A zaouia или zawiya (арабский : زاوية zāwiyah; «собрание», «группа» или «круг», также пишется как zawiyah, zawiyya, zaouiya, zaouya и zwaya) - исламская религиозная школа или монастырь. Термин Магреби и Западноафриканский, что примерно соответствует восточному термину медресе. В завии часто есть пруд, а иногда и фонтан.
В доколониальные времена эти были основными источниками образования в этом районе и обучали основам грамотности большую часть детей даже в довольно отдаленных горных районах, что привело к общепринятому предположению, что уровень грамотности в Алжире во время французского завоевания 1830 г. были выше, чем у европейской Франции. Их учебная программа началась с запоминания арабского алфавита и более поздних, более коротких сур Корана ; если студент был достаточно заинтересован или склонен, он продвигался к юриспруденции (фикх ), теологии, арабской грамматике (обычно преподается с помощью знаменитого резюме ибн Аджуррума ), математике (в основном как она относились к сложной правовой системе распределения наследства), а иногда и астрономии. Они по-прежнему действуют во всем Магрибе и продолжают оставаться основным образовательным ресурсом в Сахеле в Западной Африке, от Мавритании до Нигерии.
В арабском мире термин завия может также относиться к суфию домик, родственный термину Текке / Текье в Иране, Турции и бывших Османских областях, а также ханка или даргях, используемый в различных частях Азия. Примером может служить Хилалия Завия в Сирии. Одна из самых известных живых или современных завий - это Завия шейха Ахмеда Тиджани, расположенная в Фесе, Марокко. Есть несколько расширений или суб-завий, связанных с этой завийей, расположенных в разных местах по всему миру.
Лалла Зинеб эль-Качими (1850–1904 гг.), Глава рахмании суфий завий, в АлжиреСреди арабского языка хасания говорящие населения Мавритании, Западной Сахары, Марокко, Мали и Алжира (часто как сахрави ), этот термин также используется для обозначения определенного типа племени. Сахарское общество традиционно (и до сих пор в некоторой степени) расслоено на несколько племенных каст, причем воинские племена хасанов правили и собирали дань - горма - с раб Санхаджа Берберы. Среднюю касту составляли завая, или ученые племена, которые давали религиозные наставления и услуги. Это не обязательно означало, что они поддерживали монастырь или школу, как описано выше, поскольку все эти племена были более или менее кочевыми. Однако важные шейхи и суфии иногда создавали школы, или после их смерти их мазар (мавзолей) превращался в святые места, значимые для племени.
Часто завая произошли от Санхаджи, в то время как Хассане заявляли о своем происхождении от Бени Хассана, которые идентифицированы как арабы. Даже если смешанные браки и союзы племен делали различие трудным для сохранения с научной точки зрения, это было важно с культурной точки зрения; однако примерно с 19 века большинство или все сахарские племена приняли арабский язык хасания и стали считать себя арабами. Иногда роли завая и хассане менялись вместе с этим: военная и экономическая мощь часто приводила к постепенному пересмотру роли племени и, одновременно, к его самовосприятию религиозного и этнического происхождения. Племена завая были более или менее синонимами чорфа, племен, которые утверждали, что произошли от Мухаммада, особенно в северных областях Хасана, то есть в сегодняшней Западной Сахаре. В областях, которые в целом соответствуют сегодняшней Мавритании, это не обязательно так; там имя «Марабут » также используется как синоним «Завая» в его племенном значении.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Завия. |