов (см. Галерея). В черно-белом изображении четыре основных мотива, два из которых, свастика и гребешок, затмевают другие. Свастики начали появляться в тот же период на керамике на севере Италии, и, вероятно, они были импортированы с Дуная на Балканы. Другие главные мотивы - это гирлянда и зигзаг. Заштрихованные ромбики обычны для всех этих геометрических школ, но мальтийский крест, хотя и случается редко, но характерен для пеукетов. Эта черно-белая посуда восходит к 650 году до нашей эры и имеет диапазон примерно 150 лет с этого момента и ниже.
Источники вдохновения для черно-белого класса безуспешно искали в разных местах; и кажется справедливым рассматривать эту посуду как в основном исконный продукт. Даунцы и певкеты, достаточно непохожие во всех других отношениях, унаследовали определенный набор геометрических традиций, широко распространенных в России, но каждый преобразовал его в новый стиль, выражавший особый темперамент изобретательной и артистической расы. С красной и черной посудой легко идентифицировать проникающее коринфское влияние, и были обнаружены такие вазы, действительно связанные в одних и тех же могилах с коринфскими. Здесь также следует отдать должное гончарам Peucetians за их способность усваивать новые мотивы и преобразовывать их без рабского копирования.
Мессапианская школа демонстрирует гораздо меньшую оригинальность, чем две другие. Когда он появляется впервые в V веке, мессапианство уже представляет собой смешанный стиль, в значительной степени эллинизированный. Некоторые следы более ранней геометрической традиции все еще сохраняются, хотя и перекрываются и почти подавляются иностранными инновациями. В начале V века все еще существуют клепсидра, ромб и лента, старые элементы итальянской геометрии. Но чистая геометрия очень редко встречается в Мессапии ; местный гончар с трудом удерживается от добавления своей зоны греческих листьев плюща, меандра, розетки или даже птицы. Главные центры производства такой посуды (см. пример 4) находились в Ругге (Рудии), недалеко от Лечче, и Эгнатия, каждый из которых первоначально был родосской колонией.. Таким образом, самое сильное влияние Греции было связано с родосскими источниками, хотя и другие, возможно, имели некоторую долю. Отличительной чертой, по которой можно распознать всю мессапианскую керамику, за исключением небольшой части самой ранней, является круглый диск размером с большую монету на остановке и внизу каждой ручки. Эта особенность привела к присвоению таким формам прозвища «троццелла» (см. пример 5 и Галерея). Помимо них, обычно используются только кратер с колонной или ручками, кувшин и простой вид чаши.
Среди этих трех школ следует тщательно отличать позднюю каносанскую школу, которая не имеет ничего общего с ранней даунской школой, которая также процветала в Каноса, за исключением форма вазы (см. Галерею). Он сохранился просто потому, что использовался для определенных ритуалов, которые не изменились, но все детали его украшения другие. Датировка всей керамики позднего канозана - 3-й и 4-й века. Свидетельства о гробницах показывают, что Каноса стал центром блестящего апулийского возрождения в 4 веке, а в третьем веке он был важным фактором в истории искусства эллинистического мира, став особенно известным благодаря большим рококо работает в полихромной терракоте, огромных вазах с кентаврами и амурами, прыгающими по бокам, очень часто увенчанными Ниобой., Гермес или какая-нибудь другая статуэтка. В Неаполе хранится их большая коллекция, а также великолепных ваз, расписанных сценами из греческой мифологии и истории. Документальные свидетельства подтверждают, что эта коллекция, включая знаменитую вазу Дария и все великолепные образцы из Канозы, находящейся сейчас в Мюнхене, происходила из тех же гробниц, что и более скромные аскои twin-situlae и «сфагия» (см. Галерею). Если изучить их украшение, можно увидеть, что весь дух позднего канозана полностью изменился по сравнению с духом более ранней даунской школы. Вместо ромбов, ленты и треугольника, примитивных мотивов геометрического репертуара, есть меандры, лады, виноградные листья и узоры яиц - все рисунки, встречающиеся на современной греческой керамике. Полное господство греческой моды. Но неудержимая индивидуальность даунца проявляется в больших статуэтках.
