аль-Афдал Шаханшах | |
---|---|
Визирь из Фатимидского халифата | |
В офисе . 1094–1121 | |
Монарх | аль-Мустансир Биллах, аль-Мустали Биллах, аль-Амир би-Ахкам Аллах |
Предшествующий | Бадр аль-Джамали |
Преемник | аль-Мамун аль-Батаихи |
Личные данные | |
Родился | 1066 |
Умер | 1121 |
аль-Афдал Шаханшах (арабский : الأفضل شاهنشاه, латинизированный : аль-Афдаль Шаханшах; латиница : Лавендалиус / Элафдалио; 1066 - 11 декабря 1121), родился Абу аль-Касим Шаханшах бин Бадр аль-Джамали и по фамилии аль-Малик аль-Афдал («превосходный царь "), был визирем из фатимидских халифов Египта.
Он родился в Акко, сын Бадра аль-Джамали, армянского мамлюка, который стал мусульманином. Бадр был визирем Фатимидов в Каире с 1074 года до своей смерти в 1094 году, когда его сменил аль-Афдаль. Вскоре после этого умер халиф аль-Мустансир Биллах, и аль-Афдаль назначил халифом аль-Мустали, ребенка, вместо гораздо старшего брата аль-Мустали Низара ибн аль-Мустансир. Низар восстал и потерпел поражение в 1095 году; его сторонники во главе с Хасан-и Саббахом бежали на восток, где Саббах основал секту низари-исмаилитов, известную также как орден ассасинов.
. время Власть Фатимидов в Палестине была уменьшена с приходом турок-сельджуков. В 1097 году он захватил Тир у сельджуков, а в 1098 году он взял Иерусалим, изгнав его Артукида правителя Ильгази вместо Фатимида Ифтихара ал- Давла. Аль-Афдал вернул большую часть Палестины под контроль Фатимидов, по крайней мере, временно.
Аль-Афдал неправильно понимал крестоносцев как византийских наемников; Это заблуждение привело аль-Афдаля к выводу, что крестоносцы станут естественными союзниками, поскольку каждый из них был врагом турок-сельджуков. Попытки Фатимидов заключить союз с крестоносцами были отвергнуты, и крестоносцы продолжили движение на юг от Антиохии до захвата Иерусалима из-под контроля Фатимидов в 1099 году.
Когда стало очевидно, что Крестоносцы не успокоились, пока не установили контроль над городом, аль-Афдал выступил из Каира, но было слишком поздно, чтобы спасти Иерусалим, павший 15 июля 1099 года. 12 августа 1099 года Крестоносцы под предводительством Годфри Бульонского удивили аль-Афдаля в битве при Аскалоне и полностью победили его. Позже аль-Афдал подтвердил контроль Фатимидов над Аскалоном, поскольку крестоносцы не пытались удержать его, и использовали его в качестве плацдарма для последующих атак на государства крестоносцев.
Когда аль-Муста'ли умер в декабре 1101 г. аль-Афдаль возвысил пятилетнего аль-Амира би-Ахкам Аллаха на престол в качестве имама и халифа. Чтобы еще больше укрепить родственные связи с молодым халифом, он выдал его замуж за собственную дочь. Как визирь, тесть и дядя молодого правителя, аль-Афдал посадил халифа перед собой на его коне во время инаугурационной процессии аль-Амира. Указ, продиктованный аль-Афдалом, продлил его назначение в качестве визиря с полномочиями и обеспечил его власть над ребенком-халифом.
Аль-Афдал каждый год отправлялся в поход, чтобы атаковать зарождающееся Иерусалимское королевство, а в 1105 году попытался объединиться с Дамаском против них, но потерпел поражение в Третьей битве при Рамле. Аль-Афдал и его армия добивались успеха только до тех пор, пока не вмешивался европейский флот, но постепенно они теряли контроль над своими прибрежными цитаделями; в 1109 Триполи был потерян, несмотря на флот и припасы, посланные аль-Афдалом, и город стал центром государства крестоносцев в графстве Триполи. В 1110 году губернатор Аскалона Шамс аль-Халифа восстал против аль-Афдаля с намерением передать город Иерусалиму (за большую цену). Аль-Халифа был убит своими берберскими войсками, отправив его голову аль-Афдалу.
Аль-Афдал также ввел налоговую (iqta ') реформу в Египте, которая продолжалась до тех пор, пока Саладин не захватил Египет. Аль-Афдал получил прозвища Джалал аль-Ислам («Слава ислама») и Насир ад-Дин («Защитник веры»). Ибн аль-Каланиси описывает его как «твердого приверженца доктрины Сунны, честного поведения, справедливого по отношению к войскам и гражданскому населению, разумного в советах и планах, честолюбивый и решительный, обладающий глубокими знаниями и изысканным тактом, щедрый характер, точный в своей интуиции и обладающий чувством справедливости, которое предохраняло его от проступков и заставляло избегать всех тиранических методов ".
В 1115 году убийца пытался убить аль-Афдаля, но его спасли его телохранители. Хотя он не пострадал, его здоровье ухудшилось с того времени, что привело к тому, что его брату Джафару было поручено добавить официальную каллиграфическую подпись к документам, а в 1115 году он назначил своего сына своим заместителем (и, следовательно, наследником- очевидный). После очередного неудавшегося нападения трех убийц в 1118 г. аль-Афдал заподозрил своих сыновей и лишил их положения и доходов.
13 декабря 1121 г. во время шествия в последний день Рамадан аль-Афдаль был убит. Это деяние обычно приписывалось (и требовалось) Низаритскому Ордену Ассасинов. Однако современный сирийский летописец Ибн аль-Каланиси утверждает, что убийство было делом рук халифа аль-Амира и начальника штаба аль-Афдаля аль-Мамуна аль-Бата 'Ихи, который станет его преемником на посту визиря. Современные ученые обычно принимают на себя ответственность Ассасинов за это деяние, очевидно, как месть за смерть Низара, но какой бы ни была его истинная роль в смерти своего хозяина, аль-Бата'ихи быстро взял ситуацию под контроль. Он отнес тело своего хозяина в визирский дворец и отложил объявление о его смерти до тех пор, пока не будет уведомлен аль-Амир. Утром следующего дня, Курбан-байрам, аль-Амир назначил аль-Батаихи визирем и публично подтвердил свое положение главы государства, председательствуя на дневной церемонии. Взрослые сыновья аль-Афдала были заключены в тюрьму, но другим членам семьи аль-Афдала, с которыми, в конце концов, был связан сам халиф, разрешили принять участие в церемонии, и аль-Афдал получил похороны и похороны, соответствующие его положению. В то же время аль-Амир быстро конфисковал огромные богатства, дома и поместья аль-Афдала и принес движимые предметы в свой собственный дворец. Сокровища, накопленные аль-Афдалом, были настолько велики, что летописцы описывают его как больше, чем у любого предыдущего царя, и потребовалось сорок дней, чтобы перевезти его во дворец халифа.
Предшественник. Бадр аль-Джамали | Визирь из Фатимидского халифата. 1094–1121 | Преемник. аль-Ма ' мун аль-Бата'ихи |