В музыке 15 равных темпераментов, называемых 15-TET, 15- EDO, или 15-ET, представляет собой темперированную шкалу , полученную путем деления октавы на 15 равных шагов (равные отношения частот). Каждый шаг представляет собой соотношение частот √2 (= 2) или 80 центов ( Воспроизвести ). Поскольку 15 умножить на 3 умножить на 5, его можно рассматривать как состоящее из трех шкал из 5 равных делений октавы, каждая из которых напоминает шкалу Slendro в индонезийском гамелан. 15 равный темперамент - это не система означает один.
Гитары были созданы для 15-ЕТ тюнинг. Американский музыкант Венди Карлос использовала 15-ET как одну из двух гамм в треке Afterlife из альбома Tales of Heaven and Hell. Исли Блэквуд-младший написал и записал сюиту. для гитары 15-ET. Блэквуд считает, что 15 одинаковых темпераментов «могут привести к значительному обогащению как классического, так и популярного репертуара в различных стилях».
Обозначение Исли Блэквуда-младшего of 15-EDO создает эту хроматическую гамму:
B♯ / C, C♯ / D ♭, D, D♯, E ♭, E, E♯ / F, F♯ / G, G, G ♯, A ♭, A, A♯, B ♭, B, B♯ / C
Может использоваться альтернативная форма записи, которую иногда называют «обозначение дикобраза». Он дает следующую хроматическую гамму:
C, C♯ / D ♭, D, D♯ / E ♭, E, E♯ / F ♭, F, F♯ / G ♭, G, G♯, A ♭, A, A♯ / B ♭, B, B♯, C
Также возможна нотация с использованием цифр, в которой каждая цепочка квинт обозначается либо нечетными числами, либо четными числами., или случайно.
1, 1♯ / 2 ♭, 2, 3, 3♯ / 4 ♭, 4, 5, 5♯ / 6 ♭, 6, 7, 7♯ / 8 ♭, 8, 9, 9♯ / 0 ♭, 0, 1
В этой статье, если не указано иное, будут использоваться обозначения Blackwood.
Вот размеры некоторых общих интервалов в 15-ET:
имя интервала | размер ( шагов) | размер (центов) | midi | просто соотношение | всего (центов) | midi | ошибка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
октава | 15 | 1200 | 2: 1 | 1200 | 0 | ||
идеальная квинта | 9 | 720 | Воспроизвести | 3: 2 | 701.96 | Воспроизвести | +18.04 |
Семеричный тритон | 7 | 560 | Воспроизвести | 7: 5 | 582,51 | Воспроизвести | −22,51 |
11: 8, четвертый | 7 | 560 | Воспроизвести | 11:80 | 551.32 | Воспроизвести | +08.68 |
15:11, четвертый | 7 | 560 | Воспроизвести | 15:11 | 536.95 | Воспроизвести | +23,05 |
Четвертая четверть | 6 | 480 | Воспроизвести | 4: 3 | 498,04 | Воспроизвести | −18,04 |
Семеричная мажорная треть | 5 | 400 | Воспроизвести | 9: 7 | 435,08 | Воспроизвести | −35,08 |
без десятичной системы мажорная треть | 5 | 400 | воспроизведение | 14:11 | 417,51 | воспроизведение | −17,51 |
мажорная треть | 5 | 400 | воспроизведение | 5: 4 | 386,31 | P Lay | +13.69 |
второстепенная третья | 4 | 320 | Play | 6: 5 | 315.64 | Play | +04.36 |
septimal minor third | 3 | 240 | Воспроизведение | 7: 6 | 266,87 | Воспроизведение | −26,87 |
семиместный полный тон | 3 | 240 | Воспроизведение | 8: 7 | 231,17 | Воспроизвести | +08,83 |
основной тон | 3 | 240 | Воспроизвести | 9: 8 | 203,91 | Воспроизвести | +36,09 |
второстепенный тон | 2 | 160 | Воспроизведение | 10:90 | 182,40 | Воспроизведение | −22,40 |
большее недесятичное значение нейтральная секунда | 2 | 160 | Воспроизвести | 11:10 | 165.00 | Воспроизвести | −05.00 |
меньше нейтральной секунды без десятичной запятой | 2 | 160 | Воспроизвести | 12:11 | 150,63 | Воспроизвести | +09,36 |
просто диатонический полутон | 1 | 080 | Воспроизвести | 16:15 | 111,73 | Воспроизвести | −31,73 |
семитральный хроматический полутон | 1 | 080 | Воспроизведение | 21:20 | 084.46 | Воспроизведение | -04.47 |
только хроматический полутон | 1 | 080 | Play | 25:24 | 070.67 | Play | +09.33 |
15-ET хорошо соответствует 7-й и 11-й гармоникам, но соответствует только Примерно 3-я и 5-я гармоники. идеальная квинта более расстроена, чем в 12-ET, 19-ET или 22-ET, а основной треть в 15-ET такая же, как основная треть в 12-ET, но другие совпадающие интервалы более созвучны (за исключением семеричных тритонов ). 15-ET - это наименьшая настройка, которая вообще соответствует 11-й гармонике и по-прежнему имеет пригодную для использования идеальную пятую, но ее соответствие интервалам, использующим 11-ю гармонику, хуже, чем 22-ET, у которого также больше ин- настройте квинты и мажорные трети.
Хотя он содержит идеальную пятую часть, а также мажорную и минорную трети, остальная часть гармонического и мелодического языка 15-ET сильно отличается от 12-ET, и поэтому 15-ET можно описать как ксенгармонический. В отличие от 12-ET и 19-ET, 15-ET соответствует соотношениям 11: 8 и 16:11. 15-ET также имеет нейтральную секунду и семеричный цельный тон. Чтобы построить большую треть в 15-ET, нужно сложить два интервала разного размера, тогда как можно разделить и малую треть, и идеальную четвертую на два равных интервала.