| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Явка | 48,62% | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Внеочередные парламентские выборы прошли в Армении 9 декабря 2018 г., так как ни одна из партий в Национальное собрание смогло выдвинуть, а затем избрать кандидата на пост премьер-министра в течение двухнедельного периода после отставки действующего премьер-министра Никола Пашиняна 16 октября. Это были первые выборы после революции 2018 года и первых в стране внеочередных выборов.
Результатом стала убедительная победа Альянса Мой Шаг Пашиняна, получившего 70 % голосов и получил 88 из 132 мест в Национальном собрании.
101 член Национальное собрание избирается пропорциональным представительством по партийным спискам. Места распределяются с использованием метода д'Ондта с избирательным порогом 5% для партий и 7% для многопартийных союзов. Однако, по крайней мере, три политические силы пройдут в парламент, независимо от результатов деятельности партии или альянса, занимающих третье место.
Бюллетень для голосования состоит из двух частей; один из которых представляет собой закрытый список кандидатов от партии на национальном уровне, а другой - открытый список кандидатов по избирательному округу (всего их 13), в котором участвует избиратель. Голосование. Избиратели голосуют за партию на национальном уровне, а также могут отдать предпочтение любому из кандидатов от той же партии в окружном списке. Места распределяются между партиями с использованием их общенациональной доли голосов, при этом половина предоставляется тем, кто находится в национальном списке, а половина - тем, кто получил наибольшее количество голосов в списках округов. Четыре места зарезервированы для национальных меньшинств (ассирийцы, курды, русские и езиды ), причем партии имеют отдельные списки для четырех групп.. Гендерная квота требует, чтобы не менее 25% списка составляли мужчины или женщины, а общенациональные списки не могут включать более трех последовательных членов одного пола.
Если партия получает большинство голосов, но получает менее 54% мест, ей будут предоставлены дополнительные места, чтобы дать ей 54% от общего числа. Если одна партия получает более двух третей мест, проигравшим партиям будут предоставлены дополнительные места, уменьшая долю мест победившей партии до двух третей. Если правительство не будет сформировано в течение шести дней после публикации предварительных результатов, второй тур между двумя ведущими партиями должен быть проведен в течение 28 дней. Партия, победившая во втором туре, получит дополнительные места, необходимые для получения большинства в 54%, при этом все места, выделенные в первом туре, сохранятся.
Перед своей отставкой Правительство представило в Национальное собрание законопроект, предлагающий изменения в избирательной системе. К ним относятся снижение пороговых значений для партий и избирательных союзов до 4% и 6% соответственно, минимальное представительство четырех политических сил в парламенте (при условии, что четвертая по силе позиция получит не менее 2% голосов), отмена открытых списков кандидатов от 13 региональных округов, оставление только общероссийских закрытых списков и введение теледебатов. Законопроект направлен на повышение минимального представительства каждого пола с 25% до 30% мест в партийном списке. 22 октября по законопроекту было проведено голосование. Большинство членов Республиканской партии (РПА) бойкотировали голосование; это означало, что присутствовало недостаточно депутатов, чтобы принять закон (63). В итоге было 56 голосов, против трое. Заместитель председателя РПА Армен Ашотян настаивал на том, что избирательная система не должна быть изменена менее чем за два месяца до выборов, поскольку это будет равносильно «построению демократии в стране». недемократическими методами ". Правительство Пашиняна вторично внесло законопроект в парламент, и 29 октября он обсуждался. В очередной раз законопроект не набрал достаточного количества голосов, и в результате выборы пройдут в соответствии с законодательством, созданным правительством времен РПА.
Партии и избирательные объединения должны были проинформировать ЦИК о своем участии в выборах и представить соответствующие документы до 18:00 14 ноября. В них приняли участие девять партий и два альянса (перечисленных ниже в соответствии с их количеством в бюллетенях). выборы:
Следующие партии отказались участвовать в выборах или не зарегистрировались: Коммунистическая партия Армении, Демократическая либеральная партия Армении (Рамгавар), Армянский национальный конгресс, Достойное будущее, Демократическая партия Армении, Европейская партия Армении, За социальную справедливость, Наследие, Справедливость (Армения), Либерально-демократический союз Армении, Партия национальной повестки дня, Национально-демократический союз, Народная партия Армении, Единая партия армян, Союз национального самоопределения, Еркир Цирани (Партия Абрикосовая страна).
Некоторые политики и аналитики подвергли критике дату выборов на том основании, что измененный Избирательный кодекс не был принят парламентом. Паруйр Айрикян, лидер Союза национального самоопределения, ожидает, что выборы будут «антидемократическими».
