аль-Мустансир Биллах. المستنصر بالله الفاطمي | |||||
---|---|---|---|---|---|
Золотая монета халифа аль-Мустансира, Египет, 1055 г. н.э. | |||||
халиф из династии Фатимидов | |||||
Царствование | 1036 - 1094 | ||||
Предшественник | аз-Захир | ||||
Преемник | аль-Мустали | ||||
Родился | 5 июля 1029 года. Каир, Египет | ||||
Умер | 10 января 1094. (64 года). Египет | ||||
Ис Сью | аль-Мустали и Низар | ||||
| |||||
Династия | Фатимид | ||||
Отец | аз-Захир | ||||
Мать | Расад |
Абу Тамим Маад аль -Mustanṣir bi-llāh (арабский : أبو تميم معد المستنصر بالله; 5 июля 1029 - 10 января 1094) был восьмым фатимидским халифом с 1036 по 1094 год. Он был одним из самых длительных мусульманских правителей.
Калиф аль-Мустанṣир би-ллах был последним имамом перед катастрофическим расколом халифата надвое. Одна часть халифата была верна старшему сыну аль-Мустандира би-ллаха, Низару аль-Мухтафа ли-Дин Аллах, который позже правил из Аламута в Иране. Другая часть халифата была лояльна младшему сыну аль-Мустангира би-ллаха, Ахмаду аль-Мустасли би-ллах, который позже управлял из Каира.
Аль-Мустансир родился в Каире 16-го Джумада II 420 хиджры Али аз-Захиру и Расаду, черному рабу из Нубии. В возрасте всего восьми месяцев его объявили наследником отца. Его звали Абу Тамим Маад, по прозвищу аль-Мустансир биль-Ла («Проситель победы от Бога»). Он взошел на трон Фатимидского халифата 15 шабан 427/13 июня 1036 года в возрасте 7 лет. В первые годы своего халифата государственными делами руководила его мать. Его правление длилось 60 лет, самый продолжительный из всех халифов, либо в Египте, либо в других исламских государствах. Однако власть Фатимидов была ограничена Египтом из-за завоеваний сельджуков в Леванте и норманнов в Сицилии и Мальты. Аль-Мустансира считали недееспособным, и поэтому в его дворе преобладали военные сильные мира сего и любимые сановники его матери, в то время как казна была истощена межфракционной борьбой.
Он построил особый михраб у одной из колонн в Мечеть Ибн Тулуна. На михрабе его имя выгравировано вместе с Шахадой, обычно произносимой публикой в эпоху Фатимидов, заканчивающейся фразой «Али-ун-Вали-уль-лах», что означает Али является Хранителем Бога.
Выдающийся Дай / Визир его эпохи:
Мулай Абадулла и Сиди Нуруддин были двумя индейцами, которые посетили имама аль-Мустансира Биллаха, Египет. Он присоединился к исмаилитской вере при Фатимиде Даи Муайяд фил-Дин аль-Ширази и отправился в Индию, чтобы проповедовать веру.
Во время правления Имама аль-Мустанхира исмаилитов да 'ва («приглашение») в восточных регионах возглавлял Абд аль-Малик б. Ашас, который жил в Исфахане.
Ибн аль-Асир (суннитский историк) описывает Абд аль-Малика (Ибн Асаша) как интересующегося литературными произведениями и как профессионального каллиграфа. Он продолжает, описывая его как умного, умного, сообразительного и этичного человека.
Один из самых выдающихся учеников Ибн Асаша, Хасан-и Таббах стал важной фигурой и был выбран в качестве муджжи или «доказательства» аль-Мустангира. Эта должность / ранг была ниже имама в исмаилитской религиозной иерархии.
Выдающаяся архитектура его эпохи:
Между 457/1065 и 464/1072 годами голод ухудшил условия в Египте от плохих до худших. Между тем, в 454/1062 и снова в 459/1067, борьба между турецкими и суданскими солдатами переросла в открытую войну, закончившуюся победой турок.
В тот же период кочевые племена берберов из нижнего Египта намеренно усугубили бедствия, опустошив сельскую местность, разрушив набережные и каналы Нила. Десять тысяч животных, которые когда-то содержали конюшни аль-Мустансира, по сообщениям, испортились до такой степени, что остались только три худых лошади; Говорят, что в конце концов только у аль-Мустансира появилась лошадь, и что, когда он выехал, придворные последовали за ними пешком, не имея зверя, чтобы их нести; также говорят, что его эскорт однажды потерял сознание от голода, когда сопровождал его по улицам. Пока длилось бедствие, состояние страны продолжало ухудшаться. За продолжительным голодом неизбежно последовала чума; целые районы были полностью лишены населения, и дом за домом пустовали.
Одновременно турецкие наемники опустошили казну; многие произведения искусства и всевозможные ценности во дворце были проданы, чтобы удовлетворить их потребности - часто они сами были покупателями по номинальной цене и перепродавали полученные таким образом предметы с прибылью. Изумруды стоимостью 300 000 динаров были куплены одним турецким генералом за 500 динаров, и за одну две недели года 460/1068 предметов на сумму 30 000 000 динаров были проданы для выплаты заработной платы. для турок. Драгоценная библиотека, которая была сделана доступной для публики и была одной из достопримечательностей для многих, кто посетил Каир, была разбросана; книги были разорваны, выброшены или использованы для разжигания огня. В конце концов турки начали борьбу между собой. Насир ад-Даула ибн Хамдан, генерал турок, захватил город, который защищала враждебная фракция турецкой гвардии; сожгив часть Фустата и победив защитников, он вошел как победитель. Достигнув дворца, он обнаружил, что аль-Мустансир поселился в обнаженных комнатах, которых обслуживали только три раба, и питался двумя хлебами, которые ежедневно присылали ему дочери Ибн Бабшанда, грамматиста.
Победившие турки доминировали в Каире, держали в подчинении сменявших друг друга визирей, относились к аль-Мустансиру с презрением и использовали свою власть, чтобы истощить казну, увеличив свою зарплату почти в двадцать раз по сравнению с прежней величиной. Насир ад-Даула стал настолько властным и деспотичным в своем поведении, что спровоцировал даже своих собственных последователей, и в конце концов он был убит в 466/1074. К сожалению, это оставило город в худшем состоянии, чем когда-либо, поскольку теперь он был во власти различных турецких группировок, которые вели себя не лучше, чем разбойники. Условия в Египте продолжали ухудшаться, и насилие не утихало как на улицах, так и в сельской местности.
Используя генеалогическую информацию членов династии Фатимидов, заключенных в тюрьму Саладином, и современные документы, историк оценивает, что аль-Мустансир имел «как минимум семнадцать сыновей, имена которых мы можем восстановить ". В самом деле, он предполагает, что именно большое количество потомков, которых он произвел во время своего долгого правления, вызвало кризис преемственности после его смерти.
михраб Аль-Мустансира в мечети Ибн Тулун, Каир
Каменная надпись времен аль-Мустансира возле михраба аль-Мустансира
Фрагмент михраба аль-Мустансира
Имя аль-Мустансира выгравировано на михрабе
.
Аль-Мустансир Биллах Династия Фатимидов Родился : 5 июля 1029 Умер: 10 января 1094 | ||
Regnal титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. аз-Захир | Фатимид Халиф. 1036–1094 | Преемник. аль-Мустали |
Титулы шиитского ислама | ||
Предшествующий. аз-Захир | имам из исмаилизм. 1036–1094 | Преемник. аль-Мустали. в качестве 19-го имама Муста'ли Исмы илилизм |
Преемник. Низар. в качестве 19-го имама низаритского исмаилизма |