Апулийский Аскос
Даунский субгеометрический горшок с двойной ручкой
Пеукетиан Кратер
Мессапиец Трозелла
Канозанский Кратер
Апулийская живопись на вазах была ведущей южно-итальянской традицией вазописи между 430 и 300 годами до нашей эры. Из примерно 20 000 уцелевших экземпляров итальянских краснофигурных ваз, примерно половина произведена в Апулии, а остальные - из четырех других центров производства, Пестум, Кампания, Лукания и Сицилия.
Главный центр производства апулийских ваз находился в Тарасе, единственном большом греческом полисе в <167 г.>Апулия. Различают два стиля: «Простой стиль» и «Богатый стиль» (иногда «Богатый стиль»). Первый в значительной степени избегает дополнительной окраски и в основном использовался для украшения колокольчиков кратеров, колонет-кратеров и более мелких сосудов. Их оформление достаточно простое, живописные композиции обычно включают от одной до четырех фигур (например, работы Sisyphus Painter, Tarporley Painter ). Мотивы сосредоточены на мифических сюжетах, но также включают женские головы, воинов в сценах битвы или отправления и дионисические образы тиаса. На спинах обычно изображены молодые люди в плащах. После середины четвертого века простой стиль все больше становился похожим на богато украшенный (см., Например, Художник Варреза ).
Художники богато украшенного стиля предпочитали сосуды большего размера с пространством для больших изображений, такие как завитые кратеры, амфоры, лутрофоры и гидриай. Композиции содержали до 20 фигур, часто расположенных в двух и более регистрах. Фигуры часто кажутся плавающими. Обильно использовалось окрашивание, особенно красный, золотой / желтый и белый. Хотя орнамент изначально был относительно простым, с середины четвертого века до нашей эры художники все чаще использовали богатые растительные орнаменты, особенно на шее и боках ваз. В то же время обычным явлением стали простые перспективные изображения архитектуры, особенно «Дворцов подземного мира» (наиской ). Примерно с 360 г. до н.э. распространенным мотивом были надгробные сцены, изображающие людей, совершающих подношения на стилизованной могиле или столбе. Важные представители живописцев включают Художника Илиуперсиса, Художника Дариуса и Художника Балтимора.
. Популярные мифологические мотивы включают «Собрание богов», амазономахию, Беллерофонт, Геракл и события Троянской войны. Есть также много отдельных изображений мифов, которые обычно не изображаются в других местах. Многие сцены имеют темы дионисий или афродизиаков, вероятно, напрямую связанных с погребальными традициями и погребальными культами (многие вазы были сделаны в качестве подношений). Такие картины часто подразумевают или выражают идеи загробной жизни. Мотив женских голов, растущих из цветов или между усиками, принадлежит к тому же контексту. Иногда женские головы заменяются головами Пана, Гермеса или иностранцев. Во второй половине четвертого века изображения свадеб, женщин и эротические мотивы становятся более распространенными. Апулийские вазы также иногда изображают театральные сцены, которые также известны из других южно-итальянских традиций, но отсутствуют в Аттике. Сюда входят мотивы драматического театра и фарса (пьеса флиакса ). Напротив, сцены повседневной жизни и спортивные мотивы почти полностью исчезают из репертуара после 370 г. до н.э.
Апулийские вазописцы оказали значительное влияние на художников других южно-итальянских традиций. Некоторые из них, похоже, перебрались в другие города, кроме Тараса, например, Каноса. Помимо краснофигурной керамики, производились также вазы с черной глазурью с росписью (гнатские вазы ) и полихромные вазы (канозанские вазы ). Глины Южной Италии менее богаты железом, чем аттические. В результате глина не достигла насыщенного красного цвета, известного по аттическим краснофигурным вазам. Это было компенсировано добавлением шликеров светло-охристой глины перед обжигом, что также позволило получить более гладкие поверхности.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с апулийской керамикой. |