Вазген Манукян, лидер National Демократический союз заявил, что пока они готовились к выборам весной, выборы в декабре были слишком близки к подготовке. Он также сказал, что они «не считают, что поспешные выборы будут способствовать установлению стабильного политического поля».
Арам Гаспар Саргсян, лидер Демократической партии Армении заявил, что ДПА воздерживается от участия в выборах из-за опасений, что из-за неспособности Пашиняна переписать избирательный кодекс времен РПА новые власти, скорее всего, воспользуются нынешней версией избирательного кодекса с поправками. Он также заявил, что «эти выборы будут той же шарадой, что и в 2017 году».
Некоторые критики считали, что действующее законодательство благоприятствовало Республиканской партии Армении в предыдущем парламентском выборы. Бывшая правящая партия страны, перед выборами которой было большинство в Национальном собрании, изначально призвала провести выборы летом 2019 года, чтобы дать партиям время для подготовки к выборам и внесения поправок в избирательный кодекс Армении.
Кампания началась 26 ноября 2018 года.
Исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян предложил сформировать традицию проведения прямые предвыборные дебаты с участием первых лиц всех сил, участвующих в выборах.
28 ноября заместитель председателя Республиканской партии Виген Саргсян пригласил Пашиняна принять участие в теледебатах в прямом эфире, но Пашинян отклонил это предложение.
Лидеры всех одиннадцати участвующих партий приняли участие в дебатах в прямом эфире, организованных Общественным телевидением Армении 5 декабря.
28 ноября было проведено репо Сообщается, что рабочая группа, созданная Защитником прав человека Армении, выявила ряд нарушений, таких как использование оскорблений и нетерпимости для влияния на мнение других.
Бывший омбудсмен Лариса Алавердян заявила, что черный PR использовался с первых дней кампании и призвал всех участников перейти на позитивное поле. Также она отметила, что, в отличие от предыдущих лет, досрочное начало кампании не рассматривается ЦИК как нарушение закона.
Также 28 ноября газета Жаманак сообщила, что в Ереване появились плакаты Яркого Партия Армения была снесена и заменена плакатами Альянс Мой Шаг.
27 ноября Республиканская партия сказал, что некоторые из заявлений и.о. премьер-министра во время избирательной кампании были яркими примерами языка вражды.
Опрос | Дата голосования | Мой шаг. (Гражданский договор ) | Светлая Армения | Елк | РПА | ППА | АРФ | Сасна Црер | Наследие |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Международная ассоциация Gallup | 1–4 декабря 2018 г. | 3,8 | — | 1,3 | 5,7 | 1,2 | 1,4 | — | |
Международная ассоциация Gallup | 17–21 ноября 2018 г. | 1,2 | — | 1,5 | 6,7 | 1 | 0,9 | — | |
Международный республиканский институт | 9–29 октября 2018 г. | 10 | — | 2 | 9 | 2 | 3 | <1 | |
Международный республиканский институт | 23 июля – 15 августа 2018 г. | с Yelk | 4 | 13 | 2 | — | 1 | ||
Gallup International Association | 4–9 мая 2018 г. | с Yelk | 3.8 | 3,2 | 1,9 | — | 0,4 |
В ответ на официальный запрос правительства Армении, Европейского Союза, а также правительств Германия, Соединенное Королевство и Швеция согласились предоставить финансовую помощь и помощь в проведении выборов до и во время выборов.
Посольство США в Армении также объявили, что США и USAID предоставят финансовую помощь и будут сотрудничать с правительством Армении в преддверии парламентских выборов, в том числе сентябрьских. ember 2018 подписание четырехлетнего соглашения на сумму 8,6 млн долларов в поддержку честности выборов в Армении.
ОБСЕ / БДИПЧ проведет крупномасштабную миссию по наблюдению. Позже к наблюдательной миссии присоединятся наблюдатели от Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В мониторинге примут участие более 200 краткосрочных наблюдателей.
Наблюдатели от всех четырех фракций российского парламента также примут участие в мониторинге.
Голосование на 1500 избирательных участках (где зарегистрировано более 90% избирателей) 2010 года будет транслироваться в прямом эфире.
Глава постоянной делегации Европейского Союза в Армении, посол Петр Свитальский заявил, что Армении удалось достичь высочайших стандартов свободы слова после Бархатной революции. По словам дипломата, сейчас в стране гарантируется свобода слова и собраний. Свитальский выразил надежду, что в ходе избирательной кампании можно будет свести к минимуму разжигание ненависти.
Явка составила 48,62%, что на 12% ниже, чем на выборах 2017 года.
Все четыре места, зарезервированные для национальных меньшинств (ассирийцы, курды, русские и езиды), были выиграны Альянсом My Step Alliance.
