Чжоуби Суаньцзин (кит. : 周 髀 算 經; Уэйд – Джайлс : Чжоу Пи Суан Чинг ) является одним из старейших Китайские математические тексты. «Чжоу» относится к древней династии Чжоу (1046–256 до н.э.); «Би» означает бедро и, согласно книге, относится к гномону солнечных часов. Книга посвящена астрономическим наблюдениям и расчетам. «Суан Цзин» или «классика арифметики» были добавлены позже, чтобы отметить достижения этой книги по математике.
Эта книга датируется периодом династии Чжоу, однако ее составление и добавление материалов продолжалось в династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Это анонимный сборник из 246 задач, с которыми столкнулись герцог Чжоу и его астроном и математик Шан Гао. На каждый вопрос был сформулирован их числовой ответ и соответствующий арифметический алгоритм .
В книге также используется теорема Пифагора в различных случаях и может также содержаться геометрическое доказательство теоремы для случая 3-4-5 треугольник (но процедура работает и для обычного прямоугольного треугольника). Чжао Шуан (3 век н.э.) добавил комментарий к тексту, а также включил диаграмму, изображенную на этой странице, которая, кажется, соответствует геометрической фигуре, упомянутой в исходном тексте.
Среди историков существуют некоторые разногласия относительно того, действительно ли текст является доказательством теоремы. Частично это связано с тем, что знаменитая диаграмма не была включена в исходный текст, а описание в исходном тексте подлежит некоторой интерпретации (см. Различные переводы Chemla 2005 и Cullen 1996, стр.82).
Другие комментаторы, такие как Лю Хуэй (263 г. н.э.), Цзу Гэнчжи (начало шестого века), Ли Чуньфэн (602–670 гг.) и Ян Хуэй (1270 г. н.э.) расширили этот текст.
В этот ранний период китайской истории модель древнего китайского эквивалента Неба, 天 Тянь, символизировалась как круг, а Земля - как квадрат. Чтобы сделать эту концепцию понятной, принятым символом неба была древняя китайская колесница. Возничий стоял в квадратном корпусе повозки, а «балдахин», эквивалент зонтика, стоял рядом с ними. Таким образом, мир был уподоблен колеснице в том, что земля, квадрат, была там, где стоял колесничий, а небо, круг, висело над ними. Таким образом, концепция получила название «Небесный полог», 蓋天 (Gaitian).
В конце концов, население начало отказываться от концепции «Небесный полог» в пользу концепции, названной «Сферическое небо», 渾天(Хунтянь). Частично это было из-за того, что люди с трудом воспринимали окружение земли небесами подобно навесу колесницы, потому что сами углы колесницы были относительно открыты. Напротив, «Сферическое небо», Хунтянь, имеет Небеса, Тянь, полностью окружающие и содержащие Землю, и поэтому было более привлекательным. Несмотря на это изменение популярности, сторонники модели Gaitian "Canopy Heaven" продолжали вникать в планарные отношения между кругом и квадратом, поскольку они были важны в символике. В своем исследовании геометрической взаимосвязи между кругами, описанными квадратами, и квадратами, описанными кругами, автор Zhoubi Suanjing вывел один пример того, что сегодня известно как теорема Пифагора.
.