Результат был несколько ироничным для Республиканской партии, поскольку даже если бы они потеряли места, несмотря на это, если бы закон о реформе избирательной системы, который они бойкотировали ранее в этом году, был разрешен, они бы успешно превысили новый 4% порог для партий и полученных мест. Вместо этого они не смогли достичь нынешнего порога в 5% и не получили мест.
Партия | Голосование | % | Места | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
My Step Alliance | 884,864 | 70,44 | 88 | +83 | |
Процветающий Армения | 103,801 | 8,26 | 26 | –5 | |
Яркая Армения | 80,047 | 6,37 | 18 | +15 | |
Республиканская партия | 59,083 | 4,70 | 0 | –58 | |
Армянская революционная федерация | 48,816 | 3,89 | 0 | –7 | |
Альянс | 25,176 | 2,00 | 0 | –1 | |
Сасна Црер | 22,868 | 1,82 | 0 | Новый | |
Оринац Еркир | 12,393 | 0,99 | 0 | 0 | |
Решение гражданина | 8,514 | 0,68 | 0 | Новое | |
христианско-демократическое возрождение Партия | 6,458 | 0,51 | 0 | Новая | |
Партия национального прогресса | 4,121 | 0,33 | 0 | Новая | |
Итого | 1,256,141 | 100,00 | 132 | +27 | |
Действительные голоса | 1,256,141 | 99,63 | |||
Недействительные / пустые голоса | 4,706 | 0,37 | |||
Всего голосов | 1,260,847 | 100,00 | |||
Зарегистрированные избиратели / явка | 2,593,140 | 48,62 | |||
Источник: ЦИК |
Избирательный округ | РПА | ХДП | АРФ | Мой Шаг | БАП | ЦРП | АЭС | WE | OY | ST | ППА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 - Районы Еревана Аван, Нор Норк Канакер-Зейтун | 6,96% | 0,91% | 2,24% | 70,16% | 7,94% | 0,81% | 0,42% | 1,48% | 1,04% | 2,35% | 5,70% |
2 - Районы Еревана Ачапняк, Арабкир Давташен | 7,99% | 1,12% | 2,61% | 70,28% | 7,32% | 0,66% | 0,32% | 1,99% | 0,93% | 2,58% | 4,21 % |
3 - Районы Еревана Малатия-Себастия Шенгавит | 4,37% | 1,07% | 1,50% | 76,83 % | 7,39% | 0,62% | 0,38% | 1,62% | 1,11% | 1,87% | 3,24% |
4 - Районы Еревана Эребуни, Кентрон, Норк-Мараш и Нубарашен | 6,47% | 0,95% | 2,17% | 71,10% | 7,53% | 0,70% | 0,34% | 1,93% | 0,70% | 2,49% | 5,62% |
5 - Арарат | 6,40% | 0,35% | 2,45% | 72,60% | 3,91% | 0,33% | 0,23% | 2,47% | 1,42% | 1,68% | 8,15% |
6 - Армавир | 2,56% | 0,37% | 3,91% | 67,11% | 8,45% | 0,39% | 0,24% | 3,25% | 0,48% | 1,69% | 11,55% |
7 - Арагацотн | 2,09% | 0,82% | 6,32% | 68,97% | 6,69% | 0,25% | 0,23% | 1,16% | 1,82% | 1,45% | 10,20% |
8 - Гегаркуник | 2,76% | 0,27% | 7,05% | 70,75% | 4,74% | 0,26% | 0,36% | 2,14% | 1,46% | 1,60% | 8,61% |
9 - Лори | 7,07% | 0,29% | 2,53% | 69,33% | 8,14% | 0,33% | 0,20% | 0,83% | 1,26% | 1,79% | 8,23% |
10 - Котайк | 3,54% | 0,43% | 4,16% | 67,71% | 3,55% | 0,66% | 0,58% | 1,19% | 0,48% | 1,23% | 16,47% |
11 - Ширак | 2,93% | 0,30% | 6,47% | 65,86% | 8,13% | 0,64% | 0,12% | 1,79% | 0,89% | 2,09% | 10,78% |
12 - Вайоц Дзор и Сюник | 3,22% | 0,70% | 4,70% | 72,60% | 4,64% | 0,55% | 0,38% | 3,63% | 0,52 % | 1,17% | 7,88% |
13 - Тавуш | 2,38% | 1,94% | 7,27% | 73,92% | 3,50% | 0,31% | 0,49% | 3,02% | 1,06% | 1,43% | 4,68% |
Источник: ЦИК |
Католикос Гарегин II поздравил все партии, назвав итоги выборов «вехой» "и заявил, что молился об успехах нового парламента.